Японский линкор "Kongo" - головной корабль своего типа. Модель корабля собиралась мною осенью 2010 года.
Строительство и классификация.
Линкор строился на верфи "Викерса" в Барроу (Англия). Название получил в честь горы в центральной части о. Хонсю. Сдан японскому флоту 16 августа 1913 года как линейный крейсер и 5 ноября 1913 года прибыл в Йокосуку. С 30 мая 1931 года - линкор. С 8 января 1937 года - после второй модернизации классифицируется как быстроходный линкор.
Деятельность и модернизации.
До начала войны и во время нее корабль многократно модернизировался.
В ходе войны принимал активное участие в боевых действиях на всем тихоокеанском театре, многократно открывая огонь по целям всеми имеющимися средствами.
Ремонты и модернизации линкор проходил на верфях флота в Куре, Сасебо и Йокосуке.
Имеем:
А) модель линкора "Kongo" в комплекте с небольшим набором фототравления ;
Б) набор лееров от Fujimi для линкора "Kongo" (1944);
В) черные нейлоновые нитки;
Г) краски Revell и Tamiya ;
Д) вспомогательные средства.
Рабочая литература.
А) Рубанов О.А. Линейные крейсера Японии.
Б) Иллюстрированная энциклопедия "Линкоры Второй Мировой".
В) Википедия.
Использовавшаяся краска и места ее применения.
1) Revell эмаль №8 - верхние части грот-мачты и дымовых труб;
2) Revell эмаль №37 - полетная
палуба;
3) Revell эмаль №90 - всё остекление;
4) Revell эмаль №94 - винты;
5) Revell эмаль №314 - тенты катеров, внутренняя часть шлюпок, основания орудий в казематах и основания орудий ГК;
6) Revell эмаль №331 - зона от ватерлинии и ниже;
7) Revell эмаль №363 - гидросамолеты E13A1 и F1M2 ;
8) Tamiya акрил XF-56 - 25-мм автоматы, рельсы, якорные цепи, якоря и радары;
9) Tamiya акрил XF-77 - всё, что серое;
10) Tamiya акрил XF-78 - палуба.
Корабль.
Особых проблем при сборке не было.
Корпус корабля собирается по шпангоутной системе.
Весь корабль окрашивал преимущественно аэрографом Tamiya с небольшим объемом работы кистью. Цвет пластика почти совпадал с цветом краски. Различать не окрашенные места с окрашенными было достаточно сложно. Различие лишь в том, что пластик давал небольшой отблеск, а краска сугубо матовая.
В основания барбетов башен ГК вставляются полиэтиленовые втулки, внутрь которых в свою очередь вставляются башни ГК. Сами башни ГК имеют внутри перекладину, за которую цепляются захватами орудия ГК. Башни и орудия ГК остаются подвижными. Все орудия ГК поднимаются и опускаются независимо друг от друга.
Вспомогательная артиллерия и катапульты у некоторых производителей моделей тоже снабжаются втулками, но здесь этого нет. Они зафиксированы.
Специальных отверстий в палубах для одноствольных 25-мм автоматов почему-то не было. Они установлены просто в нужных зонах.
Уже во время сборки замечено отсутствие отверстий в палубе для боковых стоек (детали D3 и D4) кормовой надстройки п. 36 ч. 2. Судя по чертежу, выемки с обратной стороны палубы для этого есть п. 9 (деталь В2), но отверстия на том месте сверлить не надо, хотя в п. 36 эти два не просверленных отверстия есть. С кораблем идет листок с замеченными ошибками в инструкции, но данной ошибки там не было. Стойки установил по факту, срезав палубные захваты.
Леера.
Они были предназначены для такого же корабля и этого же периода, но другого производителя. На мое счастье они отлично подошли.
Стойки на башнях ГК №№ 2, 3 и 4.
Для башни ГК №2 стойку взял от фототравления Eduard для "Bismarck" от Tamiya.
Для башен ГК №3 и №4 стойки изготовил из пластиковых лееров
Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.
"Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсеров, три из которых строились на японских верфях. После вступления в строй "Конго" был зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей.
Вскоре после ввода корабля в строй началась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее значительным событием в жизни корабля на протяжении всей войны. Больше он не принимал активного участия в боевых действиях.
Несколько позже - в разгар войны - британский флот предложил своему азиатскому союзнику передать ему в аренду все четыре линейных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть совсем иным.
После Ютландского боя английское командование просило отправить "Конго" в британские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линейный крейсер прошел текущий ремонт.
В 1917-1918 годах корабль находился в составе 3-й бригады линейных кораблей. После завершения войны и начала Вашингтонской конференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в число кораблей предназначенных па разборку.
Межвоенная служба прошла для корабля спокойно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о полной неготовности американского флота к ночным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в который вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров.
"Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентября 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация прошла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После завершения работ корабль прошел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в составе соединения.
15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипными кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им командовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предвоенного цикла учений 3-я дивизия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии.
Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Малайского) соединения. Командовал им вице-адмирал Кондо.
2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят знаменитый сигнал: "Начать восхождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Китайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского соединения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эсминца).
Соединение Кондо изменило курс и начало преследование. Утром 10 декабря к кораблям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были потоплены авиацией.
11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После стоянки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высадки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего охранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Конго" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако.
После 3-х дневной стоянки переход на остров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в качестве дальнего прикрытия сил вторжения в Голландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 января "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й дивизии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля стоял в Палау.
25 февраля "Конго" вместе со всеми однотипными кораблями выходит в море. Они находятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была поставлена задача перерезать союзные коммуникации, а также сорвать эвакуацию с Явы.
Задача была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии линкоров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й дивизией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстрелял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения боевых действий в Голландской Ост-Индии японские корабли, в том числе и "Конго", были отозваны на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.
Пока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Операция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адмирал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.
4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала безрезультатная атака британских самолетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атаковала военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и нанести большие повреждения инфраструктуре базы.
Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тяжелые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианосцев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дорсетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано самолетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Конго" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских самолетов было сбито.
В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вражеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралийский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничтожили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер.
Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Индийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апреля прибыли в Сингапур, и после короткой стоянки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.
В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов принимал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авианосца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север.
Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, которой не было, и в середине июня вернулся в Японию.
14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командующего 8-м флотом (флот Внешних Южных морей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров. Вторая половина июля прошла для корабля в рутинной службе. В начале августа "Конго" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радиолокационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей).
Работы были завершены 5 сентября. На следующий день "Конго" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентября прибыли в лагуну атолла Трук. После короткой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота.
14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбардировщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о возвращении на Трук, он был выполнен 27 сентября. В период с 23 сентября по 11 октября "Конго" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на линкоре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и управления огнем).
В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначально разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывателем и давали большое количество осколков.
12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы.
13 октября японские линкоры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского командования.
"Вскоре после полуночи на аэродроме услышали гудение маломощного наблюдательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий немигающий свет ракеты с наблюдательного самолета позволил летчику и японским наблюдателям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Адмирал и его флагманский артиллерист с растущим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.
Американские морские пехотинцы притаились в своих "лисьих норах". В этом обстреле было что-то необычное. Осколки снарядов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей."
(Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).
Во время этого обстрела "Конго" израсходовал 435 (по другим данным, 430 снарядов главного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь американских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполнения задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.
После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у островов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров вернулась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отмечена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.
9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".
Вторую половину ноября и декабрь "Конго" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обстановка на Гуадалканале ухудшилась, было принято решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществляет прикрытие. 9 февраля после выполнения задачи флот вернулся в Трук.
15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эсминец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм казематных орудий, усилили малокалиберную зенитную артиллерию.
После прохождения короткого курса боевой подготовки линкор с середины апреля возвращается на Трук. В мае американцы высадились на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эскадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсера "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая американская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), используя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обнаружены радиолокационной станцией.
Американским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Японии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день корабли прибыли в Иокосуку. (По некоторым данным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).
После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен американцами.
В мае, воспользовавшись затишьем, японцы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены американской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авианосец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благополучно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.
До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соединения. Японские корабли дошли до островов Брауна и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и берут курс на атолл Эниветок - их цель перехватить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.
Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминцами, осуществляют переход в Сасебо. По прибытии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море.
8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта японские корабли были обнаружены подводной лодкой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Линнга-Роудз. После прибытия линкор принял участие в маневрах вместе с авианосным соединением вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вернулись в Линнга-Роудз.
11 мая "Конго" в составе Подвижного флота (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение стояло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авианосцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), легкий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие корабли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.
22 июня 1944 года "Конго" в составе соединения прибыл на Окинаву, после пополнения запасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии.
Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различные грузы и военнослужащие армии.
Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транспортов, грузы на военных кораблях имели больше шансов попасть в пункт назначения.
8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости находилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вскоре все корабли благополучно прибыли на Окинаву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила переход с Окинавы в Манилу.
Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лодка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц корабль в составе флота занимался боевой подготовкой, которую сильно ограничивали запасы топлива.
В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), проведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота заканчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были разработаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.
С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эсминцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро".
22 октября 1944, флот Куриты переходит в Бруней. В строю Kongo, Haruna, Yamato и Musashi, последний - Nagato.
23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы американскими подводными лодками, которые потопили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были повреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.
В ночь с 24 на 25 октября корабли Императорского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии ошибок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эскортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он получил попадание 15127-мм снарядов в надстройки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопроводался потерями.
28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был пополнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставившие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 ноября в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато".
16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейской авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли линейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.
Первые дни перехода прошли без происшествий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских островов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.
21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской подводной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была названа в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была прекрасной. Командир подводной лодки начал преследование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяжелых крейсера и 2 линкора.
Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (американцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала портиться, но преследование продолжалось.
В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установлена глубина хода торпед - 8 футов и через несколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов.
После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппаратов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники зафиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.
Положение "Конго" было тяжелым, затопило котельные отделения № 6 и № 8, креп достигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение разделилось на две части - "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С поврежденным "Конго" остались два эсминца.
"Конго" продолжал двигаться со скоростью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" остановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской подводной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался сильный взрыв и отметка пропала с экранов радиолокационной станции. Японский линейный корабль затонул после взрыва погребов боезапаса.
Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии линкоров и командир корабля. Эсминцы подобрали в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.
Место гибели "Конго", - точка с координатами 26°09"N,121°23"E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.
Уже в процессе строительства первых дредноутов типа «Kawachi» командование японского флота поняло, что они не смогут составить конкуренцию новейшим сверхдредноутам британского и американского флотов, вооруженным орудиями калибра 343- 356 мм. Требовалось срочно создать нечто аналогичное. У японцев, не обладавших сколько-нибудь значительным опытом кораблестроения, не было иного выхода кроме как в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам - англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь в его составе равное количество линейных кораблей и «больших» крейсеров (броненосных или линейных), было решено, что следующие двакорабля станут именно линейными крейсерами.
Фирма «Виккерс» разрабатывала проект с учетом всех новейших технических решений, известных в то время в Великобритании. В результате «Kongo» оказался к моменту вступления в строй более мощным боевым кораблем, чем британский линейный крейсер «Lion», на основе которого он создавался. Подобная ситуация вполне устраивала японских адмиралов, но вызвала ряд депутатских запросов в британском парламенте. Парламентарии не желали понять, почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получить от английской промышленности более мощный корабль, чем ее отечественный прототип.
Главным достоинством проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы из которых ограничивала только линия горизонта.
В момент спуска на воду (май 1912 г.) «Kongo» являлся не только обладателем самых мощных корабельных орудий в мире, но и самым большим военным кораблем: его полное водоизмещение превысило 31 тысячу тонн (так, британские линкоры типа «Iron Duke», вооруженные 10-34З-мм орудиями, имели полное водоизмещение 30380 тонн; американские линкоры типа «New York» с 10-356-мм пушками обладали полным водоизмещением 28400 тонн).
Япония не хотела все время зависеть от милости своих покровителей. Великобритании и США, которые постепенно превращались в ее соперников в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому только первый корабль серии строился в Англии. Однотипный с ним линейный крейсер «Hiei» заложили на стапеле морского арсенала в Ёкосука. Его строили по английским чертежам японские инженеры.
Огромный крейсер-сверхдредноут произвел сильнейшее впечатление на миниатюрных японских адмиралов и чиновников. Было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, способные строить столь крупные военные корабли, оказались занятыми, и тогда японское военно-морское командование впервые доверило постройку частным концернам (дзайба-цу) «Кавасаки» и «Мицубиси».
И государственная верфь в Ёкосука, и частные предприятия хорошо справились с ответственным заказом правительства: общий срок постройки столь больших единиц составил 37 месяцев, всего на 4-5 месяцев больше, чем у самых передовых в то время заводов Виккерса.
Эти три корабля вступили в строй в 1914-15 гг. В это время в Европе уже бушевала война. В самом ее начале «Kongo» безуспешно участвовал в охоте за эскадрой адмирала графа Шпее. B дальнейшем англичане неоднократно просили японцев отправить эти линейные крейсеры в Европу и даже предлагали купить их, либо взять в аренду, но японцы ответили категорическим отказом.
В течение всей войны корабли данного типа несли службу в Тихом океане. Тем не менее, летом 1917 г. линейный крейсер «Haruna» получил довольно серьезные повреждения, подорвавшись на мине, выставленной немецким вспомогательным крейсером «Wolf». Но потивоминная защита не подвела, корабль остался на плаву и даже не потерял ход.
Что касается броневой защиты, то после Ютландской битвы стало ясно, что у всех линейных крейсеров «британского типа» она совершенно недостаточна. Поэтому никто не думал, что «Kongo» и его «братья» останутся в составе японского флота на 30 лет и примут активное участие во Второй мировой войне.
После того, как Япония подписала в 1922 г. Вашингтонское соглашение, ей пришлось отказаться от программы «8 + 8», согласно которой было намечено строительство 8 огромных линкоров и 8 линейных крейсеров. Японцы были вынуждены надолго ограничить свои честолюбивые планы создания «великого флота великого океана» модернизацией уже имевшихся кораблей.
Иного пути не оставалось. В составе флота находились четыре недостаточно бронированных линейных крейсера типа «Kongo» и четыре линкора типов «Ise» и «Fuso», сильно вооруженные, но тоже неважно защищенные. Поэтому все старые дредноуты в течение последующих 15 лет прошли две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок.
Линейные крейсеры типа«Копдо» прошли поэтапную модернизацию, после чего их стали считать «быстроходными линкорами». Правда, существенно усилить их явно слабое бронировние оказалось практически невозможным. Зато все остальные недостатки японские инженеры ликвидировали вполне успешно.
Японии удалось даже сохранить линейный крейсер «Hiei», не вмещавшийся в отведенный ей тоннаж линейных кораблей и крейсеров. Формально японцы в 1929-32 гг. переоборудовали его в учебный корабль. С него сняли кормовую башню ГК, всю среднюю артиллерию, больше половины котлов и даже бортовую броню. «Калека» имел скорость всего 18 узлов, и казалось, что у него одно будущее - дорога на разделку. Однако корабль включили в план радикальной модернизации, намеченной на 1936 год.
К тому времени однотипные с ним «Haruna» (в 1927-28 гг.), «Kirishima» (в 1927-30 гг.) и «Kongo» (в 1929-31 гг.) уже прошли первую перестройку. Они получили бортовые були, дополнительную палубную броню (общая толщина броневых палуб составила 140 мм), гидросамолеты и катапульты. Был увеличен угол возвышения орудий ГК, появились новые приборы центральной наводки, усилилось зенитное вооружение, Вес брони вырос с 6606 до 10478 тонн.
Вместо 36 старых котлов Ярроу корабли имели теперь 16 вполне современных Миябара; однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с усовершенствованием силовой установки, отложили до второй перестройки.
Они прошли ее в следующие сроки: «Haruna» в 1933-34 гг., «Kirishima» в 1935-36 гг., «Kongo» в 1936-37 гг.. «Hiei» в 1936-40 гг. В этот раз были установлены новые турбины типа Канпон, число котлов сократилось до 8 («Haruna» - 11) и они стали полностью нефтяными. Скорость превысила 30 узлов.
Значительные изменения претерпело вооружение. Исчезли торпедные аппараты, появились восемь 127-мм зениток. В годы войны зенитная артиллерия постоянно усиливалась, в основном, за счет 25-мм автоматов (количество последних достигло в 1944 г. на «Haruna» и «Kongo» 118).
«Hiei» и «Kirishima» погибли в ноябре 1942 г. в ходе боев за остров Гуадалканал. В «Hiei» попали свыше 100 восьмидюймовых снарядов американских крейсеров «Portland» и «San Francisco», а также 2 торпеды эсминцев и еще 2 с самолетов-торпедоносцев. Но ветеран показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки «летающих крепостей»; лишь после этого команда сама открыла кингстоны. Корабль затонул 13 ноября 1942 г.
«Kirishima» 14 ноября вступил в бой с новейшими линкорами США «Washington» и «Sauth Dacota». В него попали девять 406-мм снарядов и много снарядов меньшего калибра. Линейный крейсер получил тяжелые повреждения, утром 15 ноября его тоже затопил собственный экипаж.
«Kongo» и «Haruna» в октябре 1944 г. принимали участие в проигранном японцами сражении в заливе Лейте. Вскоре после этого (21 ноября) «Kongo» потопила американская подводная лодка «Sea Lion».
Единственный уцелевший линейный крейсер «Haruna» стоял в своих портах до тех пор, пока 19 марта 1945 г. американская авиация не превратила его в груду металлолома в порту Курэ. В 1945-48 гг. его разобрали на металл прямо на месте гибели.
Окончательная доработка булей была завершена на "Конго" накануне второй мировой войны.
Линейный крейсер "Конго". 1928 г. (Боковой вид)
Линейный крейсер "Киришима". 1923 г. (Носовая надстройка)
Линейный крейсер "Конго". 1928 г. (Фрагмент бокового вида в районе миделя)
Линейный крейсер "Хией". 1928 г. (Фрагмент бокового вида в районе миделя)
Силовая установка "Конго" также подвергалась значительным изменениям. 36 котлов "Ярроу" смешанного отопления заменили шестью котлами типа "РО" системы Морского технического департамента со смешанным отоплением, большей производительности и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей производительности. "Breyer" и некоторые другие источники сообщают, что было установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая котельная установка позволяла механизмам развить мощность 64000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.
Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тонн. Естественно, выросла и дальность плавания – с 8000 миль до 9500 миль на 14-узловой скорости.
Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую трубу. Уменьшились и объемы помещений, запятых новыми котлами. Таким образом, после переделок "Конго" обрел своеобразный двухтрубный силуэт.
Максимальный угол возвышения орудии главного калибра довели с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы до 33000 метров. Такое увеличение для 356-мм орудий дало возможность "Конго" вести бой в одной линии с линкорами типа "Нагато", вооруженными 406-мм пушками. С изменением систем управления огнем перестроили и модернизировали надстройку, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.
Одновременно улучшили условия базирования на корабле гидросамолетов, предназначенных для ведения дальней морской разведки и корректировки стрельбы. Свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов типа "14". Катапульта при этом не устанавливалась.
Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы. Интересно отметить, что единственной причиной снятия группы торпедных аппаратов было то. что их использованию мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование ни в коей мере не отказывалось от доктрины использования торпедного оружия на крупных боевых кораблях.
На фото слева: линейные крейсера "Конго" (вверху), "Киришима" (в центре) и "Харуна" во время модернизации.
Была реконструирована система вентиляции внутренних помещений корабля.
Несмотря на крупномасштабную реконструкцию, "Конго" в процессе службы продолжал совершенствоваться, чтобы не отстать от быстрого развития морских вооружений и новых технологий в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации – в 1932 году – на борту "Конго" установили три больших 150-см прожектора, задачей которых было увеличение боеспособности в ночных операциях. Почти одновременно одноствольные 80-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм, размещенных в четырех спаренных установках – по два на борт. В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм зенитных автомата (две спаренные установки) и катапульту для запуска гидросамолетов.
В течение следующего года старые стволы 356-мм орудий, впервые с момента вступления в строй, заменили на новые, тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскировали корабль, позволяя обнаружить его на большой дистанции, поэтому грот-мачту уменьшили по высоте.
В дополнение к этому вооружению на "Конго" установили две счетверенных установки 13-мм зенитных пулеметов.
Линейные крейсера типа "Конго".
Линейный крейсер "Харуна". 1930 г. (Боковой вид)
"Харуна" после первой модернизации.
Вторая модернизация
Причины, вызвавшие вторую модернизацию линкоров типа "Конго", стали обычными для всех флотов того времени – корабли были достаточно стары и требовали усовершенствований. Но, помимо этого, конкретно для них имелись и другие соображения, вызвавшие необходимость новых изменений.
Поскольку по условиям Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах с основными противниками на Тихом океане – США и Великобритании – не удалось, японский флот традиционно придавал большое значение ночным боевым операциям накануне генерального сражения. Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось торпедными атаками эсминцев вывести из строя линейные корабли неприятеля с тем. чтобы уменьшить превосходство противника в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого замысла требовалось прорвать внешнее оборонительное кольцо кораблей, прикрывающих главные силы противника.
Линейные крейсера типа "Конго" (теперь уже линейные корабли) были идеальными кораблями для выполнения этой тактической задачи, обладая высокой скоростью, практически не уступавшей скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых крейсеров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь эскадренное кольцо. Исходя из этого, требовалось увеличить скорость кораблей типа "Конго" до 30 узлов.
Программа модернизации началась с линкора "Харуна" в 1933 году. После него приступили к перестройке "Киришима". а затем наступила очередь "Конго". Работы на нем начались 1 июня 1935 года на военно-морской верфи в Йокосуке и завершились 8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного "Конго" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли классифицировались как быстроходные линкоры.
Поскольку целью второй модернизации было увеличение скорости, прежнюю механическую установку полностью заменили.
Старые котлы на "Конго" заменили восемью котлами нефтяного отопления типа "Кампон" с большей паропроизводительностыо.
Линейный крейсер "Конго". 1931 г. (Боковой вид и фрагменты надстроек)
Обзор японского линкора пятого уровня Kongo (Конго).
Специально для журнала Navygaming!
Группа в ВКонтакте
Всем привет! С вами Кайззен и сегодня мы рассмотрим японский линкор пятого уровня под названием «Конго». И по традиции начнем наш видео обзор с небольшой исторической справки. В 1910 году японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерс» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий.
В дальнейшем "Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии. Вскоре на японских верфях было заложено ещё три корабля этого типа. В процессе эксплуатации «Конго» проходил множество модернизаций, в ходе которых были усилено бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы, включавшую замену силовой установки и оснащение дополнительными зенитными орудиями. После модернизаций корабль стал официально именоваться линкором.
В время Второй мировой войны принимал активное участие в боевых операциях Императорского флота. В начале осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Далее принимал активное участие в сражениях на Соломоновых островах и проводил обстрел американских позиций в Гуадалканале.
В ночь на 21 ноября 1944 года "Конго" был торпедирован американской подводной лодкой и через некоторое время затонул. «Конго» находится на пятом уровне в японской ветке линкоров. У данного корабля в топовом состоянии 54100 очков боеспособности, имеющий броневой пояс в 203 миллиметра и вооруженный восемью трехсот пятидесяти шести миллиметровыми орудиями главного калибра, которые каждые 30 секунд стреляют на расстояние в 21,2 километра. Пришла очередь рассмотреть прокачку модулей.
В первую очередь, я предлагаю изучить и установить корпус « Конго Би», который после установки добавляет 4600 очков боеспособности и прилично улучшает противовоздушную оборону. Далее открываем энергетическую установку, которая увеличивает скорость хода до 30 узлов. После открываем Систему управления огнем, которая стандартно увеличивает на 10% дальность стрельбы главного калибра. После установки данного модуля наши снаряды уже достигают противника на расстоянии чуть более 21 км.
После открытия всех модулей наш корабль становиться топовым и мы переходим к обсуждению плюсов и минусов японского линкора. Совсем недавно я делал видео про американский линкор «Нью Йорк» в котором сравнивал его с одноуровневым «Конго». Поэтому в некотором плане мне станет легче сделать это по отношению к японскому линкору. Начнем по традиции с плюсов.
Первое: Это живучесть в 54100 очков боеспособности. В настоящий момент самое большое значение на пятом уровне. Второе: это неплохие 356 мм орудия главного калибра, которые стреляют более чем на 21 км, которое может увеличиваться за счет летающего корректировщика огня. Третье: Неплохая для линкора пятого уровня противовоздушная оборона, которая равна значению в 32 игровых единицы.
Четвертое: это отличная для представителя ветки японских линкоров скорость хода в 30 узлов. Далее расскажу про минусы «Конго». Сразу предупрежу, их не очень много. Первое: это бронирование нашего линкора.
Хотя в настоящий момент в клиенте игры не показывается такой параметр как бронирование, по истории мы знаем что данный корабль строился с 203 мм бронированный поясом. Для линкора это крайне мало, поэтому против вражеских линкоров и тяжелых крейсеров стараемся бортом не «танковать». Второе: Это радиус циркуляции в 770 метров и время перекладки руля в 18 секунд. Для сравнения американский линкор «Нью Йорк» имеет радиус циркуляции в 600 метров и время перекладки руля в 16.
3 секунды. На этом минусы заканчиваются и мы переходим к просмотру необходимых модернизаций. На пятом уровне у нас имеются три ячейки, в первую я установил стандартную для всех линкоров и крейсеров модернизацию «Орудия главного калибра. Модификация один».
Во второй ячейке установлено «Система управления огнем. Модификация один», которая для японских линкоров увеличивает точность стрельбы. В третью ячейку я установил «Система борьбы за живучесть. Модификация один», которая на несколько % процентов уменьшает вероятность возникновения пожара или затопления.
Далее предлагаю подобрать для нашего линкора «Конго» камуфляж и сигнальные флажки. Камуфляж я советую взять «Тип 2» который уменьшает на 4% точность стрельбы противника. Сигналы при их наличии и вашем желании я советую установить следующие: «Джулет Янки Биссо ту» - уменьшаем на 20% время устранения затопления. «Джулиет Чарли» - сокращаем на 100% детонацию боекомплекта.
«Индия Дельта» - добавляет 20% к восстановлению при использовании снаряжения «Ремонтной команды». «Майк Янки Соукс Сикс» немного улучшаем ПМК. Для быстрой прокачки в топ рекомендую установить «Экуал Спид Чарли Лондон» увеличиваем на 50% опыт заработанный в бою и последний «Индия Янки» - сокращаем на 20% время тушение пожаров. Далее предлагаю познакомится с навыками для командира линкора «Конго».
На первом уровне это «Базовая огневая подготовка» и «Основы борьбы за живучесть». На втором уровне открываем «Противопожарная подготовка». На третьем уровне выбираем два навыка: это «Повышенная готовность» и «Суперинтендант». На четвертом открываем навык «Усиленная огневая подготовка» и на последнем уровне изучаем «Мастер на все руки».
В общем стандартный для линкоров набор навыков командира. Наступил момент чтобы рассказать как играть на данном корабле. Хоть «Конго» и находится в ветке японских линкоров, но стараемся не забывать про бортовую броню в 203 мм и в таком случае его лучше воспринимать как очень большой и быстроходный крейсер с мощными и дальнобойными пушками. На этом стараемся строить наш геймплей.
В первом случае идем в совместную атаку с союзными крейсерами, которые помогут вам защитится от авиации и эсминцев противника. Скорость хода в 30 узлов позволяет совершать практически любые перемещения по карте. Такая быстрая эскадра состоящая из «Конго» и нескольких крейсеров спокойно разберет любого противника. У вашего «Конго» имеется приличное количество очков боеспособности и классовая способность их восстанавливать.
В случае совместной атаки вы можете спокойно принять большую часть дамага и за счет мощных орудий спокойно наносить серьезные повреждения кораблям противника. При встрече с более мощным противником, например с несколькими линкорами, за счет скорости можно отойти на безопасное расстояние и спокойно сменить направление атаки. В крайнем случае можно играть за счет дальнобойности своих орудий. То есть зная расстояние стрельбы например американского линкора «Нью Йорк», можно за счет скорости хода стараться держать чуть более данной дистанции и спокойно закидывать оппонента своими снарядами от орудий главного калибра.
Только стоит помнить, что такая тактика принесет свои плоды если вы играете на больших картах и если у вас есть место для маневра. Итак сделаем небольшой вывод про японский линкор пятого уровня «Конго». Данный корабль лично для меня, любителя играть на крейсерах получился очень интересным. В плюсах имеется хорошая скорость хода, неплохая противовоздушная оборона и мощные дальнобойные 356 мм орудия, которые за один залп могут нанести приличное количество дамага и в качестве минусов посредственная маневренность и плохая для линкора броневая защита.
В общем «Конго» получился очень достойным и интересным кораблем. Вам есть что добавить про японский линкор пятого уровня «Конго»? Смело пиши в комментариях ниже. На этом все. .
Обзор японского линкора пятого уровня под названием «Конго» подошел к концу. С вас при желании подписка и лайк. Спасибо Вам за просмотр этого видео.
До следующих встреч и Саенара!.