«Когда вырастешь, кем ты хочешь стать?» - этот вопрос задают родители своим детям из поколения в поколение. Хорошо, если ребенок с детства интересуется медициной или конструкторами. Но часто бывает так, что за 10 лет учебы он так и не может определиться с профессией. Как быть в такой ситуации?
Профессия - это род деятельности человека, требующий определенных знаний, навыков и подготовки. Профессия определяет характер работы человека, а специальность - вид деятельности в рамках одной профессии. Например, врач - это профессия, а терапевт - это специальность. От уровня подготовки (квалификации) зависит должность - наименование должности в документах.
От выбора профессии зависит многое. Удовлетворенность работой, уровень дохода, здоровье, жизненное благополучие. Человек, который занимается нелюбимым делом, рано или поздно начинает жаловаться, что «работа достала, стала не интересной» или к ней «душа не лежит».
Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит выбрать занятие по душе, которое будет приносить удовлетворение.
Человек должен сознательно ответить на такие вопросы:
Американский консультант Дейл Карнеги написал как-то: «Единственный способ стать состоятельным человеком - это заниматься тем, что интересно». Поэтому первым делом следует разобраться в своих интересах.
Когда человек увлечен, он:
Интересная работа развивает способности и таланты человека. Это как вкусная «еда» для мозга, которая полностью удовлетворяет потребность в саморазвитии и самореализации. Карьерный рост - это приятный бонус правильно выбранного направления движения. Даже самая интересная работа рано или поздно перестает насыщать. Такая ситуация происходит обычно раз в 5-7 лет. Психологи рекомендуют в такие моменты менять место работы или род деятельности.
У каждой должности есть список требований, предъявляемый к специалисту. Он называется профессиограммой. Это психологический портрет должности, который включает в себя перечень способностей и качеств, необходимых для успешной работы. Без них добиться успеха в выбранной деятельности будет трудно. Например, чтобы стать музыкантом, важно обладать музыкальным слухом, четко различать ноты и их частоты. Иначе стать профессиональным музыкантом не получится.
Любая способность является результатом взаимодействия задатков и среды обитания. Если гены исправить никак не получится, то развить определенные навыки можно.
Заключительный этап в выборе профессии - определение степени развития навыков. Здесь без помощи психологов не обойтись. Знание «сильных» и «слабых» сторон повышает осознанность выбора, позволяет прогнозировать дальнейшую карьеру.
Отслеживать ситуацию на рынке труда нужно для того, чтобы понимать, какие профессии востребованы, какую сферу деятельности выбрать в случае изменения требований рынка.
Прежде всего получите высшее образование. Среднее образование является хорошим подспорьем, но настоящую уверенность в карьерном росте не дает. Об этом свидетельствует статистика: годовой доход специалиста с образованием увеличивается в полтора раза. За всю карьеру заработок может увеличиться на 75%.
По данным Минтруда, каждый второй магистр, который не смог найти работу, закончил экономический или юридический факультет. Число бюджетных мест в ВУЗах по этим направлениям сокращается. Но это не значит, что в экономистах и юристах больше страна не нуждается. Найти толкового экономиста на производственное предприятие - это большая проблема.
Указанная статистика - это пережиток 90-х годов. С развитием компьютеризации и появлением частного бизнеса все стремились получить техническое и финансовое образование. Сегодня, когда финансовые схемы построены, появляются компании самого разного профиля. Индустриальному обществу нужны гуманитарии, чтобы общаться с людьми и предлагать им возможности для гармоничного развития.
Чтобы оставаться высокооплачиваемым специалистом, важно получить хорошее образование, нарабатывать и развивать профессиональные навыки.
Разрывайте «узкие рамки». Если принятие важного решение сводится к ответу “да или нет”, то необходимо искать компромисс. Если человек отказывается покупать автомобиль в кредит, это еще не значит, что он вынужден будет кататься на метро всю жизнь. Иногда лучше купить более дешевый автомобиль или найти работу рядом с домом. Выбор призвания не должен ограничиваться только одной профессией. Сначала стоит освоить одну (наиболее интересную на данный момент), а затем изучать следующую.
Расширяйте выбор. Допустим, к выбору специальности вы подошли осознанно, и еще в 5 классе определились с университетом. Но к моменту окончания школы ВУЗ стал менее престижным, появились новые учебные заведения. Как быть в таком случае? Не привязываться к одному месту работы, проанализировать учебные программы в нескольких учреждениях. Метод исчезновения. Представьте, что ВУЗ, в который вы планировали поступать, закрыли. Что вы будете делать в этом случае? Определились? Действуйте!
Чтобы найти занятие по душе, выполните три пункта:
1) Перечислите все, чем вам нравится заниматься, чему ежедневно вы готовы с удовольствием посвящать уйму времени. Важно искренне ответить на поставленный вопрос и перечислить все виды деятельности: общение, поиск информации, игра на гитаре и т. д. Занятие должно нравиться не только на словах, но и на деле, вызывать удовольствие, поднимать настроение.
2) Изучите себя максимально объективно, но без самокритики. Подумайте, на какую работу, из тех, что вам нравятся, вы можете претендовать уже сейчас? В какой сфере деятельности вас хвалят? Оцените работу также с географической точки зрения. Готовы ли вы рано вставать, чтобы добраться в офис?
3) Самый важный этап - определить какой вы. Все способности и навыки нужно уметь красиво преподнести. Характеристика “лучший бухгалтер” мало кого заинтересует, ведь все познается в сравнении. Зато «вечно бодрый диспетчер» быстрее найдет работу.
Для прохождения следующего теста на профессиограмму, потребуется карандаш и лист бумаги. В каждом пункте нужно выбрать один вариант ответа.
1.Как вы проводите досуг?
а) Общаетесь с друзьями.
б) Читаете журналы, газеты, новости, смотрите информационные программы.
в) Ходите за покупками, сравниваете цены.
г) Чините, конструируете что-то, устанавливаете компьютерные программы.
д) Посещаете культурные мероприятия.
2. Что для вас главное в работе?
а) Сплоченный коллектив.
б) Возможность обучения, познания чего-то нового.
в) Стабильный доход, карьерный рост.
г) Возможность что-то улучшать.
д) Творчество.
3. Что для вас главное в жизни?
а) Отношения.
б) Познание.
в) Финансовая стабильность.
г) Модернизация.
д) Возможность творить.
4. Что для вас главное в человеке?
а) Доброта и сострадание.
в) Честность.
г) Трудолюбие.
д) Наличие воображения.
5. Чем бы вы занимались бесплатно?
а) Работали с людьми.
б) Изучали что-то новое.
в) Ничего.
г) Изобретали что-то новое.
д) Творили!
А - Для вас важна работа с людьми. Это может быть образование, медицина и даже закон и порядок.
Б - Для вас важна информация. Нужно выбирать профессии, связанные с наукой, изучением языков, схем, формул и т. д.
В - Ваша сфера - финансы. Вы хорошо управляете деньгами.
Г - Вам нужно выбирать деятельность, связанную с технологиями: архитектор, конструктор, программист, инженер и так далее.
Д - Вы творческий человек. Можете рисовать, петь, играть в кино - выбор за вами.
В европейских странах развитию детей уделяют большое внимание. Ученики в школе сами выбирают интересные им предметы и развивают свои сильные стороны. А то, что не могут объяснить родители, детально рассказывают профессиональные коучеры. Они проводят тренинги и тесты с ребенком, чтобы определить, на каких сферах деятельности ему лучше всего сосредоточиться.
Российская система образования построена иначе. Часто молодые люди к моменту окончания школы не знают, чем хотят заниматься в будущем. В лучшем случае идут по стопам родителей. Хорошо, если выбранное направление соответствует их собственным интересам. На практике это не всегда так.
Профессия выбирают один раз и на всю жизнь. В любой сфере происходит смена должностей с ростом квалификации. Специалистам, которые хотят развиваться в выбранной области, придется осваивать смежные специальности. Первая профессия может пригодиться в самой неожиданной ситуации. Например, юристу, полученное ранее образование искусствоведа, поможет разобраться в антикварных ценностях.
Выбор специальности под влиянием кого-либо хорошо, если желание продолжить семейное дело, является искренним порывом человека. Ориентируясь на родственников или сверстников, надо понимать, что все люди разные. Если Вася идет служить в пожарную академию, потому что он любит рисковать, то вам, рассудительному человеку, эта профессия может не подойти.
Перенос отношения к специалисту на саму работу. При выборе профессии следует учитывать особенности вида деятельности. Если вам нравится душевный преподаватель по математике, это не значит, что вам нравится предмет сам по себе.
Увлечение внешней стороной профессии. Актеры не только позируют перед фотокамерами и раздают автографы. Они еще долго создают сценический образ. Журналисты тоже не всегда выступают в телепередачах. Сначала они перерабатывают массу информации в архиве и общаются с людьми, чтобы подготовить 10-минутный ролик, который потом озвучит другой диктор.
Нежелание разбираться в личных качествах и физических особенностях. Определить сильные и слабые стороны помогут не только психологи, но и друзья, родственники. Но даже наличие навыков не является гарантией освоение профессии, если у человека имеются прямые противопоказания. Например, в летчики не берут людей со слабым сердцем.
Людям с большим опытом проще найти работу. Речь идет об освоении не одной специальности, а нескольких. Зачем тратить силы и время на то, что может не пригодиться в жизни?
Статистика показывает, что 80% россиян не любят свою работу. Я тоже ее не любил. Ни одну из четырех. Я работал везде спустя рукава, чтобы только заработать денег. Морального удовлетворения мне это не приносило. Но в определенный момент я понял, что так больше не может продолжаться. И стал искать ответ на вопрос: «Какая профессия мне была бы по душе?». И вот тогда начался поиск самого себя и своего предназначения.
Чтобы достичь успеха в жизни, необходимо самореализоваться, а это возможно только через правильное решение, касающегося выбора профессии. И здесь необходимо учитывать большое количество факторов. Но всего лишь 3 из них являются определяющими. Может тебе уже приходилось о них слышать, может видеть. Еще это называют по-японски Икигай или Формулой успеха! Это те факторы, которые приводят тебя на путь своего предназначения, где будет и успех, и счастье, и богатство.
«Хочу» — то, что нравиться делать. Это сфера желаемого, то чем тебе хотелось бы заниматься, твои интересы к определенным сферам деятельности. Если говорить более простыми словами, то это то, что тебя просто «прет», к чему у тебя «бешеная» страсть. Подумай, чем бы ты мог заниматься с утра до вечера 356 дней в году и 7 дней в неделю без получения за это денег? Как правило, это наши хобби.
Допустим, у меня это веб-программирование и блоггинг. Я люблю писать о саморазвитии, делиться с людьми разными инсайтами, техниками, своим личным опытом. Меня это просто «прет». Но, как правило, зарабатывать на блоге очень сложно. Необходимо очень много писать интересных статей, а потом уметь все это монетизировать! И, если посмотреть на многих людей, то у большинства хобби так и остается просто любимым занятием, которым они занимаются в свободное от основной работы время.
Более того, у некоторых даже и хобби своего нет. Нелюбимая работа, интернет, друзья и все. Я честно говоря вообще не понимаю как так жить. Есть ли у человека хобби – один из моих любимых вопросов при знакомстве. Хобби может рассказать о человеке уже очень многое. Поэтому если нет любимого занятия, то его обязательно нужно найти и говорить каждому, что я «ХОЧУ» этим заниматься всю свою жизнь!
«Могу» — то, что умеешь делать. Это твои реальные знания, умения и навыки. Пространство твоих способностей и талантов. Каждый человек является индивидуальность, которой свойственны те или иные творческие возможности. Они могут быть явными и потенциальными. Явные — это те, про которые ты сам знаешь и можешь уверенно сказать, что они у тебя есть, их я развил, могу пользоваться. И потенциальные – те, которые еще ждут своего познания и раскрытия, о которых ты еще не знаешь.
Для того, чтобы больше понимать что я «Могу» и «Не могу», необходимо заниматься самопознанием. Это вообще первый шаг в саморазвитии человека. У каждого свой творческий потенциал, который заложен для выполнения своей определенной Миссии на Земле. Мы все совершенно разные! Необходимо понять, чем ты отличаешься от других людей. Более простыми словами – в чем твой «козырь». Часто мы думаем, что если я это знаю и могу делать, то и все могут. И это очень большая ошибка.
Допустим, я понял, что у меня очень хороший аналитический ум, который позволяет мне работать с большими массивами данных. Я хорошо могу структурировать и систематизировать процессы. Я могу эффективно обучать людей, передавая информацию более простым и понятным способом. И еще с десяток четких «Могу». А если ты уже что-то можешь, то через 10 000 часов или примерно 7 лет опыта это «Могу» превратит тебя в настоящего профессионала в определенной сфере деятельности с большой буквы П!
«Надо» — то, что необходимо людям. Это запросы рынка труда, которые складываются из социально-экономических проблем и тенденций в развитии мировой экономики. Там где есть спрос, там есть и деньги. А деньги – это один из важных факторов в выборе своей будущей профессии. Профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и необходимое количество денег для высокого уровня жизни, чтобы полноценно жить и развиваться во всех сферах жизни.
Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯИз первых двух факторов выбора профессии уже можно определить нишу, в которой можно вести свою деятельность. Но в каждой нише есть еще подниши, в которых деньги есть и в которых их нет. Например, я хочу обучать людей. Можно быть учителем в школе по информатике по своей специальности и работать на государство за 25-30 тыс. рублей. Или можно стать тренером по личностному росту, потому что тебе очень нравиться развиваться самому и передавать свои знания. Я думаю, ты догадываешься, что второй вариант будет более интересным в принципе и без финансового потолка в заработке.
Поэтому фактор «Надо» необходимо хорошенько проанализировать, чтобы не промахнуться с денежным вопросом. И не надо говорить, что тебе там не нужны деньги. Это все вранье и, в первую очередь, самому себе. Не нужно быть бедным профессионалом, нужно быть востребованным профессионалом. Я не могу сказать, что деньги напрямую говорят о профессионализме, нет. Скорее больше о желании их просто иметь. Но денежный поток, который будет к тебе идти, будет напрямую влиять на твое желание становиться все лучше и лучше. А это уже самое важное в профессиональной деятельности.
Задание: взять чистый лист бумаги и ручку. Уединиться, чтобы тебе никто не мешал. Сделать 3 столбца: люблю делать, могу делать, надо другим людям. В каждый столбец записать по 10 примеров. Потом из них выбрать 3 самых-самых в каждом столбце. Это и будут твои 3 основные фактора выбора твоей будущей профессии.
Вот какие профессии выбрал я: программист, маркетолог, аналитик, писатель, психолог, преподаватель, коуч, посредник, предприниматель.
Техника «Хочу, Могу, Надо» с одной стороны выглядит очень просто, а с другой стороны и не просто. Бывает очень трудно все самому это выявить, определить, проанализировать и так далее. Поэтому не стоит останавливаться только на этом инструменте, чтобы выбрать себе профессию по душе. Как говорится, доверяй, но проверяй. Интуитивно мы, может быть, и осознаем правильность выбора, но мозгу всегда необходимо более логическое обоснование, чтобы не сомневаться. Так уж он устроен!
Поэтому я рекомендую использовать и другие инструменты, чтобы все подтвердить. Я решил описать и эзотерические, и социальные. Это сделано не просто так. Во-первых, все мы разные. Кто-то верит в непознанное, предназначение там, судьбу и всякие такие штуки. А кто-то более прогматичен и больше опирается на точные факты. По своему опыту могу сказать, что для лучшей диверсификации и более точного определения будущей профессии следует использовать оба метода.
Первым эзотерическим учением, которое очень сильно помогло мне осознать основы желания заниматься той или иной деятельностью, была Астрология. Это древняя наука, основанная на влиянии звезд на судьбу человека. Ей уже много тысяч лет и возникла она задолго до социологии. Люди всегда обращались к ней, когда хотели получить ответы на самые различные вопросы. У нее настолько широкое применение, что можно узнать не только какую лучше профессию выбрать, но и понять, почему у тебя то или иное заболевание или как наладить семейные отношения.
В любом случае понадобится натальная карта – это индивидуальный гороскоп человека. Ее можно рассчитать, зная 3 параметра: место, дату и время рождения. За ее составлением можно обратиться к профессиональному астрологу, либо сделать самому через различные онлайн-сервисы. Какой способ выбрать – решать, конечно, тебе. В первом случае хороший астролог будет стоить хороших денег, но и трактовка твоей карты будет профессиональной. Во втором случае все бесплатно, но не разобравшись, можно «наломать дров» и выбрать не ту профессию.
Я же в своей натальной карте разобрался сам. Сейчас коротко прям могу дать подсказку куда сразу смотреть. На 10 дом. Он отвечает за Карьеру и, следовательно, за Успех, которого человек может добиться в обществе. Необходимо посмотреть в каком доме управитель 10 дома, а так же в каком знаке зодиака сам дом. Например, у меня Управитель 10 дома в 4 доме. Типичное положение для писателя или какой-либо работы на дому. А так же 10 дом у меня в близнецах. Это все профессии, которыми управляет Меркурий: журналистика, СМИ, телевидение, преподавание, торговля, туризм и многие другие.
Следующим инструментом в качестве выбора профессии по душе может служить Нумерология. С точки зрения нумерологии числа даты рождения и имени определяют не только особенности характера и личностные качества, но и предрасположенность к выбору той или иной сферы деятельности и даже совершенно конкретной профессии. Большой плюс нумерологии, то что она более проста, чем астрология, и доступна каждому человеку.
Она рассматривает поведенческий аспект личности человека. Делается это на основе его личных качеств. Как мы учимся читать в школе по буквам, то в нумерологии читают по числам. Каждое число – это определенная энергия, которая несет свой отпечаток в судьбе человека. У каждого из нас есть паспорт, а вот дата рождения и ФИО – это наш эзотерический паспорт, который может много о чем рассказать. В настоящее время нумерология получила широкое распространение и является вместе с астрологией одним из наиболее эффективных методов познания себя.
Итак, каждый человек подвержен влиянию трех основных чисел: души, судьбы и имени. По числу души можно определить характер, сильные и слабые стороны любого человека. Число судьбы – это то, что вам следует сделать. Число имени так же несет определенные вибрации. Рассчитать все это можно в специальных сервисах за пару минут. Например, у меня дата рождения 02.02.1989. Число души – это число даты рождения, т.е. 2-ка. Ей так же соответствует 2 аркан карт Таро или Верховная жрица. На картинке можно посмотреть профессии, которой этому аркану подходят.
Многие, когда начинают задумываться о своей будущей профессии, сразу вспоминают о всевозможных тестах на профориентацию. Профессиональная ориентация – это комплекс действий для выявления у человека его склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и даже медицине.
К сожалению, в настоящей момент в России не ведется какой-либо масштабной и системной работы по профессиональному самоопределению ни со школьниками, ни со взрослыми людьми. И я считаю это очень большой ошибкой всей системы образования. Потому что цифры показывают, что потом большинство идет вовсе не по своей специальности. А экономические условия только усугубляют поиск интересной профессии, которая была бы и по душе, и по карману! А потом просто миллионы людей, который не могут найти себя в жизни. Отсюда наркомания, убийства, алкоголь, воровство и другие производные, которые только разрушают личность.
Поэтому в вопросе с выбором профессии нужно рассчитывать только на себя. И в этом может помочь еще один очень замечательный инструмент – соционика. Она возникла не так давно, но с каждым днем завоевывает все большую популярность. Соционика предлагает классификацию профессии по 8 видам информации. Человек может получать информацию от 4 органов: зрение, слух, осязание, обаняние; и 2 источников поступления: от окружающей среды или от внутренней среды тела. На основе их разного сочетания в соционике выделяют 16 типов личностей.
Поэтому я рекомендую пройти онлайн-тест по соционике на определение типа, чтобы понять какую профессию выбрать. Кроме этого соционика поможет тебе более глубоко разбираться в людях. Это может помочь в бизнесе, когда ты строишь команду, потому что она будет более эффективной, если собраны люди разных типов личностей. У кого-то лучше работаем ум, у кого-то интуиция. Кто-то интроверт, любящий заниматься маркетингом, а кто-то экстраверт, который любит общение и продажи.
После прохождения теста по соционике у меня такие результаты: Робеспьер (22%), Достоевский (18%), остальные типы имеют менее 9%. Из теста можно сделать вывод, что в человеке никогда не будет одного типа личности. Их множество. В одной ситуации проявляется одна личность, в другой – другая. Робеспьеры – это люди революционеры, аналитики, стратеги. Достоевские больше работают с самим социумом. Педагогика, дипломатия, подбор и управления персоналом, сфера обслуживания. Это все их.
Последним инструментов у нас будет тест на профориентацию, разработанный известным психологом и академиком Е.А. Климовым. Согласное его точке зрения все профессии можно разделить на 5 типов: человек, техника, художественный образ, знак, природа. Особенность применения этой классификации, как и у соционики, состоит в том, что, например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно может относиться и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Лично у меня в тестировании больше оперирует 2 типа: человек-человек, человек — знак. Человек - человек - все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Человек - знак - все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты, программисты и другие.
Итак, подведем итоги!
Если ты на данном этапе своей жизни задаешься вопросом какую профессию выбрать, чтобы сразу была по душе, то вот эти 5 инструментов:
— техника «Хочу, Могу, Надо»;
— астрология;
— нумерология;
— соционика;
— тест академика Е.А. Климова на профориентацию.
Можно заметить, что разные инструменты дают для выбора множество профессий. Но есть, которые совпадают. Лично у меня так и вышло. То, что я написал с помощью первой техники, подтвердилось другими способами. С выбором профессий я определился уже давно. Она у меня не одна, я развиваюсь сразу в нескольких. Надеюсь, что моя статья поможет тебе выбрать профессию по душе! Успехов!
Доброго дня всем! Те, кто давно меня читают, в курсе, что в основном я пишу на бухгалтерские темы.
Но иногда так хочется разнообразить нашу работу обычными ситуациями из жизни.
Так вот, моя мама работала сметчиком, и с самого детства она хотела, чтобы и я пошла по ее пути, но вышло наоборот.
У нас сбыла очень хорошая классная руководительница и начиная с 9-го класса, она приглашала своих знакомых из разных профессий в класс, пообщаться.
И один раз к нам пришла бухгалтер из крупной дорожной компании. Это была уверенная, грамотная и к тому же очень красивая женщина, она с таким увлечением рассказывала о своей профессии, что я невольно вдохновилось ее примером. И позже стала бухгалтером.
Думая об этом сегодня я поняла, как важно уже в школьные годы понимать о том, кем тебе хочется быть. В этой статье небольшой материал, о том, на что обратить внимание помогая ребенку определиться. И в самом конце очень интерсеный тест. Из любопытства его можно пройти даже взрослым.
Всем хорошего дня, уже близится конец недели, надеюсь у вас все дела идут по плану!
Помогать ребенку с выбором профессии надо еще до рождения их родителей. Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов. И как хорошо, когда в юношеском возрасте щкольник может выбрать профессию по душе.
В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок — это не я сам. Ребенок — другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.
Нужно этого другого изучать. Как изучать его? А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.
Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.
Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.
Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать – он неполноценно познает мир.
Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, – это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке. Какое это имеет отношение к выбору профессии?
Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями – анализ и строительство структуры. И что же это за профессия может быть?
Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.
В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить.
Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино.
И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь – узнаешь.
Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.
В любой профессии выживает трудолюбивый. Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.
Начинать показывать профессии, чтобы определиться с будущей профессией. Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.
Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.
Если вы, Родители школьников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.
Источник: http://www.profguide.ru/article/kak_pomoch_rebenku_vibrat_professiu.html
Решать вопросы выбора профессии нынешним школьникам приходится очень рано. Уже после 9 класса нужно определиться, продолжить обучение в школе или идти получать профессию в колледж (училище, техникум). Да и старшие классы во многих школах уже специализированы.
Вопрос выбора профессии, тем не менее, очень непростой.
Нужно учесть все факторы:
Только на стыке всех этих факторов можно сделать осознанный и правильный выбор.
Очень важно, чтобы этот выбор был личным выбором ребенка. Только тогда, каким бы он ни был, ребенок будет нести за него ответственность.
Родители как взрослые люди обладают опытом профессиональной деятельности и объективной информацией о многих профессиях, состоянии рынка труда.
Кроме того, вы можете помочь ребенку с поисками интересующей его информации - книги, поиск в интернете, знакомство подростка с представителями интересующих его профессий, поиск хороших тестов для профориентации и специалистов-профконсультантов.
Очень важный механизм профессиональной ориентации - «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции.
Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул.
Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.
Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней.
Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?».
Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов.
Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее.
Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг - к анализу возможностей.
Если ваш ребенок никак не может определиться, будет полезна помощь психолога-профконсультанта. Специальные тесты, профориентационные игры, консультации - все это может помочь сделать правильный выбор! Евгения Лепешова, психолог
Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/30445/
Вариант теста по профориентации. Для каждого человека в силу его индивидуальных качеств подходят определенные профессии.
Определить склонность к виду деятельности и выбрать профессию можно, пройдя тест.
1) возьмите чистый лист бумаги и сделайте пять колонок:
2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами).
Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (II-1).
Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек — техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;
3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок.
Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) — неподходящим профессиям.
Максимальное число баллов в каждом столбце 8.
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа»
.Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
Психологические требования профессий «человек-природа»:
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-техника»:
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек — знаковая система».
Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-человек»:
Профессии: Няня, дефектолог, воспитатель, вожатый, методист, преподаватель, тренер, врач, милиционер, адвокат, прокурор, судья, юрисконсульт, администратор торгового зала, гид-переводчик, культорганизатор, экскурсовод, бармен, бортпроводник, буфетчик, гардеробщик, горничная, кассир, контролер сберкассы, официант, парикмахер, повар, приемщик ателье, продавец, проводник, приемщик заказов, регистратор, социальный работник, телефонистка, швейцар, мастер участка, цеха, секретарь, предприниматель, организатор малого бизнеса, менеджер, журналист, корреспондент, психолог, следователь, социолог
Профессии: Испытатель электромашин, кабельщик, машинисты, обмотчик электромоторов, сборщик электромашин, слесарь КИП и А, термообработчик проводов и кабелей, электрик, электромонтер, электромеханик, инженер, монтажник, оператор процессов, сборщик микросхем, слесари, радиоинженер-схемотехник, радиоинженер-тополог, инженер электросвязи, аппаратчик, бурильщик скважин, вышкомонтажник, газосварщик, газорезчик, моторист, трубоукладчик, арматурщик, бетонщик, взрывник, каменщик, кровельщик, маляр, отделочник, плотник, стекольщик, столяр, штукатур, шлифовщик, жестянщик, литейщик металлов и сплавов, модельщик выплавляемых изделий, строгальщик, термист, формовщик машинной и ручной формовки, наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик станков и КИП, токарь, фрезеровщик, формовщик, осмотрщик вагонов, техник-путеец железнодорожных путей, техник-электрик, водитель, матрос, моторист-рулевой, судовой электромеханик, судоводитель, авиамеханик, авиационный техник, бортрадист, техник-механик, бортинженер, пилот, вязальщица, обувщик, часовщик, швея
Профессии: Агроном, обработчик-сортировщик овощей, обработка соков, овощевод, озеленитель, оператор по очистке, сушке, буртованию зерна, садовод, семеновод, ботаник, геоботаник, физиолог растений, ветеринарный фельдшер, зверовод, кроликовод, оператор животноводческих комплексов, оператор машинного доения, оператор кормоцехов, оператор птицефабрик, охотовед, пчеловод, рыбовод, тренер лошадей, чабан, гидробиолог, дрессировщик, зоотехник, зооинженер, зоолог, энтомолог, ихтиолог, биохимик, вирусолог, генетик, микробиолог, физиолог, цитолог, эколог, эмбриолог, лесник, садовник, наладчик с/х машин и тракторов, тракторист-машинист, мастер орошения, агрометеоролог, климатолог, метеоролог, рыбовод, гидролог, ихтиолог, океанолог, взрывник, замерщик, маркшейдер, техник-топограф, ботаникогеограф, геоморфолог, горный инженер, физикогеограф, аппаратчик по производству муки, вальцовщик, дозаторщик, машинист зернопогрузочных машин, тестовод, пекарь, прессовщик полуфабриката макаронных изделий, машинист поточной автоматической линии, мастер цельномолочной и кисломолочной продукции, маслодел-мастер, сыродел-мастер, аппаратчик производства пищевых продуктов, формовщик колбасных изделий, обжарщик колбасных изделий, варщик колбасных изделий, коптильщик колбасных изделий, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза, аппаратчик нейтрализации, оператор выращивания дрожжей, техник микробиологического производства, инженер-технолог
Профессии: Библиотекарь, делопроизводитель, корректор, машинистка, наборщик, паспортист, почтальон, радиооператор, стенографистка, архивариус, библиограф, востоковед, историк, лингвист, нотариус, патентовед, переводчик, философ, банковский служащий, изготовитель трафаретов и плат, кассир, лаборант, оператор связи, печатник, табельщик, таксировщик, учетчик, агент по ценным бумагам, астроном, аудитор, брокер, бухгалтер, математик, метролог, налоговый инспектор, провизор, статистик, стандартизатор, фармацевт, физик, финансовый инспектор, химик, экономист, аэрофотосъемщик, дефектоскопист, диспетчер управления движением, чертежник, штурман, картограф, конструктор, маркшейдер, оператор ЭВМ, техник ЭВМ, инженер-программист, инженер-технолог АСУ, математик-программист, программист WEB-сайтов
Профессии: Артист, вокалист, дирижер, искусствовед, киновед, режиссер, композитор, концертмейстер, музыкант, музыкант-педагог, художник, декоратор-оформитель, маляр, лепщик, архитектор, дизайнер, реставратор, скульптор, вышивальщица, гравер, закройщик, кондитер, косметолог, кулинар, кружевница, парикмахер, портной, скорняк, гончар, стеклодув, витражист, резчик по дереву, ювелир, эмальер, печатник, наборщик, фотограф, ретушер, модельер
Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.
Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:
В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.
К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.
Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.
Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.
Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.
Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.
Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?
Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.
По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.
Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.
Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.
Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.
Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.
Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.
Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.
Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.
Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:
Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.
Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.
Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.
Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.
Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.
С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.
В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.
На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.
Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.
Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.
Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.
Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).
С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.
Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.
Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?
Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.
Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.
Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:
Перемены возможны по следующим сценариям:
Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?
Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.
Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.