Физическое и психическое развитие ребенка в три-четыре месяца. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни 3 4 месяца ребенку развитие и режим

27.01.2024

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два.

Физическое развитие

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра.

О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного.

Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза.

Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки.


Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.

Показатели ребенка от 3 до 4 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

60.25-61.30 см

6.075-6.265 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко - это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что можно добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Поэтому часто дополнительное введение витамина D рекомендуется врачами в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона - кормление грудным молоком сейчас оптимально.

На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками , движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.


Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела.

Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека . Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева.

Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.

Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд.

Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны.

Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация - комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.

Психическое развитие

Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться.

  • Голодный плач обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления.
  • Сонливый плач, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину.
  • Болевой плач начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
  • Плач при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте.

Самый простой способ успокоить кричащего карапуза - это дать ему соску . Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы - палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.

Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период?

На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а- а-ы-ы » или «г-у-у» . Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.

Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху.

На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие - вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.

А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.

Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке.

Всё достаточно индивидуально

Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.

Трехмесячный возраст малыша – время радости и удивления родителей. Теперь малыш на уровне инстинктов жаждет активно познавать мир, для чего он нуждается в еще более интенсивном развитии. Практически каждый день что-то новое появляется в «арсенале умений».

Теперь кроха четко понимает, как заявить маме о своих потребностях, уверенно держит голову, чаще смеется и как бы «взрослее» управляет своими эмоциями. Что важно для родителей в этом особенном возрасте? Не забывать, что уверенность малыша, которую он буквально излучает каждой клеточкой своего тела, ложная. Голова и спинка (когда ребенок находится у взрослого на руках), еще могут «устать» и неожиданно рухнуть в любую сторону, перевозбуждение привести к плохому сну и снижению аппетита, положительные эмоции легко превратиться в поток негодования.

Речь идет об одном из переломных периодов. Именно сейчас нервная система получает больше информации и нагрузки, чем еще пару недель назад, потому реакция ее достаточно непредсказуема. Особенно, это касается детей, прошедших через непростые роды, или какие-либо нарушения адаптации в неонатальном возрасте. Перелом, именуемый 3-4 месяцами жизни нередко «показывает» завуалированные ранее неврологические расстройства. А тут еще кишечные колики, которые очевидно еще не закончились, и еще больше подстегивают измотанную ЦНС.

Родители начинают отмечать, как быстро негативные эмоции на глазах превращаются в истерику, тяжело поддающуюся «привычным мероприятиям» по успокоению малыша. Несомненно, есть детки, которые вполне легко проходят эти месяцы жизни, без особых трудностей. Тем не менее, правильным будет остановиться на специфике данного возраста, присущей большинству детей.

Что умеет малыш в возрасте трех месяцев?

Все дети совершенно разные, и уровень их достижений в развитии также не может быть одинаковым. Все же, существуют так называемые общепринятые показатели, по которым можно судить о гармоничности развития ребенка.

Рассмотрим подробнее наиболее важные особенности развития ребенка в возрасте трех месяцев.

Психомоторное развитие ребенка 3 месяцев
Тело ребенка становится более «ровным», упругим, благодаря интенсивному развитию и равномерному распределению подкожно-жировой ткани. Лежа на спине, правая и левая сторона тела симметричны. Голова поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Производятся попытки переворота на живот.
Ребенок начинает осознавать фактическое наличие и пользу своих ручек. Может подолгу рассматривать их, «перебирать» свои пальчики, крепко хватать игрушку, тянуть ее в рот. К трем месяцам ладонь практически полностью расслаблена, наблюдается легкое сгибание пальцев.
В расслабленном состоянии, лежа на спине, ножки младенца слегка раздвинуты, коленки отведены кнаружи, в активном – поочередно бьют стопами по поверхности, или «крутят педали». Лежа на животе, поднимает голову на 40-45°, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На несколько секунд опускает голову на поверхность для расслабления мышц шеи. Ненадолго приподнимается над поверхностью (голова и плечи), опираясь на предплечья.
Совершает попытки воспроизведения ползающих движений, но в этом возрасте они безуспешны. При плавном подъеме (ребенка за ручки) из положения на спине в положение сидя, голова еще не удерживается, качаясь со стороны в сторону. Но если поднять тело примерно на 70° – малыш начинает ровно держать голову. В момент максимального напряжения, старается выпрямить ножки, но пока что, они слегка согнуты в коленных суставах. Не стоит такие процедуры повторять часто, особенно, задерживать младенца в положении сидя.
Взяв ребенка за подмышки, он хорошо держит голову, на короткое время задерживается в положении стоя. Нижние конечности выпрямленные в коленях, но быстро сгибаются в тазобедренных суставах. Совершает движения, напоминающие прыжки («пружинит»), но стопы практически не отрываются от поверхности.
Внимание и мелкая моторика ребенка 3 месяцев
Трехмесячный ребенок увидев яркую игрушку проявляет очевидный интерес. Он не просто четко фокусирует взгляд, но и рассматривает детали. Плавно перемещающаяся в воздухе игрушка, на расстоянии 30 см от лица, сопровождается любопытным взглядом (в основном, голова синхронно поворачивается в сторону интересующего предмета). Если офтальмолог назначает гимнастику для глаз в этом возрасте, рекомендуется придерживать подбородок малыша, чтобы только глаза следили за объектом внимания. Глазные яблоки четко движутся по траектории вверх-вниз, и достаточно прерывисто, в случае круговых движений.
Ребенок, подобно обезьянке, крепко хватает предмет одной рукой, трясет его, пытается попробовать «на зуб». Спустя несколько секунд, непроизвольно роняет игрушку, будто внимание резко переключилось на что-то другое. Мелкая моторика хорошо поддается развитию, потому, игрушки теперь используются не только в качестве развлечения. Не сложно отследить глубокое любопытство, радость, или даже некий азарт в глазах младенца, при виде нового, яркого объекта. В 3 месяца, когда кулачки превратились в расслабленные ладони, кроха тянет в рот только пальцы.
Речь и социальный контакт ребенка 3 месяцев
К ранее освоенным гласным, и одной согласной х, добавляются ф и с. Малыш активно лепечет, особенно когда обстановка для него привычная, комфортная. Наедине с мамой, он активно «разговаривает», проявляет эмоции радости или недовольства.
Когда несколько людей говорят к нему – поворачивает голову в сторону «собеседника». Наверняка приходилось наблюдать, когда малыш расстраивается и плачет при виде определенного человека. Очевидно, громкая речь, или резкая интонация ассоциируется у младенца с агрессией.

Оптимальные условия для развития трехмесячного ребенка

Детский организм способен развиваться в самых разных условиях, но хорошие результаты требуют оптимальных, благоприятных условий. Радует то, что большинство из них являются доступными для каждой семьи.

Развивающие занятия, игры для ребенка от 3 до 4 месяцев

В этом возрасте можно не напрягаться, обращая внимание малыша на что-либо: его любопытство льется через край. Ему интересно все окружающее, он готов поглощать информацию всеми органами чувств в каждый период своего бодрствования.

Звенящие игрушки, которые звучат по-разному, развивают слух малыша , позволяют ему учиться дифференцировать звуки. Подвешенные над колыбелью игрушки, к которым настойчиво тянется кроха вытянутой ручкой, по возможности, также должны быть музыкальными («реагирующими» на прикосновение). Очень скоро у младенца сформируется понимание причинно-следственных связей: потянуться→ прикоснуться→ услышать звук.

В три месяца ребенок дольше лежит на животе: развивающий коврик – отличный выбор для стимуляции развития крохи. Он может не спеша рассматривать яркие рисунки, дифференцировать некоторые цвета, трогать выпуклые цветочки, а когда вновь ляжет на спинку – трогать, изучать висящие над головой игрушки.

Мелкая моторика отлично стимулируется различной структурой поверхности игрушек: шероховатый коврик, мохнатый зайчик, пупырчатый шарик, гладкий морской камешек. Главное следить за тем, чтобы исследователь ничего не потащил в рот. Там ведь тоже чувствительная зона, и облизывание предметов – ни что иное, как еще один способ познать окружающий мир!

Гимнастика для глаз будет актуальной на протяжении многих месяцев: на расстоянии 30-ти см, перемещаем яркий предмет (игрушка яркого цвета, фонарик завернутый в ткань) вверх, вниз, вправо, влево, от и к лицу (озвучиваем вслух место, куда перемещается игрушка). Достаточно трех подходов каждого из движений: ребенок еще не умеет подолгу фокусировать внимание, он попросту утратит интерес к занятию или быстро устанет.

Легкий массаж очень полезен. Он способствует улучшению кровообращения, способствует расслаблению мышц. Ненавязчивые растирания, поглаживания, пощипывания верхних, нижних конечностей, живота и спинки могут производиться ежедневно. Растирание и разминание стоп, «велосипедные» движения ножками, сгибание и разгибание ручек – мягкая и безопасная стимуляция для ребенка в трехмесячном возрасте.

Папе и маме не стоит стесняться имитировать лепет малыша . Малыш понимает это как общение на одном языке. Естественно, параллельно стоит ставить ударение на правильных словах (для начала, они должны быть короткими, четкими: «Да», «Дай», «Вот» и др). Любое мероприятие, можно превратить в игру с подробным пояснением происходящего (даже если это измерение температуры, или смена подгузника). Так, малыш научится понимать, что и для чего происходит, но это произойдет немного позже. Пока что, это занимательная игра и нежность мамы и папы. К тому же, понимание последовательности движений дает ему ощущение безопасности.

Чувство безопасности – одна из базовых потребностей каждого человека. Дети любят слушать одну и ту же сказку, или песенку. Они запоминают последовательность движений во время одевания или процедуры купания. Именно знание того, что произойдет/прозвучит в следующую минуту, дает почувствовать себя в безопасности.

Важно помнить о страхах малыша. Каждому возрасту присущий свой страх. В первые полгода (±), этот страх базируется на сильнейшей взаимосвязи с мамой и страхом ее потери. Он, конечно же, неосознанно боится, но каждый раз, когда не находит глазами объект защиты, источник питания и комфорта, его охватывает паника, вызванная ощущением брошенности. Много раз мама должна вновь появиться из-за открытой двери, чтобы ребенок наконец понял: если мама уходит, то всегда возвращается.

Стабильность – одна из составляющих, на которой основывается чувство безопасности, доверие, комфорт. При чем стабильность во всем, будь то кормление, объятия, либо песенка перед сном. Именно поэтому так важно максимально посвящать всего себя в первые месяцы жизни малыша. Ведь с этим «багажом» ребенок пойдет дальше по жизни.

Какие ошибки часто допускают родители в возрасте ребенка 3 месяцев?

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки родителей. Базируются они исключительно на ложном представлении о том, что ребенок стал намного увереннее в своих движениях и требованиях, а значит и значительно самостоятельнее.

К сожалению, это может навредить малышу. Во имя благих намерений, папа и мама могут «развивать кроху» не в соответствии с возрастом, и этого может быть достаточно.

Остановимся подробнее на следующих примерах:

Малыш очень естественно принимает на руках положение сидя. Но! Стоит запомнить раз и на всегда: пока не пришло время сидеть – сажать нельзя (на руках, приподнимать в кроватке во время кормления). Пока не пришло время стоять – не надо подталкивать его к этому, тренировать навык, несоответствующий возрасту раньше времени.
Любовь к ходункам может обернуться серьезными проблемами в будущем. До тех пор, пока малыш не сидит самостоятельно, без поддержки, ни его позвоночник, ни мышечный аппарат, не созрел для таких колоссальных нагрузок. Незрелые мышцы истощаются избыточным напряжением, стопы – вместо того, чтобы становиться на всю поверхность, вытягиваются на носочек. Такие дети – потенциальные пациенты невролога, ортопеда-травматолога.
Любимые игры с подпрыгиваниями малыша, поддерживая его за подмышки, также наносят серьезный вред позвоночнику. Даже если крохе нравится, он смеется, изо всех сил лепечет: «отпружинивание» напоминающее прыжки, происходит скорее рефлекторно. Ни в 3, ни в 5 месяцев ребенок не должен сидеть, стоять, имитировать эти положения тела. Всему свое время!
Некоторым молодым папам и мамам, бабушки говорят о том, как уже в 3 месяца начинали вводить прикорм. Взывая к здравому смыслу: изменилось время, изменились дети, изменились подходы. Организм ребенка трех, четырех, а порой и пяти месяцев, не готов к приему «взрослой пищи»! Эта спешка может закончиться провокацией хирургической патологии (инвагинация, непроходимость кишечника), либо серьезными проблемами с пищеварением в будущем.
Укачивание малыша производится во имя благих намерений. Однако, они не могут становиться системой, должны осуществляться правильно. Предплечье взрослого, находящееся под спинкой, должно полностью «покрывать» позвоночник малыша. Голова и шея – находятся на одной линии, в одной плоскости с позвоночником.
Помним! Даже сильную боль можно «закачать», и это далеко не всегда хорошо.
Даже если ребенок сильно кричит, нельзя держать его за подмышки и трясти (вверх-вниз, вперед-назад). Без лишнего преувеличения, такая агрессивная мера «помощи малышу» может закончиться массивным кровоизлиянием в головной мозг: инвалидизацией, летальным исходом.

Родителям важно оставаться внимательными: в возрасте 3-4 месяцев, могут проявиться неврологические расстройства, проявиться нарушения слуха или зрения. Во многом, именно развивающие занятия помогают их выявить. Своевременная консультация узких специалистов помогут предотвратить усугубление проявлений, своевременно повлиять на какие-либо отклонения, что несомненно влияет на будущее ребенка.

Материал подготовила

Скавинская В.

С малышом время летит совершенно незаметно, и вот вашему крохе уже 3 месяца. Всего 3 месяца, но ребенок проделал огромную работу в развитии и сейчас перед вами уже не такое беспомощное создание, как раньше. Ребенок заметно окреп, подрос еще на 3-4 см и набрал не менее 600-700 г., а многие набирают и до 1.5 кг.

Кормление

Лучше всего, если рацион малыша этого возраста будет состоять только из грудного молока без прикорма (если у матери достаточно молока и не имеется особых медицинских показаний).

Желудочно-кишечный тракт все больше совершенствуется, и, как правило, к 3 месяцам у большинства деток проходят колики. Однако еще слишком рано вводить какие-либо прикормы. Если у мамы достаточно молока, то ребенку до 5 месяцев вполне будет хватать только его. В качестве дополнительного источника витаминов педиатры рекомендуют давать малышам витамин Д (для профилактики рахита), которого в мамином молоке, к сожалению, не так много.

Меняется и то, как малыш сосет грудь: сейчас он довольно-таки часто отвлекается, поэтому мамочкам следует быть терпеливее и накормить кроху досыта, даже если теперь это занимает гораздо больше времени, чем раньше.

По мнению ученых, к трем месяцам у ребенка формируется способность отличать день от ночи. Приблизительно с этого возраста у родителей появляется возможность управлять режимом сна младенца.

Спят трехмесячные малыши по-прежнему долго, однако, все больше часов отводится на ночной сон, поскольку днем время бодрствования увеличивается. А ночью ребенок просыпается в среднем до 3 раз, чтобы покушать, и тут же засыпает вновь.

Развитие

Родничок на голове всё ещё не зарос костяной тканью и остается мягким, так что при обращении с ребенком необходимо сохранять осторожность и следить, чтобы он не ударялся головой (например, о бортик кроватки).

Активно развивается мозг и пищеварительная система.

В этом возрасте ребенок уже понял, что на руках гораздо увлекательнее и комфортнее, чем кроватке, а потому частенько и призывает родителей к тому, чтобы его взяли на ручки. Не стоит волноваться о том, что тем самым вы избалуете своего малыша. Ему сейчас очень нужны объятия и много внимания, потому что так он будет чувствовать себя более защищенным и уверенным. Конечно же, стоит знать меру, но в то же время совершенно непозволительно лишать ребенка радости побыть на руках у любящих взрослых.

Малыша появляются новые звуки и мимика, которые он активно применяет при общении с окружающими, поэтому рекомендуется при любой возможности разговаривать с малышом: когда играете с ним, меняете памперс или просто берете на руки. Так у крохи будет формироваться пассивный запас слов, что поможет ему раньше и легче заговорить самому.

Визит в поликлинику

Плановый медосмотр обязателен на третьем месяце жизни вашего малыша. Существует возможность появления (большая вероятность у детей, которые находятся на грудном вскармливании), коликов и рахита.

В 3 месяца необходимо посетить следующих врачей: невропатолог, педиатр, хирург, офтальмолог, ортопед. По плану профилактических вакцинаций малышу сделают первые по счету прививки АКДС (против коклюша, дифтерии и столбняка) и против полиомиелита.

Купание и гигиена

Остаются прежними, как и в первые месяцы, но с каждым разом купание превращается из простой процедуры очищения тела в настоящее удовольствие для малыша, а потому и время нахождения в теплой водичке должно увеличиваться.

Умения ребенка в 3 месяца

В 3 месяца ребенок научился уже достаточно многому. Лежа на животе, он уже уверенно может держать головку длительное время, теперь она не так устает и малыш с удовольствием разглядывает всё вокруг. В конце третьего месяца ребенок уже осмысленно и целесообразно управляет своими ручками, у него получается удерживать погремушку или любую другую легкую игрушку в руке, и он даже пытается попробовать ее на вкус. Одно из достижений - точно следить за перемещением предмета, будь то яркая погремушка или мамино лицо.

Детки вовсю начинают гулить, улыбаются знакомым лицам, смеются при их появлении. Многие уже способны , поэтому нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столике или кровати без бортиков - малыш может упасть с края.

К тому же, малыши уже научились не только капризничать, но и эмоционально показывать свое недовольство. Обычно, молодые мамы к этому времени уже начинают различать что же означает тот или иной крик малыша: проголодался ли он, требует ли он смены памперса или ему просто скучно.

Замечательным отличием теперь обладают многие трехмесячные детки - это смех. Они смеются очень заливисто и забавно, и порой над совершенно неожиданными вещами или действиями взрослых.

Режим дня и прогулки

Теперь ваш малыш спит днем примерно 3-4 раза, средняя продолжительность сна 2 часа. Желательно, чтобы днем ребенок спал на свежем воздухе. При этом длительность ночного сна может доходит до 11 часов. Благоприятное воздействие будет оказывать утренний подъем ребенка в одно и тоже время.

Очень часто родители осознают, что их ребенок перепутал день и ночь: то есть днем его сон более продолжительный и крепкий, чем ночью, в то время как в темное время суток малыш полон сил и никак не хочет укладываться. В таком случае необходимо регулировать его режим самостоятельно путем введения тех или иных процедур в определенное время суток. Так, например, каждое утро начинать с умывания, зарядки и легкого массажа, что позволит крошке пробудиться. А купание правильно перенести на вечернее время, чтобы у малыша выработался определенный алгоритм купание-кормление-сон. При регулярном соблюдении этих простых рекомендаций вы вскоре заметите, что режим дня и ночи налаживается.

Не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. Необходимо находиться с малышом на улице не менее 2 часов. В хорошую погоду допустимо увеличивать нахождение на улице до 6 часов. Не стоит волноваться, когда малыш засыпает во время гуляния - сон малыша на свежем воздухе очень благоприятен. При этом следует контролировать, чтобы он не замёрз - достаточно временами трогать нос. Если носик теплый, значит всё в порядке.

Выше упоминалось о зарядке, которую можно проводить как стандартным поочередным сгибанием ручек и ножек, переворачиванием на животик, так и с помощью большого мяча (пляжного), либо специального гимнастического.

Развивающие занятия (игры)

В трехмесячном возрасте малыш с радостью играется с собой - трогает ручками свое личико, изучает руки и ноги. Также он начинает играть с предметами, которые его окружают: он их щупает, перебирает. У деток уже формируется восприятия мира, а потому совместные с родителями игры заметно ускоряют этот процесс.

Малыш уже довольно легко двигает пальчиками, поэтому можно начинать развивать мелкую моторику. Для этого подойдут мешочки, заполненные разнообразными наполнителями (чем-нибудь мягким, шуршащим) для того, чтобы малыш трогал их. Также хорошим упражнением послужит вкладывание в детскую ладошку игрушек небольшой формы с различными характеристиками: гладкие\шершавые, мягкие\твердые, теплые\холодные.

Для помощи в формировании обоняния - сшейте мешочки и наполните их ароматными травами (мята, лимонник), можно положить палочку корицы.

Любую процедуру, будь то смена памперса, купание, игра или укладывание спать очень полезно для развития ребеночка сопровождать ласковыми словами, детскими песенками, веселыми стишками и потешками.

Многих деток способен занять на некоторое время подвесной мобиль, особенно, если его движение будет сопровождаться приятной музыкой. Так, ребенок учится связывать воедино то, что он видит и то, что слышит. А погремушки помогут осознать связь между движением и звуком.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: запор

Многие родители сталкиваются с такой проблемой своих малышей как запор. Прежде всего, нужно помнить, что дефекация у разных детей происходит по-разному и этому есть свои объяснения. Например, у деток на грудном вскармливании стул бывает до 7 раз в день, в то время как у «искусственников» не более 3-4 раз в сутки. Однако зачастую бывает и так, что запоры объясняются более серьезными причинами. Вот некоторые из них:

Ребенку недостаточно молока (при грудном вскармливании);

Ребенку недостаточно жидкости (только для детей, находящихся на искусственном вскармливании);

Ошибки введения прикорма;

Прием медикаментов (железо, кальций);

Неприятные или болезненные ощущения во время дефекации;

Психологические проблемы, например, стресс.

Если проблема связана с недостатком молока, то при увеличении его количества стул нормализуется сам собой. Важно следить за общим состоянием ребенка, за его прибавкой в весе.

Однако зачастую запоры могут стать симптомом неправильного функционирования толстого кишечника, отголосками гастрита, язвы.

2) Вторая проблема: насморк

Насморк затрудняет дыхание малыша, а вместе с ним и процесс кормления, потому ребенок может начать нервничать и капризничать. Чтобы помочь ребенку, необходимо прочистить его носик. Для этого можно воспользоваться как аптечными препаратами, так и физраствором, который легко сделать самостоятельно. Вам понадобится морская либо йодированная соль и кипяченая теплая вода в пропорциях 0.5 чайной ложки соды на 0.5 литра воды.

Как правило, малышам не нравятся подобные процедуры, поэтому родителям стоит запастись терпением. Для закапывания носика используйте пипетку. Приступая к закапыванию, поверните голову ребенка на бочок и капните 2-3 капли в ту ноздрю, которая находится сверху. Повторите процесс со второй ноздрей. Это делается для того, чтобы водичка не попала в ушки.

Применение физраствора при насморке не имеет противопоказаний при соблюдении пропорций. Однако стоит иметь ввиду, что, если у вашего малыша наблюдается высокая температура, лучше сразу обратиться к врачу.

3) Третья проблема: прививки

Напомним, что на 3 месяце вам предстоят прививка АКДС (коклюш, столбняк, дифтерия) и прививка от полиомиелита, и многие мамы задумываются над вопросом ставить ли ребенку прививку. Чтобы принять решение, обязательно проконсультируйтесь с врачом, которому доверяете. Также есть возможность самостоятельно купить вакцину иностранного производства.

Перед прививкой малыш должен быть абсолютно здоров: ни температуры, ни насморка, ни высыпаний. Если вы наблюдаете один из признаков заболевания у своего ребенка, то врач даст вам медотвод на другой день.

За день до прививки не рекомендуется купать малыша, также как и в день прививки, и день после нее. От прогулок в день прививки тоже необходимо отказаться, и каждые 2-3 часа измерять температуру тела ребенка, и в случае ее увеличения тут же сообщить доктору.

4) Четвертая проблема: рахит

Чаще рахиту подвержены детки, родившиеся осенью и зимой, поскольку им не хватает витамина Д для нормального усвоения кальция. Поэтому врачи прописывают водный раствор витамина Д и рекомендуют чаще бывать на свежем воздухе и не пропускать ни одного солнечного дня. Признаками развития рахита может стать чрезмерная потливость, либо стирание волос на затылке.

5) Пятая проблема: недостаток лактазы

Лактаза - это особый фермент, который помогает усваиваться молочному сахару. Из-за ее недостатка молочный сахар, соответственно, не усваивается, а проявляется это в виде высыпаний, похожих на аллергию. К сожалению, бывают случаи, когда молодые мамы думаю, что у малыша аллергия на грудное молоко и отучают кроху от груди. Прежде, чем решаться на такой шаг необходимо проконсультироваться с врачом, а также пересмотреть свой рацион: следует отказаться от цельного коровьего молока, и лишь в небольших количествах потреблять кисломолочные продукты. А ребенку, как правило, прописывают лактазу для принятия внутрь во время кормления. Со временем недостаточность пройдет.

Наш женский журнал " " советует всем мамочкам быть бдительными в отношении их малышей, и ни в коем случае не лечить деток самостоятельно, а обязательно обращаться за квалифицированной помощью.

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев
Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди – на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2-2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток – это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Каковы двигательные умения малыша в этот период? Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.
Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, – обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. Несколько слов о кормлении ребенка. В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5 чайных ложек (постепенно за две-три недели). Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца – не редкость. Если у вашего чада днем активно Текут слюни , а ночью он неожиданно просыпается и плачет, – возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей – помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша этого возраста – манеж. Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Ребенок в три месяца – любопытный грудничок, который становится всё более активным и самостоятельным, приспосабливаясь к новому большому миру. Меняется режим дня, грудничок меньше времени тратит на сон, и бодрствование посвящает общению и освоению движений. Как развивать малыша на 3 месяце жизни?

Рост младенца в этом возрасте возрастает на 3 см за 30 дней, а вес увеличивается на 800 г.

Таблица 1. Рост, вес, обхват груди и головы у детей в 3 месяца (средние показатели)

Если у ребёнка проблемы со здоровьем (серьезнее, чем сопли), его физическое и психическое развитие происходит в индивидуальном порядке (иногда дети имеют указанные показатели в год).

Если дитя питается молоком мамы, врач должен следить, обеспечивает ли грудное вскармливание его потребности. Обеспечивается ли полноценный рост, растет ли вес. Это касается и питательной смеси, если малышу показано искусственное питание.

Двигательные навыки

В 3 месяца жизни качество и разнообразие движений крохи значительно улучшается. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте?

  1. Умеет лежать на животике, приподнимать туловище, опираясь на локти и предплечья, высоко подняв голову;
  2. Умеет хорошо держать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого);
  3. Умеет сидеть при поддержке за таз, переворачивается со спинки на бок.

В год малыш уже должен контролировать своё тело более совершенным образом.

Развитие ребёнок в 3 месяца

Зрительное и слуховое восприятие

У 3-месячной крохи продолжается развитие зрительного и слухового анализаторов, вырабатываются сложные условные рефлексы. Когда малыш тратит время на бодрствование, а не на сон, он начинает различать цвета (в год уже будет уметь это идеально). Он должен фиксировать взгляд на предмете. Ориентация в пространстве и слежение за звуковым раздражителем, пока длится бодрствование, тоже возникают на этом этапе. Если у грудничка сопли и ОРВИ, то развитие навыков тормозится до момента выздоровления.

Каким основным требованиям должен соответствовать слух, зрение и эмоциональная сфера ребёнка в 3 месяца жизни расскажет таблица №2 :

Навык Характеристика
Зрительно-ориентировочные реакции Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице взрослого, яркой игрушке);

Открывание рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки;

Натыкается на висящие в детской кроватке игрушки, учится их хватать, если они имеют небольшой вес.

Звуково-ориентировочные реакции Поворачивает голову к источнику звука;

Чувствует ритм, различает мелодии (заинтересован в музыкальных игрушках)

Эмоции и социальное поведение, развитие речи Появление у ребёнка «комплекса эмоционального оживления» при разговоре с родителями (улыбка, смех, зрительный контакт, активная мимика);

Узнает мать;

Криком выражает тревогу, если его оставляют одного или изменяется график, по которому проводят вскармливание;

Ребенок начинает гулить вне перерывов на сон, различает интонирование речи (в год уже будет использовать интонации сам).

Питание

Большинство деток в 3 месяца питаются от груди мамы. Для кормления некоторых малышей в периоде 1 месяц 1 год жизни, чтобы они набирали вес, используются исключительно смеси, или их применяют комбинировано вместе с материнским молоком. Поэтому различают такие виды кормления детей:

  1. Естественное вскармливание;
  2. Искусственное вскармливание;
  3. Смешанное вскармливание.

Если родители придерживаются графика кормлений, то в этом возрасте грудничку показано съедать молоко каждые 3,5 часа в течение дня. Ночной перерыв на сон составляет 6 часов, можно давать съедать молоко или бутылочку смеси ночью по требованию.

Бодрствование во время дня занимает больше времени в жизни ребёнка, сон длится от 1 до 1,5 часа между приемами молока или смеси. Поддерживайте правильный питьевой режим (давать воду, соки). Чтобы дитя сходило в туалет, используйте памперсы.

С 3 месяца жизни грудное вскармливание можно дополнять фруктовыми соками. Режим употребления зависит от конкретного ребенка. До конца дня малышу разрешено давать съедать пока не больше 30 мл сока. Его предлагают после кормления молоком (бутылочкой смеси, если показано искусственное питание). Суточный объем должен делиться на 1-3 приема.

Через 1-2 недели после введения сока младенцу можно давать фруктовое пюре. Начинают с очень маленького количества, а потом постепенно увеличивают дозировку. Объем пюре, который может съедать дитя на протяжении дня, должен быть на 10 г меньше, чем объем сока.

С 3,5 месяца жизни крохе можно давать яичный желток. Педиатры рекомендуют такой режим этого продукта. Берут 0,25 одного сваренного вкрутую желтка, растирают с материнским молоком и в виде суспензии перед кормлением (молоком мамы, бутылочкой смеси, если назначено искусственное питание) дают съедать грудничку. К 4 месяцу количество желтка увеличивают.

3-месячный младенец ходит в туалет чуть реже новорожденного.

В год ребенку уже хватает обычной пищи, поэтому дети отказываются от груди или питательной смеси.

Детки, для которых выбрано искусственное вскармливание, имеют такой же режим кормлений, как их сверстники. Для такого ребёнка используют специальные адаптированные смеси (стартовые смеси), приближенные по составу к молоку.

Развитие ребенка в 3 месяца

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Нервная система трехмесячного малыша осуществляет активный рост. Развитие достигнет своего пика в 10 месяцев-1 год жизни. Днем, когда бодрствование направлено на исследование мира, ребенок уже включается в социальные контакты (это затруднено, если у малыша сопли и т.д.). Чтобы помочь крохе овладеть новыми умениями, применяются развивающие игры. Встройте их в индивидуальный режим вашей семьи для каждого дня.

Какими же они бывают?

  • «Что и где звучит?»

Подберите интересные мелодии и включите их на компьютере в соседнем с детской помещении. Или используйте музыкальную игрушку. Затем можно взять дочку или сына на руки и вместе идите искать, что же это звучит. Проговаривайте каждое действие, похвалите крошку, когда дойдете до источника звука.

  • «Поймай колечко!»

Купите колечко (минимальный вес), сделанное из резины, или возьмите одно из колец с детской пирамидки. У 3-месячного младенца, когда длится бодрствование, исчезает гипертонус мышц ручек, и происходит их активный рост. Он уже пытается что-либо схватить. Нужно давать кольцо малышу, говоря «Возьми», потом с интонацией просьбы сказать, чтобы малыш его вернул. После этого поблагодарите юного исследователя.

  • «Умница и газета»

Под присмотром взрослого нужно давать крохе коснуться листа бумаги, смять его, и если получится – разодрать на кусочки. Но помните, чтобы малыш не должен пробовать бумажные полоски на вкус.

  • «Какой я в зеркале?»

Эта игра выполняется перед зеркалом. Станьте или сядьте прямо перед ним, держа ребенка на руках. Опишите, что вы видите. Нужно давать названия частям тела, потом показать разные выражения лица.

Смотрите в зеркало в конце дня перед тем, как грудничка ожидает сон. Еще до того, как ему исполнится год, малыш сможет узнавать своё отражение. Это особенно важно, если воспитываете девочку.

Развитие координации

Чтобы помочь малышу развивать координацию движений, ускорить рост мышц, регулярно (ежедневный режим занятий, за исключением времени, когда у дитяти сопли и т.д.) выполняйте с ним упражнения:

  • Поочередно поднимайте и опускайте ножки крохи, рассказывая стишок;
  • Подтягивайте грудничка за ручки к себе из положения, когда он лежит на спинке, чтобы его туловище полностью отрывалось от поверхности. Потом медленно опустите.
  • Расположите крошку на животике у себя на коленях. Зафиксируйте её головку и поддерживайте спину, затем начните раскачивать свои ноги вперед и назад, чтобы малыш оказался, будто на кораблике.
  • Чтобы младенец умел переворачиваться со спинки на живот и обратно, а также лежать на боку, ему нужна помощь взрослых (режим упражнений должен быть гибким, рост и вес малыша роли не играет). Для этого поместите руку под плечами крохи и начните легонько раскачивать вправо и влево. Затем выложите грудничка на бок, и бережно подталкивайте, стимулируя самостоятельное переворачивание.

Ребенку будет интересно делать движения под музыку после того, как закончится сон.

Развитие мышления

Три месяца – время, когда детки начинают играть с погремушками и учатся их захватывать. Выберите яркую погремушку, которая имеет длинную тонкую ручку. Поднесите её к лицу ребёнка, встряхните несколько раз. Добивайтесь, чтобы кроха реагировала на зрительные и звуковые раздражители.

Чтобы развивать интеллект подойдут занятия с мячиком. Выложите младенца на животик. Перед лицом грудничка положите цветной мяч, затем можно начать им двигать в разные стороны. Когда малыш заметит игрушку, то попытается до неё добраться.

Приобретите несколько колокольчиков, что имеют разную высоту звучания. Поочередно звоните в колокольчики, находясь в разных концах детской кроватки. Потом спрячьте каждый и наблюдайте, как дитя старается определить источник звука и поворачивает голову в нужном направлении.

Придумайте режим и план занятий на месяц и точно следуйте ему. Рост малыша и психическое развитие ускорятся, если он получает полноценное материнское или искусственное вскармливание. Если вы приложите достаточно усилий в течение каждого дня, то будете поражены успехами чада, когда ему исполнится год (кроху будет даже проще приучить ходить в туалет на горшок в будущем).

Развиваем движения и тактильные ощущения

Процедуры ухода тоже помогают младенцу лучше ориентироваться в окружающем мире. Не забывайте проговаривать каждое действие, поддерживать зрительный контакт с малышом в то время, что занимает естественное или искусственное питание, купание и прогулки. Приобретите достаточное количество сенсорных игрушек, какие будут стимулировать развитие всех систем восприятия ребёнка.

  • Для развития тактильных ощущений можно собрать коллекцию предметов, имеющих различную поверхность – шершавую, гладенькую, с пупырышками и т.д.
  • Можно сделать самостоятельно сенсорную книгу или панно, нашив на плотную ткань кусочки разных материалов и давать малышу под присмотром (оно вам пригодится и в будущем, когда ребенку будет год).
  • Можно пошить несколько мешочков-подушечек (должны иметь небольшой вес), внутрь которых положить ароматные растения и пуговицы (бусины) различной формы. Такие игрушки стимулируют осязание и обоняние, происходит развитие мелкой моторики. Положите их в кроватку, где проходит сон ребёнка.
  • Можно выложить в течение дня рядом с крохой резиновые игрушки, что издают писк при касании, пусть малыш учится с ними играть;
  • Можно выбрать несколько привлекательных погремушек (какие имеют маленький вес), это поможет крошке научиться держать предметы. Вкладывайте их грудничку в руки поперечно ладони, чтобы большой палец находился отдельно от остальных.

Дети этого возраста быстро устают. Чтобы их развитие было гармоничным, им необходим регулярный сон, естественное или искусственное вскармливание без задержек. Информацию преподносите дозировано, контролируйте длительность занятий. Составьте режим активности и отдыха, строго его придерживайтесь.

Три месяца – рубеж в жизни ребёнка, когда происходит рост всех систем организма. В этот период психическое развитие малыша определяет контакт с матерью (совместное бодрствование во время дня и сон ночью, грудное вскармливание или искусственное кормление с помощью бутылочки смеси). Каждый родитель должен быть очень внимателен к самочувствию и успехам крохи. При отклонениях в состоянии здоровья младенца рекомендуют обращаться к врачу.

Развитие ребенка в 4 месяца