Что такое рефлексивное слушание. Пособие для психологов "Приёмы рефлексивного слушания"

27.12.2023

По существу рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти приемы называют "активным слушанием", поэтому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего. И все же, как уже говорилось ранее, "слушать" в отличие от "слышать" по существу является активным процессом; это более явно на примере рефлексивного слушания.

Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями Выяснение помогает сделать сообщение более понятным, и способствует более точному его восприятию слушающим. Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно, так: "Пожалуйста, уточните это". Или если необходимо понять явление в целом, можно спросить, например: "В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?"

Перефразировать - значит сформулировать ту же мысль иначе. В беседе перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Собеседник, пытающийся перефразировать мысль говорящего, в определенном смысле рискует, поскольку не уверен в том, что он, в самом деле, понял сообщение правильно, ведь никто же не хочет показать свое непонимание.

Цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование, как ни странно полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной

Перефразирование можно начать следующими словами

"Как я понял Вас…».

"Как я понимаю, Вы говорите…».

"По Вашему мнению…».

"Выдумаете…».

"Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но…».

"Другими словами, Вы считаете…"

Отражение чувств . Здесь акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражение слушающим чувств выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния" Конечно, различие между чувствами и содержанием сообщения в определенном смысле относительно и его не всегда легко уловить. Однако, это различие часто приобретает решающее значение. Как бывает приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет чувства, не обращая особого внимания на содержание нашей речи, существо которой имеет подчас второстепенное значение. Отражение чувств помогает также и говорящему - он полнее осознает свое эмоциональное состояние. Ведь мы живем в обществе, которое учит нас контролировать свои чувства. Это приводит к тому, что мы часто теряем представление о своих чувствах и испытываем трудности в их выражении.

Резюмирование. Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот прием применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение используются относительно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

Как и в других описанных выше видах ответов, резюме следует формулировать своими словами, но типичными вступительными фразами могут быть следующие:

"То, что Вы в данный момент сказали, может означать…».

"Вашими основными идеями, как я понял, являются…».

"Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: "Да", "понимаю", "угу", "почему" и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

Если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

Если собеседник говорит о своих проблемах;

В напряженных ситуациях;

При разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.

Рефлексивное слушание - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:

- выяснение, уточнение:

"я не понял",

"повторите еще раз...",

"что вы имеете в виду?",

"не могли бы Вы объяснить?"

- парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:

"вы считаете, что...",

"другими словами...";

- отражение чувств:

"Мне кажется, Вы чувствуете...",

"Понимаю, Вы сейчас разгневаны...";

- продолжение, то есть вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

- оценки: "ваше предложение заманчиво", "мне не нравится";

- резюмирование:

"Итак, Вы считаете...",

"Ваши слова означают...",

"Другими словами...".

Приёмы повышения эффективности делового общения

Что препятствует эффективному деловому общению?

1.Недостаточное внимание и понимание важности общения;

2.Неправильные психологические установки отдельных работников:

Стереотип мышления;

Предвзятое мнение;

Неправильное отношение к чему-либо;

Отсутствие внимания и потеря интереса;

Неполнота фактического материала;

3.Плохая структура сообщений:

Ошибки в организации сообщения;

Неправильная оценка способностей получателя понять

сообщение;

Недостаточная достоверность;

4. Слабая память;

5.Отсутствие обратной связи.

Повышение эффективности делового общения:

· прием “нейтральная фраза” – в начале выступления произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание.

· прием “завлечения” – говорящий вначале произносит нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации внимания.

· прием “установление зрительного контакта”:

Обвести аудиторию взглядом;

Пристально посмотреть на кого-нибудь;

Фиксация взглядом нескольких человек в аудитории

· прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи:

Быстрее;

Медленнее;

Скороговоркой;

Нейтрально и т. д.

Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.

· прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении.

Психология общения

Приёмы и техники активного слушания

Типичные ошибки беседы

Техники слушания .

Важнейшее условие продуктивного общения - это умение слушать .

Умение слушать не означает простого молчания, это ак­тивный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения.

Можно выделить следующие виды слушания : активное, пас­сивное, эмпатическое .

I. В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмо­ционального стресса, сильного эмоционального возбуждения , эффективно пассивное слушание .

Активное слушание бесполезно , так как человек не очень хо­рошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.

Собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.

Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересован­ность с помощью таких слов : «я понимаю», «да-да», «конечно же» и т. п.

Задача слушающего - поддерживать разговор до тех пор, по­ка собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросьr : «А Вы что сделали?», «А Вы как ответили?» и т. п.

II. В случаях, когда в процесс е общения решаются проблемы, значимые для личности , эффективно применение эмпатическогo слушания .

Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чув­ства собеседника, его переживания , не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы «так это у тебя потому, что... ».

Представить себе эмоциональное состояние пациента может медсестра, которая обладает способностью к сопереживанию, т. е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии .

Эмпатия это - понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание, проникновения в его субъективный мир.

Следует различать понятия : жалость, симпатию и эмпатию :

Жалость – «Мне Вас жаль»,

Симпатия – «Я Вам сочувствую»

Эмпатию – «Я - с Вами».

Эмпатия тесно связанной с такими характеристиками медицинской сестры как теплота, доброжелательность, надежность, искренность и др.

Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т. е. от эмпатической связи с медицинским работником .

III. Активное слушание Эта техника активно применяется в том случае, если собесед­ники обмениваются информацией .

Приёмы активного (рефлексивного) слушания

Рефлексия - это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, знание того, как другой понимает его .

Это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга.

Например,

Старшая медсестра должна почувствовать и оценить, как она воспринимается своими подчиненными.

Для этого она должена быть способна анализировать себя, свое поведение, а так же партнера по общению.

В беседе слушание должно быть главным образом активным , так как основная цель получение необходимой информации для решения проблемы .

Этому способствуют техники активного слушания .

I. ВЫЯСНЕНИЕ (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику с вопросами для получения информации, за уточнениями .

Это можно сделать с помощью нескольких методов:

1) Закрытые вопросы , которые требуют ответов типа «да» или «нет»

«Вы выходите на работу завтра?»;

«Это все, что Вы хотели сказать?»

Когда мы хотим ускорить получение согласия;

Подтвердить ранее достигнутую договоренность;

При выяснении конкретного факта или обстоятельства.

Ø В других случаях их не следует задавать, так как они :

- создают напряженную обстановку , у собеседника может сложиться впечатление, что его допрашивают;

- могут нарушить ход мысли говорящего собеседника;

- собеседник лишается возможности высказать свое мнение , беседа смещается в сторону задающего закрытые вопросы собеседника.

Ø В результате:

- страдает эмоциональная сторона беседы , она становится более напряженной, менее благоприятной;

- вся активность и инициатива в беседе в основном находится в руках партнера, задающего такие вопросы , отвечающий на них собеседник значительно пассивнее.

И мы можем не получить всю необходимую информацию ;

Так что лучше закрытые вопросы держать в резерве и использовать их лишь по мере необходимости.

2) Открытые вопросы требуют дополнения информации к первоначальному сообщению, заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение .

Ø Открытые вопросы задают в случаях:

Когда слушающий мало ориентируется в проблеме говорящего, в его отношениях, оценках, мнениях.

Ø В открытом вопросе не должно содержаться намека на ожидаемый ответ .

«Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?»;

«Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;

«Что Вы предлагаете?»;

«Что Вы думаете по поводу?..»;

«Как Вы расцениваете?..»

Ø При использовании открытых вопросов :

Собеседник активизируется;

Происходит переход к диалогу;

Устраняются психологические барьеры, собеседник выходит из состояния сдержанности, замкнутости;

Собеседник становится источником идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Ø Недостатки открытых вопросов :

Мы можем потерять инициативу в беседе;

Можем потерять контроль над ходом беседы;

Беседа может повернуться в русло интересов и проблем собеседника.

II. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ (вербализация услышанного) состоит в том, что вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами , переформулировав слова партнера.

Эта техника позволяет устранить барьер , который заключается в восприятии и интерпретации получаемой в общении информации .

Цель перефразирования - с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность своего понимания его сообщения.

Примеры:

- «Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что...»;

- «Иначе говоря, по Вашему мнению...»;

- «Другими словами, Вы считаете...»;

- «Как я понял Вас, Вы хотите...»;

- «По Вашему мнению, для выполнения задания не хватает...»;

- «Вы думаете, что...»

Ø Перефразирование сообщения позволяет говорящему понять :

1. что его внимательно слушают и стараются понять, а это всегда приятно;

2. в случае же если его понимают неправильно, он может внести соответствующие коррективы.

Ø Перефразирования позволяют Вам :

- убедиться, что вы правильно поняли собеседника , что не было искажения в приеме и понимании переданной вам информации;

- лучше запомнить переданную вам информацию;

- лучше осознать ситуацию , позицию собеседника в том случае, когда вы не готовы дать окончательный ответ , у Вас появляется дополнительное время для продолжения обдумывания и принятия решения .

III. РЕЗЮМЕ представляет собой ответы, подытоживающие основные идеи и чувства говорящего собеседника .

Ø Резюме целесообразно применять:

В продолжительных беседах;

При проведении заседаний;

В конце телефонного разговора, особенно если он касается разных вопросов или предусматривает какое-либо действие со стороны слушающего;

В ситуациях при обсуждении разногласий;

Урегулировании конфликтов;

Рассмотрении претензий;

При решении каких-либо проблем.

Ø Плюсы резюме :

Помогает объединить фрагменты разговора в смысловое целое;

Дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего;

Позволяет структурировать мысли партнера.

Примеры вступления перед резюме :

- «Как я понял, Вашими основными идеями являются...»;

- «Если подытожить сказанное Вами, то...»;

- «Таким образом, Вы считаете, что...»;

- «Короче говоря, Вы хотите...»

IV. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВ (отражение чувств с помощью слов): состоит в высказывании об эмоциональном состоянии одного из собеседников на момент беседы.

Цель данного приема состоит в :

- поддержании эмоционального контакта с собеседником . Нам приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет чувства, не обращая особого внимания на содержание нашей речи;

- отражении чувств . Говорящий полнее осознает свое эмоциональное состояние, свои чувства, связанные с его сообщением;

- понимании собеседника ;

- поощрении собеседника говорить об этом подробнее .

Медицинскому работнику следует помнить, что умение общаться во многом зависит не только от информации, но и от понимания чувств и эмоциональных реакций собеседника.

Недаром восточная мудрость гласит : «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».

Поэтому умение распознавать свои и чужие чувства необходимо развивать.

Для того чтобы понять чувства собеседника, нужно :

1) обратить внимание на употребляемые им слова, выражающие чувства (гнев, радость, печаль и т. д.);

2) следить за невербальными средствами общения : за выражением лица, интонацией, позой, жестами, перемещением собеседника (отходит говорящий от вас или подходит ближе);

3) представить, что бы вы чувствовали на месте говорящего .

Можно пользоваться определенными вступительными фразами :

- «Мне кажется, что Вы взволнованы, обрадованы, огорчены, удивлены тем, что...»;

- «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным в связи с тем, что Вы сказали о...»,

- «Вы, как мне кажется, несколько расстроены тем, что...» (дальше идет пересказ своими словами того, что Вы поняли из слов собеседника, то есть перефразирование его сообщения);

- «Вероятно, Вы чувствуете себя несколько обиженным из-за того, что...»;

- «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженным в связи с тем, что...»;

- «Вы выглядите несколько огорченным, обеспокоенным из-за того, что...»

Вербализация своего эмоционального состояния во время беседы .

- «Я чувствую себя встревоженным, услышав от Вас то, что...»;

- «Я несколько сбит с толку Вашим заявлением о том, что...»;

- «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»

V. РАЗВИТИЕ МЫСЛЕЙ : исходя из слов собеседника, вы пытаетесь развить его мысль дальше. Развитие мыслей собеседник может быть в виде:

логического следствия или интерпретации слов собеседника .

1. Логическое следствие . Вы используете слова собеседника как причину, а свои мысли как следствие .

Таким образом, вы пытаетесь установить причинно-следственную связь, отталкиваясь от слов собеседника .

«Если исходить из сказанного Вами, получается, что...»

Например,

исходя из сообщения студента о том, что он не может сдать ОСД, вы можете заключить, что, видимо, не будет и стипендии.

2. Интерпретация. В этом случае вы пытаетесь найти корни, причины тех или иных высказываний, мыслей, точки зрения, позиции и высказываете их собеседнику.

«Вы так считаете, видимо, потому что...» (дальше вы высказываете свои предположения относительно мотивов или интересов собеседника);

«Вы не хотите перейти к нам в отделение, видимо, потому, что сейчас у нас идет смена поколений. Но наряду с работниками, работающими по старинке, есть молодые специалисты, которые с этим не согласны, но они еще недостаточно сильны».

Ø Техника развития мыслей применяется:

При решении деловых (производственных) или личностных проблем;

В случаях, когда есть сомнения, противоречивые мнения;

Когда стоит проблема выбора.

Ø С помощью данной техники вы показываете собеседнику :

1) что внимательно его слушаете, пытаетесь его понять как можно лучше,

2) что помогаете ему лучше понять самого себя: свои сомнения, их корни, мотивы выбора,

3) к чему может привести выбор того или иного мнения, точки зрения или решения, демонстрируя положительные и отрицательные стороны его доводов.

Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его воз­раста, профессиональной деятельности, вида общения .

Типичные ошибки беседы

При проведении беседы очень часто проявляются типичные ошибки, которые мешают пониманию собеседниками друг друга.

1. Игнорирование Вы не обращаете внимания на высказывания партнера, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы, чувства собеседника.

2. Эгоцентризм Вы пытаетесь найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас.

Вы высказываетесь исходя только из своих интересов, отстаиваете только свои интересы, признаете только свою точку зрения, позицию, мнение.

3. Натиск Первыми же вопросами и реакцией вы вынуждаете собеседника занимать оборонительную позицию, вызываете защитное поведение.

4. Пренебрежение Вы проявляете неуважение к собеседнику.

У вас есть предварительное убеждение в том, что партнер не скажет ничего дельного.

Вы подчеркиваете разницу между собой и партнером

В литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, перефлексивное, активное, рефлексивное.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую заранее, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить. Критический анализ требует оценки качества и правильности умозаключений собеседника, т.е. утверждений, которые основаны на изучении фактов, но не обязательно являются истинными. Факт - это проверяемое утверждение, а умозаключение - это вывод, из них проистекающий. Слушая критически, собеседник обычно:

  • выясняет , есть ли значимые факты, подкрепляющие сформулированный вывод, релевантны ли они;
  • оценивает , кажется ли связь между доказательствами и выводом логичной;
  • определяет , нет ли другой известной информации, снижающей качество выводов.

На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, где принимаются решения, обсуждается новый опыт, проекты, высказываются точки зрения (совещание, собрание или дискуссия). В то же время критическое слушание неэффективно там, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания (урок, лекция, доклад). Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы пролетает мимо, падает интерес к информации, время теряется, остается неудовлетворенность.

Эмпатическое слушание . Эмпатия (от англ. - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит. Существует три варианта проявления эмпатии - это эмпатическое реагирование, принятие другой точки зрения и симпатическое реагирование.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, когда человек, используя включенное наблюдение, переживает эмоциональные реакции, сходные с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого.

Принятие другой точки зрения - представление себя на месте другого, в его роли - как бы «умение ходить в чужих ботинках».

Симпатическое реагирование - это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившихся у него обстоятельств или ситуации. Метод симпатического реагирования отличается от двух предыдущих в основном тем, что партнер не пытается сопереживать другому человеку. Понимание того, что испытывает на самом деле другой, вызывает у человека огорчение, беспокойство за этого человека, жалость к нему или другие чувства.

Правила эмпатического слушания:

  1. важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
  2. в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
  3. отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
  4. необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Увидеть мир с точки зрения другого - это весьма сложное умение, и оно развито у людей по-разному, более того, у некоторых эта способность недоразвита. Эмпатические навыки позволяют повысить эффективность взаимодействия, но они, так же как и сосредоточение, требуют от участника взаимодействия дополнительных усилий. В основе таких умений лежит уважение к собеседнику, начинающееся со взгляда на человека не только как на объект, но и как на личность со своими ценностями. Уважение позволяет сосредоточить время и силы на других, а не на себе самом.

В коммуникации эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика). Сознательно наблюдая за собеседником и задавая себе вопросы, вы сможете сосредоточить на вербальных и невербальных аспектах информации, через которые в большей степени выражается эмоциональное состояние человека.

Нерефлексивное слушание . Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими репликами и замечаниями, облегчает слушателю процесс самовыражения и помогает ему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами. Важным сигналом такого слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.

В коммуникации иногда приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения (например, в условиях конфликта). Именно в этом случае срабатывают приемы нерефлексивного слушания. В такой ситуации собеседник как бы и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, «зациклен» на чем-то, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо прежде всего успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого общение с ним можно продолжить.

В таких случаях важно просто слушать человека, давая ему понять, что он не один, что вы понимаете и готовы поддержать. Специалисты считают, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увеличивается, но, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, т.е. не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и сможет нормально общаться. При этом вообще молчать тоже не следует, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Лучше всего действует реакция типа: «да-да», «ну конечно», «согласен», кивок головой и т.п. Иногда в таких случаях полезно осуществить «подстройку» к собеседнику, т.е. вести себя, как он: повторять его слова, эмоции, отражать его жесты, мимику. Но если сделать это естественно сложно, то лучше и не пытаться подстраиваться, так как собеседник, заметив неискренность, оценит действия партнера как издевательство над своими чувствами.

Нерефлексивное слушание во время общения позволяет собеседнику, имеющему проблемы (например: заикание, ограниченный словарь, застенчивость, неуверенность в себе и др.), сосредоточиться и высказаться. Оно эффективно также в общении с человеком, который озабочен проблемой, ему не терпится высказать свою точку зрения, отношение к чему-нибудь (например, он просит вас: «Выслушайте меня до конца, а потом скажите, что вы об этом думаете и посоветуйте, как мне быть в сложившейся ситуации»). Нерефлексивное слушание уместно также с теми собеседниками, кто испытывает отрицательные эмоции, чувствует накал страстей и словесно «разряжается».

Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие:

  • поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой); -«эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
  • «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
  • «пара фраз» (передача высказываний партнера другими словами);
  • побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);
  • эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); негативные реакции:
  • продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
  • логические следствия из высказываний партнера, например предположение о причине события, оценки, советы;
  • «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);
  • расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
  • пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Негативную реакцию при нерефлексивном слушании не следует использовать, не стоит также задавать уточняющих вопросов и говорить: «Успокойся, не волнуйся, все уладится», - это может вызвать взрыв негодования или расстройства у партнера, в этом состоянии собеседник не может понять адекватно эти слова, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Если эмоции партнера направлены непосредственно на вас, то главная задача - не заразиться ими, не впасть в то же состояние гнева, которое может привести к бурному конфликту или «выяснению отношений».

Активное рефлексивное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Рефлексия (от лат ге/1ех!о - отражение) - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным. Здесь осуществляется такая организация взаимодействия, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание информации, степень взаимопонимания.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания вопросов типа «Правильно я вас понял, что?..», парафразов «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:

  1. обеспечивается адекватная обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь, появляется уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно понята;
  2. косвенным образом происходит информирование собеседника о том, что перед ним равный ему партнер.

Занятие равноправной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается, как правило, быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «на пьедестале». Применение навыков активного слушания очень поможет тому, кому свойственна позиция «жертвы»: таким образом он не только сбивает авторитарного собеседника с привычной позиции, но и поднимает до уровня равного разговора с партнером, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах беседы, а не на собственных переживаниях и опасениях.

В общении не только слова, но и жесты могут иметь несколько значений, и соответственно слушателями могут быть поняты по-разному. Бывают ситуации, когда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, - все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому-то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.

Рефлексивное слушание — один из типов активного слушания, основанного на логике слов и общения. Другим, противоположным направлением является эмпатическое слушание, где основной целью является понимание эмоций собеседника. Рефлексивное слушание иногда называют «мужским» типом общения и находят свое применение с деловой сфере, где допускается минимальный отход от дела.

Практика показывает — часто лишь малая часть сказанного находит понимание. Мало собеседнику задать вопрос — нужно добиться того, чтобы собеседник понял вопрос, а мы поняли ответ. Для этого и применяется рефлексивное слушание.

Данный метод применяется в ситуациях, когда у собеседников разный уровень коммуникативных навыков. Например, требуется понять смысл используемых терминов или контекст слов визави.

Методы рефлексивного слушания

В этом типе слушания применимы те же методы, что и в активном слушании. А именно:

Уточнение . Если сказанное визави не понятно или может истолковываться двояко, то правильным будет напрямую запросить дополнительную информацию. Для этого достаточно прямо задать вопрос. Например:

«Что вы имеете в виду, говоря о…?»

Помимо того, что мы получаем дополнительную информацию мы демонстрируем то, что слушаем собеседника. Собеседник говорит не сам с собой, его слова слышат. Это способно побуждать говорить дальше.

Если у нас мало информации, то утвердительный ответ может быть неверно истолкован. Например, собеседник высказывает обеспокоенность процесса подготовки к некому проекту. Если мы попытаемся поддержать визави без достаточной информации, то это может ему подсказать — мы на разных волнах, у нас нет понимания. Вместо этого мы задаем уточняющие вопросы о том, что именно вызвало у него такую обеспокоенность.

Парафраз или перефразирование. Этот метод подразумевает, что мы повторяем сказанное другим человеком своими словами. Парафраз может начинаться с вопроса, типа:

«Правильно ли я вас понимаю, что…?»

Мы даем обратную связь. Мы демонстрируем, что слышим другого человека. И у нас есть понимание — верно ли это понимание визави может оценить.

С другой стороны парафраз позволяет в случае необходимости амортизировать негатив со стороны собеседника. Например:

«Я расстроен»

«Другими словами ты ожидал другой реакции, правильно я понял?»

Эхо или повтор. Мы просто повторяем то, что было сказано собеседником. С одной стороны мы демонстрируем внимание к словам другого человека. С другой — даем возможность собеседнику услышать его же слова и оценить со стороны.

Резюмирование или подведение предварительных итогов . В этом приеме мы кратко подводим те итоги, к которым успели прийти. Такой подход дает понять, в правильно ли направлении мы движемся. Мы можем привести в порядок поток мыслей и синхронизировать общее понимание ситуации. Резюмирование широко используется в деловой сфере, например, в продажах.