Отношение к старшим по возрасту. Как привить ребёнку уважение к старшим? А если не удалось сделать это вовремя

26.12.2023

«Старших надо уважать, старшим надо помогать». Так говорят многие, но конкретно ничего не делают, ограничиваясь лишь разговорами. В празднование международного дня волонтеров молодогвардейцами Бурятии был проведен комплекс мероприятий.

Сначала молодогвардейцы оказали адресную помощь инвалиду-колясочнику Дариме Дымчиковой, лидеру общества молодых инвалидов Бурятии «Гэрэл». Ребята сделали влажную уборку в доме Даримы, прибили гардину и проводили ее на занятия до института.

Еще одну тщательную уборку молодогвардейцы провели на территории возле памятника Гэсэр, где давным-давно никто не убирался и не убирался бы, возможно, еще столько же...

Другая минигруппа молодогвардейцев в течение дня помогала людям пожилого возраста и ветеранам в таких элементарных вещах, как поход в магазин за продуктами (был выбран известный в городе социальный магазин) и переход через оживленную автомобильную дорогу.

Бабушкам и дедушкам такая инициатива очень приглянулась, ведь немногие могут обойтись своими силами, а просить кого-либо зачастую бывает неудобно.

Без сомнения можно сказать, что день удался, все намеченные планы осуществились,

и самое главное получили «кучу» положительных эмоций (особенно от бабушек и дедушек) и теплых пожеланий, которые были направлены в сторону ребят из «Молодой Гвардии». И, конечно же, не обошлось без пожеланий, что проводить такие мероприятия нужно как можно чаще!...

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? - спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание - прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать - ничего страшного - нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость - норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

- Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло - плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь - воспитателя из тебя не получится.

- Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище - это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это - не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники - это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

- А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек - личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность - это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм - это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи - это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, власти, содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям преклонного возраста. Об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные от Амра ибн Шуайба:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям) » (Тирмизи, 1920).

Выражение «не из нас» в данном хадисе означает, что неуважение к старшим является большим грехом, потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и показывает свою непричастность к совершающему этот грех.

Уважение к старшим – это одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Оно находит отражение во многих аспектах нашей жизни и в отношениях с людьми. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от проявления неуважительного отношения к старшим. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» рассказывает, что Абу Умамат передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

روى الطبراني في الكبير عن أبي أمامة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: "ثلاث لا يستخف بهم إلا منافق: ذو الشيبة في الإسلام، وذو العلم وإمام مقسط."

«Тремя людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в исламе (седым мусульманином), обладателем знаний и справедливым имамом ». (Табарани)

Пренебрежение может выражаться в насмешках, подколках, в обращении к нему с грубой речью, неэтичном поведении в его присутствии и в порицании его в лицо. Разве мало случаев, когда старец проходит рядом с компанией молодых, и кто-то из них начинает, подражая старику, насмехаться над ним? В школах ученики издеваются над взрослым учителем, в вузах студенты могут позволить себе это. Всё это признак невоспитанности человека, и немалую долю ответственности за это несут родители.

К сожалению, сегодня многие позабыли об этой сунне. Родители редко заняты воспитанием своих детей, мало кто уделяет внимание обучению детей уважению взрослых. Более того, находятся и такие родители, которые, наоборот, воспитывают в детях эгоизм, пренебрежение к старшим. Когда в автобус или маршрутное такси заходит пожилой человек, некоторые молодые люди могут даже не убрать ноги, чтобы не мешать пройти старику к своему месту, не говоря уже о том, чтобы уступить ему своё место. Подобное отношение вернётся к молодому человеку, когда он сам достигнет преклонного возраста.

قال عليه الصلاة والسلام ما أكرم شابٌ شيخاً لسنّه إلا قيّض الله له من يكرمه عند سنّه

«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста » (Тирмизи, 2022). Из этого хадиса можно понять, что если молодой человек относится неуважительно к пожилым, то Всевышний Аллах пошлёт к нему тех, кто и к нему будут относиться так же, когда он достигнет пожилого возраста.

Основной причиной неуважительного отношения к старшим является отсутствие стеснения. Многие воспитывают детей не быть стеснительными, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أنّ الحياءَ خيرٌ كُلُّه))

«Стеснение является благом ». (Муслим, 57).

Следует учить детей стесняться совершать греховные, предосудительные поступки и не стесняться делать доброе и хорошее.

Из этой статьи вы узнаете:

    Как воспитывать детей-помощников пожилым людям

    Как дети должны помогать пожилым людям

    Существуют ли в наше время детские волонтерские движения

    Современные тимуровцы – кто они и какую помощь пожилым людям оказывают

Социокультурная модель любого общества предполагает помощь детей пожилым людям. Уважение к старшему поколению возникает не вдруг, оно формируется годами. Не придумано еще волшебного средства, способного за короткий срок повлиять на характер пренебрегающего социальными нормами невежи. До пяти лет малыш контактирует с взрослыми, не придавая значения возрасту. Постепенно дети начинают осознавать возрастную разницу. Но почему же их стиль взаимодействия с пожилыми людьми порой бывает таким неадекватным? Дело в том, что родители не привили ребенку общепризнанные правила и стандарты поведения. И чем взрослее становится малыш, тем сложнее воспитать в нем нравственность.

Как воспитывать детей, чтобы те оказывали помощь пожилым людям

Во все времена детей учили уважать старших, оказывать им помощь. На протяжении тысячелетий не дозволялось перечить взрослым. Пожилые люди – носители мудрости и огромного жизненного опыта. У всех народов принято прислушиваться к мнению стариков, их слово всегда было законом для детей и внуков. С годами институт семьи претерпел изменения, но традиция считаться с позицией старшего поколения сохранилась до наших дней. Помощь молодых пожилым людям приобрела особую значимость.

Воспитывай детей или не воспитывай, они все равно вырастут похожими на нас. Помните, что лучший метод педагогики – это личный пример. Можно с раннего утра до позднего вечера читать нотации, рассказывать о моральных принципах и необходимости помогать нуждающимся, но если родитель сам нарушает законы нравственности, демонстрирует бескультурье и невежество, ребенок будет копировать его поведение, не придавая значения словам.

Чтобы помощь детей пожилым людям оставалась социальной нормой, не забывайте уступать место старичку в транспорте, доносить тяжелую сумку бабушке, вежливо отвечать на вопрос дедушки, оказывать поддержку старушке-соседке.

Если случилось так, что ваши дети начали проявлять неуважение к вам, к престарелым родным, другим пожилым людям, начинайте искать причины в себе!

Не задумываясь, ответьте на следующие пять вопросов:

    Каково ваше личное отношение к родителям, бабушкам и дедушкам, пожилым родственникам? Оказываете ли вы им помощь?

    Хотели бы вы, чтобы сын или дочь относились к вам так же, как вы относитесь к своим родителям, дедушкам, бабушкам, другим пожилым людям?

    Прислушиваетесь ли вы к родительским советам? Жалуетесь ли на постоянные нравоучения со стороны пожилых людей? Демонстрируете ли всем своим видом недовольство, подчеркивая, что вы уже не дети?

    Раздражают ли вас постоянные жалобы родителей и других пожилых людей на усталость, забывчивость, плохое самочувствие?

    Случалось ли вам обижаться или сердиться на своих родителей, дедушек, бабушек, пожилых родственников? Считаете ли вы, что мать или отец недостаточно любили вас, обделяли вниманием и заботой? Высказываете ли эти мысли вслух своим родителям?

По результатам ответов сделайте выводы.

Терпимость

Терпимость – это первая ступенька к уважению старших. Объясните младшим членам семьи, почему старики поступают так, а не иначе, как необходима помощь детей пожилым людям. Бабушка не может быстро двигаться в силу своего возраста. Дедушка постоянно переспрашивает, потому что стар и плохо слышит. Но одних разъяснений будет мало. Важно, чтобы вы сами проявляли снисходительность и терпение по отношению к ребенку, если он что-то разлил или разбил, неуклюже или медленно выполняет задание и т. д.

Учтите, что ему тоже нужна помощь. Малыши всегда внимательно наблюдают за взрослыми и копируют их реакции на происходящее. Будьте сдержанны, не кричите, не обвиняйте, не злорадствуйте. Помните: проявляя терпимость к другим, вы воспитываете это качество в своих детях!

История семьи

Мудрость людей старшего поколения понимаешь с годами. Детям кажется, что старики «отсталые» и глупые, ничего не смыслят в современной жизни. Объясните ребенку, что дедушка и бабушка не всегда были такими, как сейчас. Когда-то они так же играли, пели, учились в школе, дружили и влюблялись, радовались и грустили. Пожилые люди пережили все то же самое, что сейчас переживаем мы.

Чаще беседуйте с детьми об истории вашей семьи, рассказывайте им о жизни дедушки и бабушки, других пожилых родственников. Чтобы ваши истории были интересными и эмоционально окрашенными, демонстрируйте старые фото, домашнее видео, покажите награды старшего поколения. В доступной форме расскажите о трудностях, которые пришлось пережить пожилым родственникам, о том, как достойно люди справлялись с невзгодами и оказывали помощь другим. Но теперь, когда дедушка и бабушка состарились, они сами нуждаются в поддержке и понимании.

Рассказы детям о помощи пожилым людям помогают сформировать в них ответственность. Такие беседы способствуют осознанию, что у бабушек и дедушек была не менее интересная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому их опыт бесценен, они достойны уважения. Дети, знакомые с историей своей семьи, гордятся старшим поколением.

Внимание

Существует мнение, что стареют не от болезней, а от недостатка внимания. Лучший способ проявления заинтересованности и участия – это помощь детей пожилым людям. Только родители могут научить ребенка ограждать дедушку и бабушку от трудностей, заботиться о них.

С тем, что порой уже бывает не под силу людям старшего возраста, с легкостью справится подросток, полный энергии. Объясните детям, как необходима старикам подобная помощь: сходить в аптеку, купить продукты, вынести мусор, проводить в поликлинику, помочь с уборкой, перевести через дорогу и т. д.

Во многих семьях пожилым людям приходится сталкиваться с детским эгоизмом. Дедушка или бабушка плохо себя чувствует, а ребенок включил звук телевизора на полную мощность или затеял шумную игру. Научите малыша ставить себя на место других, бережно относиться к тем, кто рядом. Если страдает пожилой человек, следует уменьшить громкость телевизора, прекратить шумную игру, спросить, не нужна ли помощь. Дети должны знать, как реагировать на замечания старших членов семьи, проявлять осторожность в словах, чтобы не ранить и не обидеть стариков.

Но внимание заключается не только в помощи. Особую важность для пожилых людей имеют праздники. Разъясните детям, как важно не забыть поздравить дедушку или бабушку с днем рождения, с Новым годом, с профессиональным праздником и другими памятными датами.

Расскажите, как старики ждут этих дней, чтобы порадовать любимых внуков вкусным пирогом, напоить ароматным чаем. Как им будет приятно получить в подарок самодельную открытку или букетик полевых цветов. Как важно, чтобы дети о них помнили и стремились сделать приятное.

Помощь

Покажите на собственном примере, почему важна помощь детей пожилым людям. Научите уступать старикам место в общественном транспорте, пропускать вперед в очереди, донести сумки, перевести через дорогу и т. д. Помощь должна быть добровольной и от души. Сначала делайте добро вместе с ребенком, чтобы в дальнейшем у него закрепилось такое поведение.

Покажите картинки для детей, на которых изображена помощь пожилым людям. Обсудите, какую реальную поддержку может самостоятельно предложить ребенок. Можно совместно с детьми приготовить небольшие подарки для нуждающихся стариков, в выходной день посетить дом престарелых, навестить одинокую пожилую бабушку.

Сострадание

Сострадание – это способность чувствовать боль другого человека, отзываться на его беду. Чтобы ребенок вырос чутким и внимательным, необходимо с ранних лет развивать в нем это чувство. Учите своих детей сопереживать, оказывать помощь в трудной ситуации. Даже малыш способен проявить жалость, если кому-то больно.

Покажите, что необходимо сделать, когда кому-то плохо. Можно принести чай уставшему дедушке, укрыть одеялом заболевшую бабушку, отдать свою конфету плачущей сестренке, сказать теплые слова старенькому соседу. Читайте детям рассказы о помощи пожилым людям, обсуждайте проблемные ситуации. И тогда ребенок проникнется неподдельным уважением к интересам и переживаниям старшего поколения.

Личный пример

Все родители учат своих детей терпимости, вниманию, состраданию, трудолюбию, отзывчивости и другим лучшим человеческим качествам. Почему же все чаще и чаще звучат слова разочарования: сын растет черствым, дочь грубит пожилым людям, ребенок эгоистичный и бесчувственный, отказывает в помощи? Посеянные в душу малыша зерна добра прорастут только в том случае, если мать и отец сами служат ему примером, уважают старших, оказывают поддержку пожилым людям.

Папы и мамы должны помнить, что на них всегда устремлен любопытный и оценивающий взгляд ребенка. Самое действенное и результативное воспитание – это не слова, а поступки. Будьте вежливы по отношению к пожилым людям, относитесь к ним терпимее, не сквернословьте, не грубите старшему поколению, предлагайте помощь. Дети, как губка, впитают модель вашего поведения.

Конечно, воспитывать ребенка на личном примере намного сложнее. Нужно постоянно быть готовым оказать помощь и поддержку пожилому человеку. У добрых поступков нет каникул и выходных! Родитель должен быть примером в общественном транспорте, когда нужно уступить место старику, на улице, чтобы помочь пожилому человеку, дома, чтобы в десятый раз терпеливо ответить бабушке на один и тот же вопрос.

Обязательно поощряйте инициативу ребенка, объясняйте, как важна помощь детей старшему поколению. Грубость и невежливость, черствость и эгоизм должны подвергаться незамедлительной критике. Помните, что воспитание детей зависит только от родителей, самых близких людей.

Желание оказать поддержку не приходит само собой, его нужно мотивировать. Смотрите вместе с детьми художественные и мультипликационные фильмы, где добро побеждает зло, где демонстрируется помощь пожилым людям. После просмотра обязательно побеседуйте с ребенком, обсудите поступки героев, задайте вопросы:

    Сколько главных героев в фильме? Как их зовут?

    Кто из них положительный герой, а кто – отрицательный? Почему ты так решил?

    Влияет ли на поступки героев их воспитание? Какие положительные качества характера помогают герою фильма в жизни?

Подобное обсуждение учит детей анализировать свои действия, расширяет понимание плохих и хороших поступков.

Не огорчайтесь, если ребенок затрудняется давать оценку героям произведения. Чем больше вы будете обсуждать с ним различные сюжеты, тем лучше впоследствии будет результат.

Реальная помощь детей пожилым людям, или Кто такие современные тимуровцы

Многие люди говорят, что современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности и сострадания.

Бесспорно, в нашем обществе много эгоистичных людей, живущих своими идеалами. Их мир ограничен компьютерными играми и социальными сетями, а проблемы решаются лайками и кликами компьютерной мыши.

Жестокость подростков порой переходит все границы. Ради самоутверждения они готовы унизить более слабого одноклассника, пожилого человека, беззащитное животное. Многими подростками движет чувство превосходства над другими. Мы каждый день встречаем на улице детей, которые не уважают старость, не умеют сострадать, не обучены правилам вежливости и нравственности.

Но не все такие. Среди тех, кому небезразличны проблемы пожилых людей, есть волонтеры, или современные тимуровцы. Они готовы в любую минуту прийти на помощь. И делают это от чистого сердца, не ожидая награды за свои поступки. Молодые добровольцы находят стариков, нуждающихся в помощи, и стараются сделать их жизнь радостнее.

Дети помогают пожилым людям в уборке жилья, приносят продукты и лекарства, поздравляют с праздниками, скрашивают общением одинокую старость. Ребята посещают детские дома, больницы, интернаты для престарелых, устраивают праздники для сирот и стариков. Широкий круг деятельности юных тимуровцев охватывает и помощь бездомным животным.

Численность волонтеров растет с каждым годом. Отрадно, что в их ряды вступают школьники, осознавая, как важна помощь детей пожилым людям.

Ребенок, пополнивший ряды волонтеров, начинает смотреть на окружающий мир другими глазами. Его жизнь наполняется общением с единомышленниками, а сердце излучает доброту и оптимизм. Такие дети становятся более адаптированными в современном мире, учатся преодолевать препятствия, разрешать сложные проблемы. Они являются участниками реальной жизни, а не выдуманной виртуальной.

В современном обществе тимуровское движение не такое обширное, каким оно было во времена А. П. Гайдара. Но уже то, что это гражданско-патриотическое направление возрождается, говорит о моральном оздоровлении молодого поколения. Помощь детей пожилым людям сейчас как никогда кстати. Тимуровцы встречаются с ветеранами боевых действий, оказывают разностороннюю поддержку престарелым людям.

В школьных коллективах дети с интересом изучают творчество А. П. Гайдара. Юные тимуровцы стараются быть похожими на своих сверстников XX века. Их сердца наполняются тем же благородством, любовью к Родине, патриотизмом. Порывы детей направлены на помощь ветеранам, пожилым людям и тем, чьи возможности ограничены.

Изучив все идеи и принципы тимуровского движения, они разрабатывают новые векторы деятельности: берут шефство над домами престарелых, оберегают природу, поддерживают порядок на улицах родного города или поселка, оказывают помощь младшим школьникам, опекают одиноких стариков.

Основная концепция деятельности российских тимуровцев – любовь к ближнему, к Родине, ко всему живому.

Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества. Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность и патриотизм – это те качества, которые должны быть присущи гражданам России.

Каково будущее нашей страны? На этот вопрос могут ответить только родители подрастающего поколения. Все начинается с семьи. А семья – это, прежде всего, связь поколений, которая основана на поддержке и помощи детей пожилым людям.

Почему нужно помогать пожилым.

В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...

Дерево сильно корнями

В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.

Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.

А почему нужно помогать?

Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.

Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.

Как можно помочь

Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.

О чем общаться?

Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.

Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.

О чем говорить нельзя

Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.

Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.

Активная помощь

Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.

Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.

Хочу помочь деньгами

Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?

Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.

Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.

Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.

Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.

Вместо послесловия

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.

Таша Бережная.