Как избавиться от эмоциональной незрелости. Эмоциональная зрелость и эмоциональная незрелость

18.02.2024

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Олпорт видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Эмоциональная зрелость.

Шесть черт психологически зрелого человека по Гордону Олпорту:

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.

Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлечённости. По Олпорту, любовь к себе – это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям.

Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания.

Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают её искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.

Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется чёткое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, – это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Зрелые люди способны видеть целостную картину, благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь – по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни даёт поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Альберт Эллис и сторонники рационально-эмоционально-когнитивного направления в психологии (РЭПТ, рационально-эмоционально-поведенческая терапия) так же выделили признаки эмоциональной зрелости.

признаков эмоциональной зрелости по Альберту Эллису

1. Счастье как цель жизни.

Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

2. Долговременный гедонизм .

Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

3. Принятие факта смертности.

Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

4. Самоопределение.

Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

5. Принятие неопределённости .

Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

6. Приверженность творческим поискам.

Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

7. Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) . Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

8. Социальные интересы.

Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

9. Гибкость.

Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования (требования к себе, к окружающим людям и к миру в целом) суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

10. Принятие действительности.

В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны (подвержены ошибкам), ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

11. Готовность к рискованным поступкам.

Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

12. Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм .

Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура (американский протестантский теолог – прим. ред.): иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

13. Эмоциональная ответственность .

Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

Эмоциональная незрелость.

Одним из дефектов воспитания в дисфункциональной семье, является эмоциональная незрелость.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры... агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный "смысл жизни", прячась от самой жизни. В этом отношении им "помогают" агенты зависимости, которые становятся для них "смыслом". Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, "застряли" где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Эмоционально незрелые люди боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений.

У них ничего не бывает в меру. Если любовь - то "до умопомрачения" и изживания со свету дуг друга, если религия - то до слепого фанатизма, если спорт - то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа - то до инфаркта... Они не умеют просто чем-то увлечься, они "утопают" в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить её агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются её избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова "должен", "должна", должны". Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой - он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

«вот если бы я жил в другом городе, то всё было бы по- другому...»,

или «если бы я женился (или не женился)...»,

или: «если бы я мог уйти с этой работы...»,

или «если бы у меня был ребенок…»,

или «если бы он вел себя по-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы... то всё бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы...» - всего лишь мечты.

Страхи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного... Когда, казалось бы, всё в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

Олпорт (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Монтесума, шт. Индиана – 9.10.1967, Кембридж, шт. Массачусетс, США) – американский психолог, специалист по психологии личности.


Вы наверно когда-нибудь замечали взрослого человека, который ведёт себя незрело и могли подумать, чёрт возьми, что случилось с этим человеком, когда он начнёт действовать разумно и зрело! Это парадокс, потому что эмоциональная зрелость личности не связана с физической зрелостью, эти два явления являются разными полюсами. Эмоциональная зрелость не растёт вместе с вашим хронологическим возрастом и означает, что независимо от вашего возраста не гарантирована вам ваша эмоциональную зрелость.

Эмоционально зрелые люди, здравомыслящие люди, которые берут полный контроль над своей жизнью. Мягко говоря, они не ноют или не ищут виноватого, а думают о своей жизни и о той роли, которую они играют в жизни других людей. Эмоционально зрелые люди не ищут оправдания. Каждая эмоция, которую показывают эмоционально зрелые люди реальна. Они не пытаются усложнить свою и жизнь других людей. Достаточно сказать, что эмоционально зрелые люди ведут хорошо налаженную жизнь из-за их здорового взгляда на жизнь. Эмоциональная зрелость имеет много различных уровней. Ее начальный уровень включает в себя осознание своего влияния на собственную жизнь и ответственности за неё, и не обвиняя других в своих неудачах.

Далее человек начинает становиться честным со своими эмоциями, не проецируя идеалистические эмоции, а будучи уверенным в проявлении настоящих эмоций. Потом человек идет вверх в направлении достижения конечной эмоциональной зрелости, человек становится эмоционально открытым и не подавляет свои чувства.

Следующий уровень состоит в том, чтобы задача стала эмоционально решающей, которая может быть достигнута благодаря уважению собственных чувств. И, наконец, достигнув уровня эмоциональной отчуждённости, которая является прямым следствием истинного понимания эмоций, следовательно, отпускает все эмоции, будь то хорошие или плохие. Оставляя чувство удовлетворения и счастья. Как же достичь эмоциональной зрелости? Давайте рассмотрим концепцию эмоциональной зрелости личности, узнав больше о её чертах и ​​способах работы над ней.

Характеристики эмоциональной зрелости.

Легкий поток любви и привязанности.

Эмоционально зрелые люди открыты для любви и привязанности. Они имеют способность доверять людям и себе, чтобы дать и принять любовь. Они не имеют препятствий в их , которые могли бы затруднить их способность верить в доброту жизни.

Лицом к лицу с реальностью.

Эмоционально зрелые люди не тратят впустую своё время и ресурсы в жизни, как будто эмоционально незрелые. Они видят ситуации в жизни такие, какие они есть, и не создают свою собственную истины и параллельную реальность. Эмоционально зрелые люди смело смотрят правде в и не боятся сложных ситуаций.

Практический опыт жизни.

Эмоционально зрелые люди легко узнают много полезного из своего жизненного опыта. У них есть способность видеть всё в позитивном свете и принимать реалии жизни. В то время как незрелый человек ничему не учится из жизни, он всегда понимает жизненные ситуации в искажённом виде.

Критика.

Быть эмоционально зрелым, означает, что один знает, что человек знает свои и сильные стороны. Вот почему он спокоен, когда кто-то конструктивно критикует его. Эмоционально зрелый человек всегда будет ценить мнение других людей и будет стремиться стать лучшим человеком или быть лучше в чём-то.

Надежда.

Эмоционально зрелые люди не теряют надежды в жизни, всегда надеясь на лучшее. Они видят хорошее во всём и никогда не склонны к пессимизму. Это делает их уверенными в себе личностями, всегда готовыми противостоять ударам жизни с уверенностью.

Как узнать, что вы эмоционально зрелый человек?

Иногда незрелость также может быть связано с жестоким обращением с детьми. Прочитайте эти вопросы и узнайте, зрелы ли вы эмоционально. Пройдите небольшой тест, просто отвечайте да или нет.

  • Вы хорошо справляетесь с внезапными изменениями?
  • Вы обращаете внимание на идеи других людей?
  • Вы понимаете свои чувства по мере их возникновения?
  • Вы действуете мудро и обдуманно, когда у вас стресс?
  • Вы выражаете свои чувства?
  • Берёте ли вы ответственность за свои поступки и поведение?
  • Вы контролируете сильные эмоции и порывы?

Если у вас есть хоть один «Нет» на любой из этих вопросов, то это указывает на часть вашей жизни, где вы не совсем эмоционально зрелы.

Как развить эмоциональную зрелость?

Будьте дарителем.

Человек должен развивать в себе бескорыстие, чтобы достичь эмоциональной зрелости. Бескорыстное поведение внушает человеку чувство подлинности. Такой человек чувствителен к потребностям и эмоциям других людей, и не держат его оковы тщеславия.

Проницательность.

Человек должен стать проницательным, чтобы обрести эмоциональную зрелость. Мнения других людей, должны быть тщательно проанализированы, любая возможность улучшения себя должна иметь первостепенное значение.

Окружите себя позитивом.

Вы должны сделать сознательное усилие, чтобы быть в окружении позитивных людей. Тех людей, которые верят вас и честны с вами. Они могут многому научить вас, что вы можете применить вашей жизни.

Сосредоточьте внимание на более широкую картину.

Вместо того, чтобы тратить себя в мелочах жизни, сосредоточьте большее внимание на смысле жизни. Постарайтесь отвлечься от жизненных проблем и попытайтесь сосредоточиться на вещах, которые важны в перспективе. Думая только о себе вы станете самодовольным человеком и у вас появятся регрессивные чувства, как жалость к себе и самокритичность.

Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама. Незрелая личность надеется, зрелая действует. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Это люди, чьи эмоции в своем развитии ”замерли” на уровне детских проявлений. Это люди, которые боятся показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, поэтому они болезненны к критике, постоянно сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, иногда чувствуют себя ущербными, и часто судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость» за счет каких-то внешних проявлений.

Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры… агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный «смысл жизни», прячась от самой жизни. В этом отношении им «помогают» агенты зависимости, которые становятся для них «смыслом». Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, «застряли» где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений. У них ничего не бывает в меру. Если любовь — то «до умопомрачения» и изживания со свету дуг друга, если религия — то до слепого фанатизма, если спорт — то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа — то до инфаркта…

Они не умеют просто чем-то увлечься, они «утопают» в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить ее агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются ее избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова «должен», «должна», должны». Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой — он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

  • «вот если бы я жил в другом городе, то все было бы по другому…»,
  • или «если бы я женился (или не женился)…»,
  • или: «если бы я мог уйти с этой работы…»,
  • или «если бы у меня был ребенок…»,
  • или «если бы он вел себя пр-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы… то все бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы…» — всего лишь мечты.

Страхи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они часто страдают. Страдания их ограничиваются или виной за прошлое, или беспокойством за будущее. Собственно, часто вместо полезной деятельности они выбирают страдания. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного… Когда, казалось бы, все в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

Признаки характера незрелой личности:

  • неустойчивость настроения,
  • плохо контролируемые влечения,
  • недостаточность сознательной и целевой активности,
  • поверхностные, незрелые суждения.
  • сниженная интегративная функция «Я», мотивационная и эмоциональная неустойчивость,
  • аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;
  • высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех;
  • ярко выраженная пассивно-страдательная позиция;
  • отсутствие потребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;
  • пассивно-зависимый стиль межличностного поведения;
  • выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего «Я»;
  • стиль мышления, сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности;
    защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.

Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, и она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей). Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама. Незрелая личность надеется, зрелая действует. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.

Незрелая личность — декорация, она беспокоится о том, как выглядит. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит. Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение — отсюда ее подозрительность. Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение — отсюда открытость зрелой личности. Незрелая личность хочет занимать высокое положение и иметь много, не занимаясь личностным ростом и приобретением навыков. Зрелая личность заботится о личностном росте и приобретении навыков. Высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт личностного роста.

Очень болезненно обнаружить у себя такой дефект характера, как незрелость, но, несмотря на это, работа над ним дает огромные результаты. Задайте себе следующие вопросы, когда будете анализировать себя на предмет зрелости:

  1. Боюсь ли я принимать на себя новую ответственность, как, например, уход из дома, устройство на работу, вступление в брак?
  2. Не хочу ли я постоянно привлекать к себе всеобщее внимание, и не становлюсь ли я несчастным, когда в центре внимания - другой?
  3. Не слишком ли быстро у меня опускаются руки, когда возникают препятствия, может быть, я хочу, чтобы все происходило легко и быстро?
  4. Не слишком ли я чувствителен к любой критике в свой адрес и не слишком ли критичен по отношению к другим?
  5. Обвиняю ли я постоянно других в проблемах, вызванных моими собственными недостатками?
  6. Не избегаю ли я исполнения повседневных обязанностей, погружаясь в мечты и фантазии?
  7. Не ищу ли я постоянно оправданий и причин собственных ошибок и неудач?
  8. Продолжаю ли я повторять те же ошибки, учит ли меня чему-то опыт этих ошибок?
  9. Отказываюсь ли я признать и принять свои недостатки и ограничения?
  10. Не провожу ли я много времени в спорах и жалобах на несправедливость жизни?
  11. Не вступаю ли я постоянно в соревнование с другими?

Вконтакте

Эмоциональная зрелость определяется способностью контролировать свои эмоции и брать на себя полную ответственность за свою жизнь вместе с ее возможностями и проблемами. Эмоциональная зрелость отражается на способности справляться адекватно с гневом, разочарованием, чувством вины, обидами, страхами, ревностью, разочарованиями, печалью, неуверенностью и множеством других чувств. Незрелость приводит к тому, что человек застревает в этих негативных эмоциях, не может переработать их.

Эмоциональная зрелость это также способность видеть жизнь реалистично и справляться с ежедневными задачами, которые жизнь ставит перед человеком. Он должен жить своей жизнью в настоящем, а не в прошлом или будущем, и, безусловно, оставаться самим собой, не пытаться быть похожим на других.

С эмоционально незрелыми людьми сложно иметь дело, потому что их способность интерпретировать и реагировать на разнообразные жизненные проблемы нарушена. Они, как правило, пытаются контролировать свой микромир в угоду своему идеальному образу и своему удовольствию или страхам, вместо того, чтобы принимать его таким, какой он есть, и работать над собой.

Это стремление является индикатором эгоцентризма или нарциссизма. Эгоцентризм и чувство собственной важности, как правило, характерны для детей. Эгоцентрическое мышление направлено не столько на приспособление к действительности, сколько на удовлетворение желаний, такое мышление говорит об эгоцентризме мысли, неспособности скоординировать различные точки зрения (пример: «я так думаю, значит так думают все», или «они не могут так поступать и так жить, потому что так неправильно, я так считаю», «Этого нет, потому что я этого не понимаю или потому что это невозможно» и т.д.). Восприятие мира при таком мышлении не дифференцировано как единое целое, и существует без анализа – все не связано друг с другом. Получается, что человек может переходить от частного к частному, минимальна способность к обобщению. И присутствует нечувствительность к противоречиям – то есть человек может говорить о противоречивых вещах, не понимая (не замечая) этого. Часто такие люди непроницаемы для опыта – это когда что бы человеку ни показали, он все равно будете стоять на своем. Такое мышление подчинено принципу удовольствия, но не принципу реальности.

При эгоцентричном мышлении не существует реальное, объективное суждение. Над эгоцентриком властвует идея защиты своего образа «Я». Поэтому он может чувствовать опасность, исходящую от других людей, и такую же опасность в тех ситуациях, когда события развиваются не так, как хотелось бы ему. В итоге проблемы эгоцентрируются и не решаются, превращаясь в личный конфликт.

Такое мышление это нормальный этап развития ребенка, но когда эти характеристики хронически проявляются у взрослого, это признаки того, что он на самом деле незрелый и психологически не является взрослым, он реагирует, опираясь на свой центр детского самоуправления. В результате мы видим взрослого, который выглядит как взрослый, имеет много взрослых обязанностей, но эмоционально он все еще ребенок.

Эмоционально незрелые люди идут по жизни, вынося вину в своих проблемах вовне, всегда виноваты другие, ситуации и обстоятельства. Они обвиняют других в своих отрицательных эмоциональных переживаниях, реакциях, вместо того чтобы взять на себя ответственность за то, что и как они чувствуют. Они пытаются контролировать других, когда не могут контролировать свою жизнь. Они стремятся найти причины, чтобы оправдать свои чувства и часто умело манипулируют другими людьми. Они одержимы тем, как заставить других думать так же, как они, и для этого использует нездоровые методы, поведение, чтобы добиться своего. Но жизнь и люди разнообразны и должны меняться. Для эмоционально здоровых и зрелых взрослых этот факт принят и интегрирован в психику, что позволяет им быть гибкими, толерантными и как следствие более эффективными в жизни.

Когда мы учимся принимать потребности и желания других людей вокруг нас, несмотря на свои желания, мы учимся предотвращать ненужные конфликты, проблемы. Быть взрослым означает, что мы принимаем то, что мы просто не можем изменить или получить. Людям нужна свобода и в отношениях в том числе, в общении. К сожалению, эмоционально незрелый человек видит это пространство свободы как угрозу для самого себя, потому что это то, в чем он не имеет никакого контроля, и поэтому он чувствует себя беспомощным. Он должен контролировать, и это отсутствие контроля заставляет его действовать. Он возмущается, грубит, истерит, плачет, манипулируют, все время полагая, что он имеет право так себя вести. Такое поведение разрушительно влияет на личные отношения с другими.

Процесс зрелости это в том числе то, что мы учимся в ситуациях, которые мы не можем контролировать, особенно когда они связаны с другими людьми. Люди имеют право жить своей жизнью, как они считают нужным, не так, как мы. Они имеют право выйти из отношений, говорить плохо о нас или даже ненавидеть нас. И вообще быть другими. Эмоционально зрелый человек принимает эти факты без необходимости изменить то, что другой человек чувствует, без реванша и без страха, что контроль потерян. Настоящий контроль приходит тогда, когда человек принимает разнообразие мира, людей и себя как часть, а не как центральную единицу.

Зрелость предполагает чувство эмоциональной безопасности – то есть когда у нас развита способность переносить разочарования и способность выдерживать проблемы и страхи в повседневной жизни. Мы признаем реальность, реалистичны в своих суждениях о людях и ситуациях, и находимся в контакте с реальностью. Мы можем оценивать себя непредвзято. Мы понимаем себя и можем шутить, смеяться над собой без потери самоуважения. Зрелый человек знает, что на большинство вопросов есть более чем один ответ. Зрелый человек знает, что у него нет ответов на все вопросы. Зрелый человек заботится о своих обязательствах и не обещает больше, чем может. Он принимает возрастные изменения и течение жизни, что ее нельзя остановить. Знает, что жизнь имеет свои взлеты и падения, принимает это и знает, что жизнь это не всегда что-то веселое, надежное и приятное. Зрелый человек творчески и гибко ищет способы справиться с проблемами в жизни и научился принимать людей, какие они есть. Зрелый человек не бежит от проблем.