Декадентство определение. Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить

21.12.2023

Когда нас просят дать ёмкое определение развитому либерально-демократическому обществу 90-х годов России, то первым на ум приходит слово Декаданс. Что значит Декаданс ? Прочтите ещё несколько интересных публикаций, например, как понять слово Лобби , что такое Лиззинг , что значит Лендинг ? Этот термин был заимствован из французского языка "decadence ", "decadentisme", и переводится, как "упадок ". Это понятие было очень модным начиная с середины 19 века по начало 20-го. Общество того времени было расколото на касты, сословия, многие жили ниже прожиточного минимума, "жировала " лишь верхушка чиновников. Поэтому у людей было психологическое ощущение кризиса, усталости связанное со сломом традиционных ценностей, позитивистской философии, гуманитарных идей.

Подобное явление стало проявляться в творчестве так называемых "прерафаэлитов " (художники и поэты Англии создавшие в 1848 году "Братство Прерафаэлитов ").
Во Франции это "словечко" стало настолько модным, что начиная с 80-х годов позапрошлого века стали издаваться два журнала с интригующими названиями "Le Decadent " (Декадент), "La Decadence" (Упадок). Люди "исповедующие" декадентство не принимают обыденную реальность, их душа стремиться в небесные выси, и ей совершенно неинтересны земные проблемы. Такие особи более склонны к мистицизму, иррационализму, они тяготеют к аморализму и индивидуализму, они приветствуют культ намеренного эстетизма, проявляют повышенный интерес к эротике , и в их поведении заметны черты безнадёжности и скепсиса. Повышенное внимание они уделяют тематике смерти, разложения, падения, негатива.
Если сравнивать декадентов с современными молодёжными течениями, то это вылитые готы с примесью софт гранжа.

Декаданс - это не мода, не течение, и даже не стиль, это тема и настроение, которое в одинаковой мере воздействуют на общественную, религиозную, научную, философскую мысль, окрашивая их толикой потерянности, запустения и упадка

Что значит "Поиграем в Декаданс"?

Граждане, полюбившие группу Агата Кристи, порой интересуются, что значит поиграем в Декаданс?

Поиграем в декаданс - это выражение означает некую депрессивность , манерность, отсутствие желания жить, однако это по большей мере актёрство


Когда человек играет в декаданс, он становится более экстравагантным , подчёркивает свою сексуальность, отрицает моральные нормы и принципы. Обычный человек назовёт это "дешёвыми понтами ", хотя играть в декаданс могут позволить себе только обеспеченные люди, чтобы соответствовать своему внутреннему я и создавать вокруг себя мрачную упадническую обстановку.

Это эпоха с середины XIX века до первой мировой войны, 1914 года. Причиной декаданса выступает бурный рост капитализма, экономический прогресс, поскольку на фоне доминирующих отношений купли-продажи, утилитаризма и прагматизма ставятся под сомнение вечные ценности культуры – добро, истина, красота, вера. Философским осмысление декаданса становится доктрина пессимизма А.Шопенгауэра и переоценка ценностей Ф.Ницше. Открывает декаданс в 1854 году сборник Цветы зла Шарля Бодлера.

Декаданс – умонастроение упадка, духовный кризис, умонастроение пессимизма и нигилизма, пронизывающее жизнь богемы . Он формируется на почве разложения романтического идеала, утраты религиозных, научных и моральных ценностей в силу развития утилитаризма. Утрачивается целостный идеал духовно богатой личности. Однако упадку культуры противопоставляется сила воображения, творческого всемогущества. Господствует индивидуализм, умонастроение пессимизма и нигилизма в отношении идеи общественного прогресса. Утверждается позиция неприятия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Начинаются сумерки кумиров, т.е. переоценка ценностей, когда ставится под сомнение христианская мораль, вера в Бога, вера в научный и общественный прогресс. Личность теряет смысложизненные опоры в виде вечных ценностей и утрата смысла рождает трагедию души. В художественной сфере веет трагедия эстетизма - наслаждение души разладом, страданием, меланхолией. Личность ищет опору в собственной субъективности: «Только то, что я чувствую в душе, кажется мне вечным и, несомненно, достоверным» (Гюисманс). Так возникает культурный элитизм и аристократический тип художника. В этих условиях складывается ряд художественных направлений и групп.

ЭСТЕТИЗМ – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения Прекрасным : О.Бердсли, О.Уайлд, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Самоценность красоты, утонченного наслаждения, отделение красоты от полезного, морального, логического. Наслаждение красотой возводится в принцип жизни, переживание ради переживания, а отношение к жизни, наоборот, как к спектаклю, с точки зрения своего Я как зрителя. «Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно божественное откровение – это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть в отчаянии. Красота намекает на какие-то связи «всего со всем» (А.Бенуа). Культ Красоты создает новый тип – «эстетического человека». Этот «эстетический человек не признает никакого долга, не преследует никакого интереса, отдавая все искусству. Он равнодушен к религии, морали, воспитанию, политическим принципам или улучшению общества» (У.Гаунт).

Декадент в Двойном сердце М.Швоба: «Мы пришли в необычайное время, когда романисты показали нам все стороны человеческой жизни и всю подноготную мыслей. Мы пресытились чувствами, еще не испытав их: некоторые позволили увлечь себя в бездну неведомым и странным призракам; другие приобрели страстное влечение к глубинному поиску новых ощущений; третьи, наконец, нашли опору в глубоком сострадании. Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда - тип «декадента»… Чтобы предаться безмерным наслаждениям и испытать самые редкостные ощущения, которые только можно купить за деньги, эти литературные персонажи ищут прибежища в воображаемой эпохе латинского декаданса и в современной литературе, «неизлечимо больной настолько, что она вынуждена выражать все, что угодно, в пору своего заката».

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – группа английских художников, сложившаяся в 1848 году, которая стремится выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Ядро группы составили Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант и Данте Габриэль Россетти. Их восхищает стиль, сложившийся в эпоху ренессанса в искусстве до Рафаэля, период кватроченто и маньеризма. Их творчество отличает ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Для своих картин братство Прерафаэлитов избирает религиозные и нравственно возвышенные темы, скрупулезно передает натуру, внимательно изучает флору, использует четкую живописную технику. Они идеализируют модель, создавая королеву из продавщицы, идеал из дочери конюха, богиню из проститутки и пр. Творчество наполнено декоративностью, эротизмом и чувственностью, гротескными и странными элементами.

СТИЛЬ МОДЕРН – декоративный стиль, распространенный примерно с 1890 года до первой мировой войны. Его названия: ар нуво во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, модерниста в Испании, стиль Тиффани в США, «Мир искусства » в России. Этому избыточному, чувственному стилю свойственно тяготение к маньеризму, иронии, декоративности, пластичности, использование растительного орнамента. Его особенностью стало сближение поэтической и бытовой сфер, что ярко выразилось в декоративном искусстве, а также в хореографии (Фокин), танце (Айседора Дункан), декорациях и костюмах (Бакст), драматургии (Сологуб).

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление визуальных впечатлений, зародившееся в 1860-х годах. Название impression стали употреблять подразумевая картину Впечатление: восход солнца Клода Моне. Это «чистая перцепция» без мыслительных конструктов приводит к разрыву с традицией, не желая опираться на «костыль разумного опыта» (В.Хофманн). Художники отказываются как от академического рисунка, так и от романтического сильного чувства, вымысла. Они хотят уловить и зафиксировать случайные и мимолетные впечатления современной жизни, стремятся к «невинности глаза», как если бы Я не играло никакой роли. Им свойственно мироощущение неприкаянности, утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. В жизни такие люди оказываются неприкаянными о чем свидельствуют мятущиеся натуры Гуго Гофмансталя, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

СИМВОЛИЗМ – движение в литературе и искусстве, расцвет которого пришелся на 1885-1910-е годы. Стремится выразить духовный опыт в чувственной форме, «облечь идеи в форму чувства» (Жан Мореас). Ему свойственна позиция неприятия жизни и признание значимости всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку эти формы могут быть намеком на миры иные, духовные. Возникает на основе трагедии души, смыслоутраты. Ментальная драма выражает, во-первых, трагедию рока, чувство крушения человеческих надежд перед лицом мирового зла, некоего фундаментального наваждения, пляски смерти, мировой скорби (Байрон, Вагнер, Леопарди). Порой над человеком висит мистически туманный ток жизни, опрокидывающий любые рассудочные проекты - рок (Э.Верхарн, А.Белый), призрак смерти (М.Метерлинк), стагнация (Ф.Сологуб). Можно сказать, что катастрофа сознания воплощает это страх перед всеобщим напрасно. Во-вторых, драма души выражает демоническую чувственность, когда Я как всеобщее становление ведет к разладу индивида с собой. Возвышение субъекта осуществляется путем отрицания действительности (собственной социальной сущности) и самоотрицания. В результате разрыва с миром и само-преодоления личностный смысл ускользает и возникает чувство никчемности творческого всемогущества. Дионисийский восторг или оргиастически-хаотический порыв сопровождается наслаждением злом, страданием, смесью жалости к себе и сладострастия. Демонизм - это «сила, зияющая мутным взором безумия» (Вяч.Иванов). Образы Манфреда, Мальдорора, Демона показывают изначальное восстание против человеческого, независимость от мира. Но отвергая Бога и законы природы, Сатана, одновременно, порывает с миром и впадает в отчаяние, теряя смысл.

Происходит переоценка калокагатии и эстетизация безобразного . Однако в искусстве отсутствует и чистая форма, отделенная от пользы, добра, истины. Художественная форма наполняется трагическими переживаниями и деформируется. Красота синтезирует в себе тоску, страдание, поэзию смерти, шокирующую эротику, меланхолию, отвращение. Для этого служат особые приемы выражения, разрушающие гармонию : белый стих Верлена, Рембо, Бодлера, атональная музыка Дебюсси, дающие, согласно Рембо «длительное, глубокое, последовательное расстройство всех чувств».

Символ – это образ, несущий глубинный смысл (С.Аверинцев), который чреват смыслом, выражает трагическое умонастроение, красоту тоски, страдания и мечту о мирах иных. Он знак неизреченного, невыразимого, «ослепления бесконечностью»; «Мы живем не среди фактов, но среди глубинных смыслов и символов» (А.Рембо). Это рефлексия внутреннего состояния сквозь призму мифологем; придание индивидуальному переживанию универсального характера, а значит а)прозрение вечного, обнаружение Идей за повседневным, интуиция туманностей инобытия; в)значимость природы лишь постольку, поскольку она просвечивает духовными мирами, превращающая действительность в иллюзию; с)обозначение ментальной драмы, которое несет новую красоту, выражает иррациональную жизнь души без смысла и правил. Как манифестация индивидуального переживания символ весьма субъективен, ибо знаку придается сугубо личностный смысл. Классическим примером является сонет Гласные А.Рембо, где буквам придается сугубо субъективное цветовое значение:

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый, О - синий...

Символ, далее, динамическая тенденция, порождающая модель (А.Лосев), т.е. мечтательность, устремленность к духовному, уравновешивающая трагедию души. И, наконец, синтез «всего со всем», синестезия (опера Вагнера, музыка слова Верлена, живопись слова Малларме), нахождение мистических соответствий, корреспонденций как в Соответствиях Шарль Бодлерa:

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.

Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен, -

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам. (пер. В.Левика)

Символы в искусстве:

- Голубой цветок Новалиса, Синяя птица М.Метерлинка, Кормчие звезды Вяч.Иванова, Звездная корона М.Волошина, Пьяный корабль А.Рембо - мечты о чудесном, иных мирах, о возвышенном счастье и идеале.

- Огненный столп Гумилева, Брюсова, Огненный ангел Тернера, Золото в лазури А.Белого - мистическое откровение, эманация благодати.

- Незнакомка А.Блока - вечная женственность, Россия, Любовь, София.

- Сплины Ш.Бодлера, П.Верлена, Города-спруты П.Верхарна, Черное солнце Ж.де Нерваля - пессимизм, трагедия духа.

- Цветы зла Ш.Бодлера, Мальдорор Лотреамона, Демон М.Врубеля, Трагедия титана И.Северянина - демоническая чувственность, эротизм.

- Саломея, Елена, Далила, Галатея, Семела, Леда Р.Штрауса, О.Уайлда, Г.Флобера, Гюисманса, Г.Климта, Г.Моро, О.Бердсли – образы femme fatale, символы умопомрачительной красоты и сатанинского соблазна. Гюисманс писал о Саломее Г.Моро: «символический идол непобедимого Сладострастия, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красота, несравненная избранница Каталепсии, сделавшей неподатливой ее плоть и твердыми ее мышцы, чудовищное Животное, безразличное, безответственное, бесчувственное, отравляющее, как античная Елена, любого, кто приблизится или коснется ее хотя бы взглядом». Женскому образу придается провокационный или извращенный характер, он вызывающе обольстителен и болезненно порочен: гепард–соблазнительница, подчиняющая себе мужчину.

(декадентство) (фр. decadence; лат. deca-dentia - разложение, упадок) - общее название кри-зисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала ХХ в. Типичными признаками декаданса являются усталость от окружающего мира, стремление сосредоточиться на внутренних переживаниях, по-иск новых стимулов в искусстве, тяготение к большей утонченности и внешней странности. Постоянными темами декаданса были мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, любование процессом увя-дания жизни, которые соответственно порождали болезненные и хрупкие образы, роковые настроения упадка и безнадежности, культ красоты и т.д. Настроения декаданса возникли первоначально в литературе (П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо), а затем в живописи и скульптуре (О. Роден, М. Дени, М. Клингер и др.).

В России декаданс получил широкое распространение в начале ХХв. в творчестве художников объ-единений «Мир искусства» и «Голубая роза», Поэт ов - К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др. В ХХ в. различные направления декадентского искусства стали обозначаться общим понятием - модернизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕКАДАНС

Общее наименование т. н. «кризисных» явлений литературы конца 19-нач. 20 веков. В свою очередь определение «кризиса» нуждается в уточнении по отношению к литературе этого периода. С точки зрения представителей различных литературных направлений, школ «кризисными», «упадочными» могли считаться такие факты и явления художественного творчества, которые располагалась за рамками «образца», «нормы», установленными той или иной художественной парадигмой. Например, с позиции О. Уайльда, реализм (и его высшая стадия - натурализм) явно находились в состоянии агонии. Слово «декаданс» О. Уайльдом использовалось по их адресу. А для представителей классической реалистической эстетики творчество самого О. Уайльда было убедительной иллюстрацией современного «декаданса». Сторонники и противники декаданса, употребляя это понятие, вкладывали в него различный смысл. Происхождение этого понятия очень часто связывают с текстом стихотворения П. Верлена «Томление» (1873), в котором использовалось это слово («Я – римский мир периода упадка» /перевод Б. Пастернака/). На самом деле это выражение было введено в литературно-критический обиход французским критиком более ранней эпохи Д. Низаром в его исследовании «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834). Но все же именно контекст верленовского «Томления» рождал тот смысл понятия «декаданс», который и делал это понятие актуальным и современным. Первоначально декадентами назвали себя члены одного из кружков поэтов-символистов, издавших в1886 г. журнал «Декадент». На этом историческом этапе существования этого понятия оно еще использовалось как синоним слова «символизм». Затем произошло перенесение этого понятия на достаточно широкий круг явлений художественной жизни конца.19 века, противоположный художественным ориентирам художественных систем, сложившихся до этой эпохи. Так, к декадансу стали относить и культуру импрессионизма и эстетизм, поздние новеллы Мопассана и даже натуралистические романы Э. Золя. Происходило, по меткому выражению исследователей этой проблемы, «расщепление» понятия. Термин «декаданс» все более приобретал резко оценочный смысл, теряя при этом семантическую определенность. До наших дней это понятие дошло, сохранив лишь возможность быть аналогом определений «упадочное» и «больное» и употребление его в этом смысле для характеристики и объяснения какого-либо художественного факта обнаруживает только его оценочность и понятийно-терминологическую «пустоту». «Как характерное явление времени декадентство, - отмечает О. Н. Михайлов, - не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве» . Вместе с тем, существовали попытки привязать декаданс к определенному кругу направлений, школ, литературных групп. Последняя по времени такая попытка, по-видимому, принадлежит советской литературной критике 70-х гг. 20 века с формулировкой: «Декаданс – это все нереалистические течения к. 19 – нач. .20 века» . Данное определение нельзя признать убедительным, ибо неоромантизм этого периода не являясь реалистическим «течением», не только не есть декаданс, но отталкивается от него, борется с ним. И, если точно следовать позиции Д. Затонского, справедливо противопоставившего реализм и натурализм («Между реализмом и натурализмом лежит гораздо большая пропасть, чем между реализмом и романтизмом» , то тогда и литература натурализма окажется примером декадентства. Лит-ра: Д. Затонский. Искусство романа и 20 век. – М., 1978. Д. Затонский. Что такое модернизм? // Контекст.1974. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975; О. Н. Михайлов. Декадентство // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Декаданс

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Обозначение декаденства

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века , а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров , «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм ». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов , Искусство и общественная жизнь).

История

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По . Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Нисарда - французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм , индивидуализм , аморализм , отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы , как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской, Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Декавиль, Поль
  • Декалитр

Смотреть что такое "Декаданс" в других словарях:

    декаданс - а, м. décadence f. <лат. decadentia упадок. 1. Упадок, культурный регресс. Уш. 1934. А есть мнение, что в истинно гениальных натурах (не талантливых, а гениальных) никакого упадка (décadence) быть не может. 1852. А. Серов Ст. о муз. 1 217.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Декаданс - Декаданс ♦ Décadence Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник… … Философский словарь Спонвиля

    декаданс - см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. декаданс сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

    ДЕКАДАНС - [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАДАНС - (от лат. decadentia упадок) англ. decadence; нем. Dekadenz. Процесс соц. упадка, при к ром институты утрачивают функцию соц. контроля и общество теряет свою целостность. Сопровождается распространением гедонизма, сексуального индивидуализма.… … Энциклопедия социологии

    декаданс - то же, что декадентство. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. декаданс [дэ], декаданса, мн. нет, м. [фр. de cadence] (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редко). Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

В очередной раз прослушивая любимую песню Агаты вдруг подумала, что понятие декаданс понимаю (простите за тавтологию) очень приблизительно. Начала лазить по инету, вот что примерно накопала:
Википедия говорит
Декадентство - [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent - упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia - падение] - 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II-IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX - н. XXвв, характеризующихся приверженностью неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашенные ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложненному мироощущению современного человека.

Советская критическая мысль рассматривала декаденство как общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Неинтересно.... Попрыгали дальше.
Сайт
Декаданс как он есть
Декаданс, а вернее декаденство (от фр. Decadence - упадок, разложение; от лат. Decadentia – в переводе падение) – часто встречаемое понятие в философии, истории, культуре, а так же в во всех видах творчества – музыка, поэзия, проза, картины. Декаденс своим упадническим настроением коснулся практически всего.

Декаданс – это не понятие, не стиль, а настроение. Отчаяние, когда уже ничего не надо, бессилие и разочарованность, как в мире, так и в себе. И именно это бессилие породило великие шедевры, что отнюдь не сделало счастливее их создателей. Они так и остались не понятыми, как общественностью, так и сами не поняли в чём цель их появления на свет. Многие закончили своё существование в больницах для душевнобольных, либо о объятиях алкоголизма.

Декаданс зародился в Европе в конце 19 века под влиянием революций, как протест общепризнанной «мещанской морали», как отвращение не только к жизни, но и отвращение к рамкам, традициям и устоям, но одновременно возводя в культ порочность и делая грех эстетичнее. Лишь в этом декаденты находили удовольствие – сделать эстетичным позор, и находить радость в смаковании чувств, только пережив отвращение к ним.

Непонимание и отторжение со стороны общества лишь усиливало удовольствие, стимулируя декадентов находить всё более изощрённые алтари для «лепестков роз, покрытых миазмами порока»
О как загнул... Интересно но сложно для понимания простого обывателя.
переворошив кучу информации, вынесла свой тезис, декаданс - это не просто красивое слово, бледные дамы в черных платьях и случайные связи. Это стиль жизни, окраска души если позволите. Довольно актуально в наши дни вы не находите? Упадок моральных сил. Отсутствие веры в людей, в себя. Полное разочарование. Встречала я таких людей которые сами того не зная являли собой отличный пример декаданса.
Да и я сама едва держусь на этой грани, между миром людей живущих с какой то ни на есть, но верой в душе. И тем, что не оставляет шансов выбраться из мрака.
Какой путь выберешь ты? Декаданс привлекателен. Но это омут, из которого мало кто выбирался живым.