Эта статья - обзор экзистенциального подхода к психотерапии и показательных ситуаций из моей практики вызвала в свое время хороший отклик у опытных коллег, а один экзистенциальный терапевт даже спросил моего разрешения использовать ее в качестве обучающего материала.
Наталия Гжебик.
Человек обращается к экзистенциальному психологу, когда ощущает, что в его жизни что-то идет «не так». Он может говорить о полной запутанности жизни, или, наоборот, о пустоте, в которой «ничего не происходит».
В самом начале работы многие клиенты склонны связывать такие переживания с недостаточным развитием определенных личностных качеств или наличием «плохих привычек», от которых намерены освободиться с помощью специалиста.
Лишь намного позднее в терапии человек начинает осознавать, что ощущение полноты жизни в большей степени связано со способом бытия в мире , нежели с личностными характеристиками.
Р. Кочунас говорит, что экзистенциальная психотерапия сконцентрирована именно на жизни клиента, а не на его личности . Специалист, работающий в данном направлении, не считает, что клиенту во что бы то ни стало необходимо измениться.
Вместо развития слабых личностных сторон и поиска «своего Я», экзистенциальный психолог предлагает человеку глубоко исследовать его жизненную ситуацию , осознать и укрепить индивидуальный способ взаимодействия с задачами жизни. Таким образом, терапевтические изменения появляются, когда человек видит целостность своей жизненной ситуации.
М. обратился к групповой психотерапии, потому, что ощущал общую жизненную неудовлетворенность, которая выражалась в безразличии ко всем занятиям, несмотря на их изначальную привлекательность. Он имел разнообразный профессиональный опыт, но в возрасте тридцати девяти лет все еще сомневался в том, «кем он будет, когда вырастет». Говорил об отсутствии включенности в работу и общение, и объяснял свою трудность нерешительностью.
Поскольку психотерапевтическая группа представляет собой некую модель мира, в которой каждый человек проявляет себя характерным для него в реальности способом, то участник постепенно формирует в группе свою реальную жизненную ситуацию, и с помощью других участников исследует возможные жизненные направления.
Перед вступлением в группу М. хотел получить от меня как ведущей гарантию того, что участие принесет ему пользу в виде освобождения от заявленной трудности.
В процессе работы участники группы заметили, что М. избегает взаимодействовать с другими, как - будто ожидает, что группа обратится к нему лично. Мы увидели, что М. преодолевал свою «нерешительность» в ситуациях, которые зашли «в тупик» и требовали экспертной оценки. В такие моменты М. оживал и с готовностью использовал свой сильный ум, чтобы снизить напряжение в ситуации. Но после того, как конфликт сходил «на нет», М. терял интерес и апатично наблюдал за жизнью группы до следующего острого момента.
Участники помогли М. исследовать ситуацию, которую он создал для себя в группе. Нам стало ясно, что М. тратит огромные внутренние силы на то, чтобы понять, "как все устроено" в группе/ в жизни: какие групповые/жизненные направления более перспективны, чем они могут быть полезны ему лично, имеет ли он право включиться во взаимодействие, если не до конца понимает ситуацию и не способен активно участвовать в ее разрешении.
М. осознал, что старается избежать чувства вины, которое неизбежно возникло бы, если бы он решил включиться в ситуацию не имея четких ориентиров. И ощущал сильное напряжение и дискомфорт, когда опыт другого человека в группе затрагивал его чувства. Внутренняя борьба, которую вел М., почти не оставляла возможностей для спонтанности.
Таким образом стало понятно, почему М. не ощущал жизни - в тридцать девять лет он "все еще не начал жить"! И тот факт, что он обладал мощным интеллектом (который должен был способствовать успеху в «просчете» жизни), никак не помогал улучшению его самочувствия. Для М. прояснились и базовые представления о мире, и способы его взаимодействия с жизненными вопросами, и собственноручно созданные ограничения, которые были связанны с верой в возможность полного понимания жизни, методичной подготовки к ней и получения определенных гарантий.
Так М. пережил в группе то, что называл нерешительностью. Ему предстояло проверить свои жизненные конструкты на реалистичность и внести необходимые коррективы, чтобы начать жить. М. было важно пережить ситуацию «целиком», не концентрируясь только на трудностях, но и исследуя заложенные в ней возможности.
Среди нескольких ярких моментов психотерапии М. выделил опыт завершения группы/жизни для него (формат группы предполагал «внезапное», случайное прекращение активности в группе/смерть). После исключения возможности активно участвовать в работе группы, М. страстно захотел включиться в общение. Самые важные переживания, по словам М., были связаны с осознанием того, как близость с людьми и сама жизнь «ускользает» в то время, пока он пытается постичь ее скрытый смысл.
То, что в жизни возникают трудности - естественно, но чтобы иметь достаточно свободы для выбора своего направления, необходимо составить реальное представление о «карте местности», сопоставляя трудности жизни с ее возможностями. Поэтому, общей целью работы в экзистенциальном подходе выступает приближение к ощущению большей компетентности и свободы, когда человек способен понять значение текущей жизненной ситуации, осознать ограничения и возможности, заложенные в ней и осуществить выбор, который соответствует жизненным приоритетам и ценностям.
Э. Ван Дорцен считает, что человек ощущает свободу, когда он понимает, в какой степени жизнь зависит от него самого и осознает имеющиеся ресурсы . Настоящая вовлеченность в свою жизнь переживается как жизнетворчество, основанное на последовательном воплощении личных смыслов - в противовес ощущению «вынужденности», которое появляется вследствие узкого взгляда на жизнь.
В. вступила в терапевтическую группу в надежде понять, "чего же она хочет на самом деле?». Главная личная трудность В., по ее словам, состояла в том, что она всегда отчаянно хотела любить и быть любимой, но не была готова прилагать какие-либо усилия к этому. Обычно, действовать В. начинала только тогда, когда отношения находились под угрозой разрушения, и сильнейший внутренний дискомфорт приводил к необходимости «спасти» ситуацию. Однако чаще всего бывало уже «слишком поздно», чтобы восстановить отношения, поэтому В. переживала внутреннюю пустоту и потерю смысла.
В группе прояснилось, что В. с самого начала старается заслужить расположение всей группы, считая, что тем самым реализует собственные ценности. Мы увидели, что В. проявляла немалую активность, чтобы завоевать репутацию «души компании» и добиться принятия всеми участниками группы. В группе она поддерживала, в основном, поверхностный уровень общения, предпочитая избегать «трудных» вопросов и конфликтных тем.
Во время переживания в процессе работы группы всеобщей растерянности, В. поспешила принять на себя роль «массовика-затейника» и предложила заполнить образовавшуюся экзистенциальную пустоту с помощью исполнения восточного танца под неуверенные аплодисменты других участников. В. потребовалось около пяти минут, чтобы осознать сложившийся контекст, и ее выступление окончилось слезами.
В. поняла, что все, что она делала в группе вплоть до настоящего момента было вызвано желанием нравиться и быть всеми любимой, несмотря на то, что в самом начале групповой работы В. четко осознавала актуальные потребности и задачи своего участия в группе. В. предпочла проигнорировать собственные нужды и цели психотерапии/жизни в угоду достижению расположения и подтверждению того, что она достойна любви.
Во время исполнения танца В. пришлось увидеть, как «глупо она расходует силы и время», развлекая окружающих и увеличивая бессмысленность в собственной жизни. В. стала понимать, что действовала «не в том направлении», в котором по-настоящему хотела действовать. Вместо усилий честного и открытого самовыражения в присутствии других людей она расходовала свою жизненную энергию на то, чтобы угадать и оправдать чужие ожидания.
И. Ялом подчеркивает, что на определенном этапе групповой психотерапии люди начинают понимать, что жизненные ситуации других участников во многом отражают их собственные трудности. Несмотря на то, что человечество постоянно развивается и каждый из нас уникален, люди сталкиваются с вопросами существования, одинаковыми во все времена.
Такие базовые вопросы жизни как рождение и смерть, свобода и необходимость, одиночество и зависимость, смысл и пустота - принципиально неразрешимы, но через осмысление этих категорий человек способен почувствовать себя по-настоящему живым . Поэтому, в процессе работы экзистенциальный психолог уделяет особое внимание исследованию общечеловеческих вопросов.
Во время психотерапевтических встреч рассматривается прошлый жизненный опыт, текущее положение дел, а также, желаемое и возможное будущее . Осмысление прошлого опыта приводит к пониманию того, что придает человеку ощущение полноты жизни, анализ текущей ситуации позволяет оценить степень удовлетворенности жизнью, а исследование последствий альтернативных возможностей будущего способствует выбору направления и определению приоритетов.
Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии состоит в неспешном размышлении и выражении своих побуждений, желаний, намерений, ценностей и смысла, отношения к жизни в целом . Во время такой работы экзистенциальный психолог отражает способ бытия клиента в «здесь и-сейчас» терапевтической встречи: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт.
Психолог старается понять, каким образом его клиент "отвечает" на базовые вопросы человеческого существования, насколько полно он присутствует в своей жизни и что является препятствием к большей вовлеченности в жизнь. Разумеется, данные аспекты трудно прояснить напрямую.
Раскрытие характера присутствия человека в жизни осуществляется путем внимательного исследования особенностей взаимодействия клиента с психологом в индивидуальной психотерапии или с другими участниками в терапевтической группе: как человек строит отношения с другими людьми, как понимает их роли, чего ожидает, каким образом выбирает тему для внутреннего исследования и какие задачи ставит перед собой в общении?
Понимание переживания «бытия с другими» раскрывает не только способ отношений со значимыми для клиента людьми, но и характер его «пребывания с собой». То, как человек проявляет себя по отношению к психологу в индивидуальной работе и к участникам группы, отражает ведущие принципы его отношения к себе и миру.
Л. зашел в мой кабинет неуверенно, и в первые же минуты у меня возник образ человека, идущего по "веревочному мостику". Весь облик Л. отражал внутреннюю неустойчивость и сильный страх, но, вместе с тем, в его движениях заключалась мощная инерция, которая заставляла делать большие шаги в направлении воображаемого «берега».
Во время обсуждения целей индивидуальной психотерапии Л. рассказал мне о многочисленных потерях, о парализующей тревоге, об ощущении «тесноты» в жизни, и попросил помощи в том, чтобы «стать более уверенным и обрести твердую почву». Л. хотел верить, что это возможно.
Во время первых встреч Л. избегал смотреть на меня, его голова, чаще всего, была опущена, и он очень внимательно разглядывал пол под ногами. В отношении меня Л. интересовался, в основном, тем, что могло «объективно» отражать мою профессиональную компетентность - возраст, наличие сертификатов и опыт работы с подобными трудностями. Я стала замечать, что Л. контролирует мои попытки привнести в нашу беседу свой личный опыт, как будто старается избежать осознания, что я так же по-человечески уязвима, как и он.
Анализируя отношения со мной, Л. начал осознавать, что всю жизнь он старался «смотреть под ноги», чтобы не оступиться - от страха его мир «сузился» и стал «тесным». Перспектива «поднять голову» и исследовать реальность пугала Л., но казалась неизбежной, поэтому он решился. Он понял, что избегал близости с людьми, потому, что боялся потерять их.
Так Л. столкнулся с тем, что его на самом деле пугало и подтверждения чему он всегда избегал - никто из людей не застрахован от потери, человеческая жизнь очень хрупка, и в ней мало вещей, в которых можно быть полностью уверенным. С помощью образа, который возник у меня, когда мы впервые встретились в моем кабинете, Л. стал осознавать тот факт, что человеческое существование - «веревочный мост», и каждый из нас «балансирует над бездной » .
Экзистенциальная психотерапия по определению требует серьезных эмоциональных и временных вложений. Но человек ощущает пользу в таком предприятии, когда по ходу тщательного пересмотра своей жизни открывает новые способы взаимодействия с другими людьми и миром, определяет свою жизненную позицию и испытывает воодушевление от воплощения собственных ценностей.
Литература.
Э. Ван Дорцен. "Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия". Ассоциация экзистенциального консультирования. 2007 г.
Р. Кочунас. Экзистенциальная терапия в группах.
И. Ялом. Класс. 2004 г.
Начиная свою индивидуальную консультативную практику, я не могла
предположить, что основой моей профессиональной деятельности станут обращения по поводу различных зависимостей и зависимого
поведения. Однако жизнь складывается таким образом, что в настоящий
момент более 70% клиентов обращаются ко мне
за помощью
в разрешении
именно этих проблем. Преимущественно, это люди, желающие избавиться от игровой
(реже от алкогольной)
зависимости, осознающие факт ее наличия
в их жизни,
но не имеющие
ни малейшего
представления о путях
и средствах
решения этой проблемы.
В процессе экзистенциального анализа жизни этих людей неизбежно обнажались проблемы бесцельности и бессмысленности
их существования,
утраты интереса как к выполняемой
деятельности, так и к жизни
в целом,
потери ими жизненных опор и ориентиров.
В большинстве
этих случаев имели место суицидальные настроения или планы клиентов, нередки также и их суицидальные
попытки в прошлом.
Это свидетельствует
о том,
что зависимые клиенты находятся в состоянии
«Пустоты» (Ж.П. Сартр)
или «Экзистенциальном вакууме» (В. Франкл).
Более того, основываясь на этих
данных, с большей
или меньшей достоверностью можно предположить, что пустота и экзистенциальный
вакуум являются одними из основополагающих
факторов, влияющих на формирования
и развития
зависимого поведения.
Исходя из этого
очевидно, что основным предметом экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого
поведения становятся вышеописанные переживания состояния пустоты и экзистенциального
вакуума. Очевидно также и то,
что для оказания эффективной терапевтической помощи в разрешении
этих проблем терапевту необходимо иметь четкое и ясное
представление как о сущности
и особенностях
возникающих переживаний клиентов, находящихся в состоянии
пустоты, так и о причинахи
механизмах, приводящих к их возникновению.
Первые вопросы, которые в этой
связи встали передо мной как терапевтом: почему человек утрачивает интерес к собственной
жизни и к своей
деятельности? Как определить
грань между деятельностью, Которая становится для человека лишь средством заполнения образовавшейся пустоты в его
жизни и деятельностью
«Настоящей» – полноценной и самоценной?
В поисках
ответов на эти
и другие,
смежные вопросы я решил
обратиться к трудам
Жана Поля Сартра и Виктора
Франкла и рассмотреть
проблемы пустоты и экзистенциального
вакуума сквозь призму сравнительного анализа их подходов.
В первой части я представлю
общие определения понятий «Пустота» и «Экзистенциальный вакуум». Вторая часть – это непосредственно сравнительный анализ подходов Сартра и Франкла
к проблеме
пустоты жизни и экзистенциального
вакуума. В этой
части я акцентирую
внимание прежде всего на существенных
различиях этих подходов. В заключительной,
третьей части я постараюсь
ответить на ключевой
вопрос этой работы: где кончается деятельность, приносящая удовлетворение и привносящая
уникальный смысл, а где
начинается деятельность, лишь заполняющая образующиеся пустоты в жизни?
В заключение этой работы, хочу еще раз напомнить слова Франкла о том,
что в наши
дни «Во-первых,
человеку в отличие
от животного
никакие побуждения и инстинкты
не говорят,
что ему нужно делать. Во-вторых,
в противоположность
прошлым временам никакие условности, традиции и ценности
не говорят,
что ему должно делать. И часто
он не знает
даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет
делать то,
что делают другие, или делает то,
чего хотят от него
другие» . Но каков же
в таком
случае ответ на один
из главнейших
вопросов нашего бытия: что делать? Очень доступно и понятно
на него
отвечает Паоло Коэльо: «Кем бы
ты ни был,
чего бы
ни хотел,
но если
чего-нибудь
сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в душе
Вселенной. Это твое
предназначение на Земле.
У человека
одна-единственная обязанность: пройти до конца
Своей Стезей. В ней
– все. И помни,
что когда ты чего-нибудь
хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось» .
Таким образом, одной из первых
задач терапии рассматриваемых здесь проблем становится поиск ответов на вопросы:
чего хочет клиент от жизни
в действительности,
хочет именно он сам,
а не его
окружение, «Все» или «требуют» обстоятельства? Зачем, ради чего он готов
отказаться либо от своей
зависимости, либо изменить нынешнюю свою жизнь? Ответы на эти
вопросы и даже
сам процесс их поиска,
по моему мнению, кроме бесспорной их диагностической
ценности, могут значительно продвинуть клиента по пути понимания и разрешения
своих проблем как зависимого поведения, так и переживаний
пустоты жизни и экзистенциального
вакуума.
Животным жить просто - у них имеются природные инстинкты, которые подсказывают им, что делать. У них нет каких-то особых желаний и стремлений, кроме удовлетворения собственных потребностей. Что же касается людей, то здесь все не так просто. Человек имеет желания и стремления, и они зачастую формируются обществом, в котором он находится. Поэтому раньше с этим было так: существовали различные традиции, религия имела прочное и доминирующее положение в обществе, и у человека всегда был огонек, который вел его вперед. В современном мире все намного сложнее, и очень многие люди начинают испытывать экзистенциальный вакуум. Что это такое? Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Вы поймете, что представляет собой экзистенциальный вакуум, определите его основные причины, узнаете о его последствиях, а также получите представление о том, как побороть этот вакуум.
Итак, в первую очередь, естественно, необходимо дать понятию экзистенциального вакуума определение, которое позволит вам дальше ориентироваться в той информации, которую вы будете получать с помощью данной статьи. Первым, кто ввел данный термин, стал Виктор Франкл, который обозначил его как противоположность пиковому переживанию, которое ранее было описано Маслоу. Так что же это такое?
Экзистенциальный вакуум - это состояние внутренней пустоты, которое испытывает человек, потерявший все цели своей жизни и не видящий смысла своего существования. Франкл описал это как «переживание пропасти», то есть человек оказывается в бездне бессмысленности существования, переживая экзистенциальный кризис самой серьезной формы. Вас это может удивить, но очень многие люди переживают данный вакуум в тот или иной момент своей жизни, и у этого имеются различные причины. Франкл сам выделяет несколько основных, на которые вам и стоит ориентироваться, если вы хотите понять данный феномен полностью.
Данная статья начиналась с описания того, как именно существуют животные, и это было сделано неспроста. Для них экзистенциальный вакуум - это нечто, что не может проявиться по природе. Почему? Дело в том, что у животных имеются определенные природные инстинкты и стремления, которые запрограммированы в них на генетическом уровне. Все эти стремления являются базовыми и примитивными, то есть животные хотят поддерживать свое существование едой, водой и сном, им нужно безопасное место для ночлега, где их не смогут достать опасные хищники, а также они стремятся размножаться. У них нет никаких ценностей более высокого уровня, которые можно обретать и терять. Соответственно, животные никогда не ощущают экзистенциального вакуума, так как их желания и потребности всегда удовлетворяются. Животное не может перестать хотеть есть, потому что если оно это сделает, то умрет.
У людей же все обстоит иначе. У них имеются ценности и стремления более высокого порядка, без которых человек опускается на уровень животного. Но и здесь все не так просто, потому что, оказавшись на уровне животного, человек сохраняет свой развитый рассудок, поэтому чувствует, что в его жизни нет ценностей более высокого порядка. Именно это ощущение пустоты и является рассматриваемым в данной статье феноменом. В отличие от базовых инстинктов, которые запрограммированы в голове каждого животного и человека, желания более высокого уровня не заложены генетически, поэтому в организме нет механизмов, подсказывающих, что без них человеку будет плохо. Именно поэтому и возникают экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальная пустота и так далее. Но это не единственная причина, так что вам стоит приготовиться к тому, чтобы разобраться с еще несколькими факторами, влияющими на этот феномен.
Экзистенциальный вакуум также проявляется по той причине, что современные ценности, традиции и соглашения не могут указать человеку верный путь. Об этом также было кратко сказано в начале статьи. Дело в том, что в прошлом строй людей сильно отличался от того, что наблюдается на сегодняшний день. Ранее существовали четкие системы ценностей, различные гласные и негласные соглашения, а также многовековые традиции, которых человек должен был придерживаться. В результате у него всегда был образец, всегда присутствовала цель в жизни. Сейчас же все это сильно ослабевает в течение последних десятилетий, поэтому традиции и ценности уже не могут служить для человека конкретным ориентиром. Соответственно, он не может принимать самостоятельные решения. Экзистенциальный вакуум по Франклу является очень опасным состоянием, так как он может привести к серьезным психическим заболеваниям. Даже не в таком серьезном масштабе можно смело сказать, что этот вакуум может очень негативно сказаться на социальной Как именно? Сам Франкл описывал, что результатами данной проблемы является то, что люди обращаются в конформизм или тоталитаризм, что сильно сказывается на их жизни.
Как и писал В. Франкл, экзистенциальный вакуум - это пустота, создаваемая внутри человека отсутствием каких-либо целей и стремлений. Но сам человек в момент подобной слабости не находится в вакууме, поэтому на него влияют различные внешние факторы. И это оказывает свое воздействие на психику. Самым частым направлением человека, страдающего от подобного вакуума, является обращение в конформизм или тоталитаризм.
Если говорить простыми словами, то конформизм - это взгляд на жизнь, при котором человек делает то же самое, что и все вокруг него. Конформизм является наиболее популярным течением на Западе, и человек, у которого не осталось никаких целей и ценностей, обращается в него с большой вероятностью. Он начинает искать эти ценности на стороне, обращаясь к тому, что является наиболее популярным на данный момент. Естественно, это лучше, чем психическое расстройство, к которому может привести рассматриваемый в данной статье вакуум, однако человек, который обращается в конформизм, постепенно теряет свою личность. Он становится частью толпы, что не является полноценной жизнью и неизбежно ведет к негативному воздействию на психику.
Что касается тоталитаризма, то, в отличие от конформизма, он является более популярным следствием вакуума на Востоке. Тоталитаризм - это взгляд на мир, при котором человек делает то, чего от него требуют другие. Суть остается прежней, однако воздействие оказывается еще менее приятным, так как человек фактически становится рабом других, делая то, что ему может даже не нравится. Но так как у него нет своих взглядов и ценностей, он делает то, чего от него требуют другие, так как именно так устроена система иерархии на Востоке.
Так что теперь вы понимаете, насколько опасным может быть экзистенциальный вакуум. В психологии этот феномен рассматривается очень активно, так как в современном обществе распространение вакуума происходит намного быстрее, чем в какой-либо другой период времени.
Наравне с конформизмом на Западе причиной и следствием экзистенциального вакуума также является такая вещь, как редукционизм. Что это такое? Это довольно интересный феномен, который наиболее распространен в Соединенных Штатах Америке. В рамках редукционизма человека рассматривают не как рассудительное существо, способное иметь свои собственные мысли и идеи, принимать решения и делать что-то для достижения собственных целей. Его рассматривают скорее как совокупность влечений и инстинктов, то есть они неспособны принимать самостоятельные решения, а все их действия диктуются реакцией на внешние факторы, а также защитными механизмами. Естественно, такой подход не может вызывать положительную реакцию у людей, и более сильные личности способны абстрагироваться от этих редукционистских мнений общественности, следуя своим путем. Но в большинстве своем люди не являются сильными личностями, поэтому редукционизм оказывается одним из наиболее важных и решающих факторов в распространении экзистенциального вакуума в современном обществе.
Теперь вы знаете большую часть необходимой информации о том, что представляет собой экзистенциальный вакуум: что это, какие могут быть причины возникновения этого вакуума, а также к чему это может в итоге привести. Но это еще далеко не все, что можно сказать об этом феномене.
Теперь вы имеете представление о том, чем является экзистенциальный вакуум, а также о его причинах. Теперь же пришло время более детально рассмотреть его последствия. Оказывается, они могут быть гораздо более страшными, чем конформизм. Поэтому стоит взглянуть на новый термин, который вам, возможно, еще неизвестен - это ноогенный невроз. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз прочно связаны между собой, и последний является негативным последствием первого. специфическая невротизация человека, которая появляется не на психологической основе, как большинство традиционных неврозов, а на ноологической. Это значит, что болезнь проявляется в духовной сфере человеческого существования. Теперь вы знаете, что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз, так что должны начинать понимать, насколько серьезной может быть эта проблема. Дело в том, что этот невроз возникает на почве неспособности человека обладать целями, высокими ценностями и, конечно же, смыслом жизни. Соответственно, он может вызывать серьезные проблемы, поэтому его необходимо лечить медицинским путем. Если человек просто испытывал легкий экзистенциальный кризис, он с большой вероятностью сможет из него выбраться. Но если проблема вышла уже на такой высокий уровень, то необходимо вмешательство специалиста.
Одной из главных особенностей экзистенциальной пустоты является тот факт, что человек может не осознавать ее наличие. Как уже было сказано выше, пустота часто стремится к заполнению самостоятельно, однако при этом заполняется она далеко не тем, чем стоило бы. Полноценные цели, стремления, ценности и смыслы заменяются фальшивыми. Происходит это довольно примитивным образом: человек начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, у некоторых людей это проявляется в крайних стадиях трудоголизма, а кто-то стремится пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя живым, ставя под угрозу все, что у него есть. Сам Франкл заявлял, что 80 процентов алкоголиков и 100 процентов наркоманов проходят именно через состояние экзистенциального вакуума, из-за чего и формируются их зависимости.
Но как же все-таки бороться с экзистенциальным вакуумом, раз он настолько опасен? Врачи, психологи и психиатры продолжают искать лучшие варианты лечения и по сей день, однако одним из самых эффективных сейчас является тот, который был изобретен самим Франклом, определившим само понятие такого вакуума. Этот метод называется логотерапией, и ее основной целью является помощь больному снова обрести смысл жизни. Проще говоря, врач должен помочь человеку постепенно обнаружить утерянный смысл жизни, продемонстрировав, что этот смысл не пропал окончательно, а всего лишь лежит на дальних полках сознания и ждет того момента, когда его наконец начнут реализовывать. Также врач должен помочь пациенту снова обрести волю к смыслу жизни, так как именно она играет важнейшую роль в том, чтобы человек смог снова полноценно функционировать.
Однако вам стоит понимать, что логотерапия не является стандартным подходом, который существовал уже давным-давно. То есть врач не выступает в роли специалиста, который помогает пациенту размышлять о смысле жизни, он также не читает ему никаких проповедей. Логотерапия ставит перед собой целью осознание человеком самого мира смысла и ценностей.
Если вас заинтересовала тематика экзистенциальной пустоты, то вам определенно стоит ознакомиться с профессиональной литературой на эту тему. Естественно, в первую очередь речь идет непосредственно о самих работах Франкла, которые и являются истоком данного феномена, а также истоком всей логотерапии и понимания ноогенного невроза. Конечно же, другие авторы также внесли свой вклад в изучение этой сферы. Например, Алексей Большанин опубликовал очень важную книгу под названием «Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии». Из названия вы уже можете понять, о чем там идет речь: автор детально описывает данный феномен, а также высказывает свое мнение относительно того, как должно осуществляться лечение такой проблемы и, естественно, предсказывает то, как эта сфера будет развиваться в дальнейшем. Так что, если вы заинтересованы логотерапией, экзистенциальным вакуумом и ноогенным неврозом, то литературы для ознакомления вам будет предостаточно.
Нет, это не про ту пустоту, которая депрессивна, и которая отдает отчаянием и бессмысленностью.
И не та пустота аддикта, которая требует немедленного наполнения все равно чем - никотином, алкоголем, наркотиками, покупками или отношениями. И не та пустота нарцисса, которая никогда не будет заполнена, потому что все обесценивается. И не та пустота пограничника, которая требует непременного проективного слияния. Это пустота достижения, когда та цель, которую я ставила себе на протяжении последних 3-х лет, достигнута. Это про то, что после госов еще где-то на протяжении полугода маячил диплом. А теперь все - диплом получен, отмечен, и лежит в правом верхнем ящике письменного стола, там, где лежит его предшественник. Больше не будет сессий, встреч с группой, новых преподавателей и предметов, экзаменов, наших с Надей обедов, если не в «Золотой долине», так в «Восток-Западе», чая на переменах в кухне внизу, разговоров про жизнь и не только, чувства общности. И это не только про печаль и грусть, и горевание о том, что как бы я не обесценивала, это был один из самых важных этапов в моей жизни. Это еще про то, что есть новая работа, другие группы, супервизия, личная терапия, поиск клиентов и новые отношения. Про экзистенциальную пустоту - это я схавала интроект Р-ва, он на последней встрече на защите диплома сказал, что, де-мол, ждите ее в гости. Я подождала немного, и где-то в середине декабря она появилась. Это старая запись, от 17.12, я просто ее тогда не закончила. Сейчас эта мысль про экзистенциальную пустоту уже ушла, но нет и нет, появляется щемящее чувство грусти, когда я еду мимо тройки, нашего аудиторного комплекса или вижу в Одноклассниках профайлы моих преподавателей или общаюсь с подругами с младших курсов. На самом деле последние 4 сессии дались мне с большим трудом - было уже и скучно и висели учебные долги и умерла Джоя на одной из предпоследних сессий и было много других учебных групп помимо. Но самое, наверное, важное, это качественный прорыв, который произошел за последние полгода благодаря работе, супервизии и личной терапии. Экзистенциальная пустота сменилась уверенностью, что не боги горшки обжигают и что все рано или поздно получится. Сейчас я удивляюсь себе, той 29-летней, которая не побоялась бросить работу, и с головой уйти в новое. Сегодняшняя я, наверное бы, испугалась. А еще если бы не поддержка моей мамы, я бы не справилась. Учеба действительно была тяжелой, и госы и диплом и третий курс, который говорят, у оргов совсем халява. У меня была идея пойти учится на клинического психолога в мед, т.е. такое обучение, которое дает возможность работать с более нарушенными клиентами и в медицинских учреждениях. Но пока решила повременить, осознать, действительно ли мне это нужно или я в очередной раз заполняю очередную экзистенциальную пустоту.