Что делать в конце учебного года. Помогаем ребенку хорошо закончить учебный год

15.12.2023

Фото: Yury Kisialiou/Rusmediabank.ru

Совсем скоро начнутся долгожданные летние каникулы. Но школьники, кажется, учатся из последних сил. А ведь в конце учебного года проводятся контрольные, тесты и многое другое, от которого зависит годовая оценка. Как же поддержать школьника в конце весны?

Прогулки и отдых

Обязательно надо хотя бы час проводить на свежем воздухе. Прекрасно, если ребенок будет гулять и . Если же такой возможности нет, стоит выходить на получасовую прогулку перед сном. Это поможет расслабиться и хорошо заснуть.

Что касается сна, ребенок должен спать не менее восьми часов в сутки. Причем перед сном следует отказаться от шумных фильмов или компьютерных игр. Лучше побеседовать, почитать. Полезно выпить чай с мелиссой или молоко с медом. Если есть желание и возможность, можно устраивать тихий час и среди дня. Например, сразу после школы ребенок может поспать часок и тогда уже приступать к урокам.

В течение дня необходимо не только учиться, но и отдыхать. Делать это можно по-разному. Все зависит от того, чем хочет заняться ребенок. Он может почитать, порисовать, поиграть с друзьями. Но не стоит отдыхать 2-3 часа, а поздно вечером садиться за уроки. Лучше отдохнуть часа 1,5, затем сделать пару уроков и снова отдохнуть полчаса. То есть, отдых и учебу чередовать.

Здоровье и иммунитет

Весной организм нуждается в дополнительных витаминах и минералах. Поэтому в этот период ребенок может чрезмерно уставать, постоянно чувствовать сонливость, апатию. К тому же из-за сниженного иммунитета весной школьника подстерегают простуды и грипп. Как поддержать здоровье ребенка и укрепить его иммунитет?

Прежде всего, нужно скорректировать питание. В меню ребенка должна быть красная рыба, орехи, свежие овощи и фрукты, зелень, морепродукты, мед. Не стоит забывать и про каши. Очень полезно в это время пить травяные чаи и ягодные морсы. А еще весной не стоит ограничивать ребенка в сладком (конечно, в разумных пределах). Горький шоколад, зефир, пастила помогут улучшить работу мозга. Кроме того, можно давать ребенку комплекс витаминов и минералов.

Примерное меню школьника может быть таким:
утром: каша с ягодами и орешками, бутерброд с зеленью и отварным мясом, сок;
перекус: фрукты;
обед: суп, запеченная красная рыба, салат, морс;
полдник: творог с медом;
ужин: омлет с овощами и морепродуктами, кефир;
перед сном: травяной чай с ложечкой меда.

То есть, рацион должен быть сбалансированным и в меню должны быть самые полезные продукты для укрепления иммунитета.

Обязательно в этот период нужно строго придерживаться режима дня. Сон, еда, учеба, отдых, прогулки – все это должно быть вовремя. Не стоит делать уроки до 11 часов вечера или пропускать прогулку. Именно правильный распорядок дня поможет ребенку лучше себя чувствовать и не переутомляться.

Психологические моменты

Очень важен в этот период эмоциональный настрой ребенка. Ведь с одной стороны школьнику необходимо собраться с силами и хорошо закончить учебный год, с другой стороны, и у него недостаточно сил для учебы.

Поэтому необходимо подбодрить ребенка и создать максимально комфортные условия для учебы.

Вот несколько советов:
вовремя гасить конфликты – конец учебного года – не время для ссор. Поэтому важно избегать конфликтов и в семье, и между учеником и учителем;
чаще обнимать и гладить – ребенка нужно чаще обнимать, жалеть, говорить о том, что вы его любите. Даже, если ребенок не слишком стремится к объятиям (особенно это свойственно подросткам), они все равно ему необходимы;
гасить честолюбие в отношении оценок – некоторые дети являются перфекционистами и переживают даже за четверку. Стоит объяснить школьнику, что пара не отличных, но удовлетворительных оценок ничего не изменят в общей картине успеваемости. А значит, надо заботиться о получении знаний больше, чем о получении отличных оценок;
уважать лень – лень является защитной реакций организма на и стресс. Поэтому иногда ребенку нужно дать полениться, но все должно быть в пределах разумного;
снизить нагрузку – возможно, стоит на пару дней или недель отказаться от дополнительных занятий, а больше времени уделить учебе. Однако если ребенок очень хочет пойти на занятия по рисованию, например, не стоит его отговаривать. Вполне возможно, что именно там школьник отдыхает от учебы;
определить, каким образом можно мотивировать ребенка – кому-то помогает угроза лишения долгожданного события, а кому-то необходимо вознаграждение за хорошие оценки.

И еще: если видно, что ребенок очень устал, стоит выбрать один день в неделю (когда нет серьезных уроков или нет контрольных и самостоятельных работ) и прогулять его. Но это можно практиковать крайне редко, иначе школьник поймет, что пропускать учебу можно. Если ребенок действительно выдохся, а впереди еще учиться и учиться, такой отдых поможет ему встряхнуться.

Наконец-то зиме крышка! Несмотря на недавние ковровые бомбардировки из снеговых туч, солнце светит все ярче и уничтожает остатки снеговой жижи, которую коммунальщики не успели вывезти за город. Сердце поет и ждет начала новой жизни, а расчетливый ум старается успеть до лета: похудеть, купить, починить и закончить с ребенком год без троек.

Синдром весенней усталости

Но подвох заключается в том, что природа расцветает, а вот с человеком в этот период - все наоборот. Многие думают, что когда наступает весна, сходит снег и все живое начинает пробуждаться от зимней спячки, наш организм тоже должен взбодриться и расправить крылья. К сожалению, это - опасное заблуждение. На самом деле, в прекрасные апрельские и даже майские деньки людей часто одолевает синдром весенней усталости.

Причины этого вялого и безрадостного явления вполне очевидны. Представьте себе «колесо года», в котором лето - это психологическое время для радости жизни, свободы и работы, время брать от щедрой природы тепло и плоды. За ним приходит осень - время замедлиться, посерьезнеть и подготовиться к сложной зиме. Зима - это «спячка», бережное отношение к себе и близким, ожидание, обдумывание прошлого и подведение итогов, построение планов. И вот приходит весна - как некое «обнуление», как начало нового витка, с новыми планами. Весной наш организм еще не набрался свежих сил, он только разминается и аккуратно пробует новые возможности, напитывается свежим теплом и осматривается.

С точки зрения медицины, к весне наш организм изматывается и истощает свои ресурсы, весной у нас очень низкая интенсивность обмена веществ, а перезимовавшие овощи и фрукты дают нам все меньше витаминов и микроэлементов. Кроме того, организм стремится приспособиться к перепадам атмосферного давления и температуры. Длинный световой день перенастраивает наши биологические часы, которые контролируют работу сердца, легких, желудка, мозга. Именно в это время мы очень ранимы и уязвимы и физически, и психологически.

Весна и школа

Для школьников эта картина осложняется еще парой обстоятельств. Школьные программы выстроены таким образом, что именно во второй половине учебного года изучается самый трудный и объемный материал. А в конце весны начинается ряд сложных четвертных, годовых и прочих итоговых контрольных и аттестаций, - и понурый организм должен как-то справляться со всем этим потоком ответственных сложностей (кося глазом на папу с мамой, которые ожидают красивого табеля и прочих достижений).

И если в последней четверти ваш ребенок начинает лениться, скандалить или изводить вас своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:

* делает «глупые ошибки» в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;

* подолгу сидит без дела, болтает ногами или перебирает в руках предметы;

* стремится дольше обычного сидеть за компьютером, играя в игры или читая новости в соцсетях, возбуждается от этого больше обычного;

* не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;

* больше обычного вял, капризен или сонлив;

* засыпает в непривычное для него время;

* часто грубит или обижается;

* не сразу реагирует, когда к нему обращаются;

* забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;

* во время письма часто меняет почерк;

* сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога под себя, голова на руке;

* стал прогуливать уроки или опаздывать на них;

* испытывает головные боли во второй половине дня;

* появились темные круги под глазами;

* чаще болеет.

Если вы наблюдаете у ребенка более половины признаков из этого списка, - то один отдых и витамины ему мало помогут, здесь может потребоваться консультация врача. Педиатр или невролог посоветуют средства, которые приведут организм «в кондицию» и помогут справляться с повышенными нагрузками.

Если ситуация не настолько острая, то хорошо бы просто следовать общим рекомендациям психологов для усталых весенних школьников.

Больше двигаться. В идеале, ребенок должен гулять 1,5-2 часа в день и проходить, пробегать или проскакивать около 5-7 км. Если расписание не позволяет накручивать полезный для здоровья километраж - выходите с деткой на получасовую прогулку перед сном, это также поможет ему (и вам!) крепче спать.

Больше спать. Маленькие дети должны спать 9-10 часов, подростки - не меньше 8. Следите за временем отхода ко сну, гуляйте с ребенком для лучшего засыпания, откажитесь от поздних шумных фильмов, компьютерных игр или разговоров, чтобы не перевозбудить чадо к ночи. Проветрите комнату, приготовьте перед сном молоко с медом или чай с чабрецом. И один маленький секрет: отключайте на ночь вай-фай, чтобы ребенок с большими шансами спал, а не развлекался со смартфоном.

Есть правильную еду. Все полезное, что соглашается отправлять в рот ваш ребенок, - ставьте на стол! Свежие фрукты и овощи, зелень, орехи, морепродукты, водоросли и красная рыба, мед и травяные чаи, морсы. Если вы периодически даете детке витаминные комплексы, то весна - это время, когда они больше всего нужны. Если в вашей семье едятся тщательно подобранные БАДы, то в конце учебного года нужно следить, чтобы ребенок не пропускал их прием. Медики даже пишут, что в этот период не стоит ограничивать ребенка в сладком (в разумных пределах, конечно же), если у него нет избыточного веса или аллергии: сладкое - это поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу, а в шоколаде содержатся вещества, которые снимают стресс.


Обнимать и гладить.
Помните, что всем сейчас тяжело, не только ребенку - но и вам! А значит, в тот самый момент, когда вам особенно хочется бурно отчитать отпрыска за очередную потерянную физкультурную футболку или забытый телефон, - поймите, что это именно ваши нервишки шалят, вздохните и вспомните, как вы его любите и, в сущности, хотели бы воздействовать только любовью и разъяснением… Поберегите себя, ребенка и ваши отношения, подышите ему в ухо, пожамкайте в объятьях и решите дело миром. Ведь это уже очень большое расслабление и экономия сил - знать, что мама или папа на тебя не сердятся.

Гасить конфликты , сейчас для них не время. Причем, количество ссор может возрастать не только в семье. Учителя - тоже люди и тоже подвержены весенней усталости, и именно в конце года у некоторых учеников часто возникают конфликтные процессы в школе. Ваша задача в такой ситуации - избежать обострения конфликта, помочь ребенку с достоинством выйти из него, погасить его разумным компромиссом.

Гасить честолюбие в отношении оценок . Часто именно родительское давление с целью сделать ребенка отличником / ударником / космонавтом становится веской причиной детских срывов в конце учебного года. Именно сейчас стоит свериться с реальностью и, может быть, отказаться от мысли «вытянуть оценки» по паре предметов, отменить одно занятие у репетитора или кружок. Невозможно быть успешным везде без ущерба для себя.

Уважать детскую лень. Психологи говорят, что лень - это универсальное средство защиты человека от работы, которая вводит его в ощутимый стресс и отбирает силы. И если ребенок пытается ленью отгородиться от пугающей массы несделанной работы, то в этом, скорее всего, есть резон. В таком случае, с ленью нужно не бороться, а разбираться. Может быть, ребенку не очень комфортно заниматься из-за, банально, слишком яркого солнца, которое светит в окно (и тогда мы спасемся задернутыми шторами). А может быть, у детки накопились тягостные переживания по поводу школьной жизни и отдельных предметов, и ему нужно поговорить об этом… В любом случае, не нужно давить на маленького «лентяя», попытайтесь разобраться, какое важное послание стоит за детской ленью, и помогите чаду.

Беречь себя! Чтобы жить мирно и счастливо, хорошо учиться и спокойно въезжать из весны в лето, ребенку нужна добрая мама. Сделайте ему добрую маму, позаботьтесь о себе: хороший сон и полезная еда, прогулки и немного физической нагрузки, приятные встречи, события и маленькие радости для вас, - это благо для всей вашей семьи! Ведь скоро придет настоящее лето и всех одарит новыми силами, окрылит и закружит, а пока - нужно аккуратно и нежно отскрести от себя остатки зимы, надышаться свежим воздухом и войти в волны нового тепла.

Солнышко начинает светить ярче все в природе начинает расцветать , а вот у нас людей - все по-другому. Низкие оценки в школе, частые жалобы на головную боль, быстрая утомляемость. Причина ясна: в зимний период организм использовал практически все ресурсы, а овощи и фрукты не содержат необходимого количества витаминов, да и нагрузка у детей в школе довольно велика. А вашего ученика ждут годовые контрольные работы и тестовые экзаменационные задания.

Как же помочь справиться детскому организму в периоды недомогания?

1. Переутомление накапливается у детей, у которых нарушен режим дня. Никогда не поздно его наладить и привести в порядок. Работа должна чередоваться с отдыхом. Ученик должен вовремя, причем в одно и то же время ложиться спать и вставать четко по времени. К режиму ребенка надо приучать и при этом избавить его от излишнего контроля, а иначе вы из любящих родителей превратитесь в надзирателей. Тут действует правило трех «само» - самооценка, самоконтроль и самоанализ. И эти правила на всю жизнь.

2. Малоподвижный образ жизни влияет на снижение работоспособности школьника. У ребенка должны быть прогулки по свежему воздуху каждый день. С приближением весны дни светлее и теплее и вполне подходят для частых прогулок с подвижными играми на свежем воздухе.

3. Дети физически слабые либо часто болеющие в зимний и весенний период страдают синдром хронической сонливости. Дайте такому ребенку возможность выспаться, вне школьных дней. Обеденный сон также полезен, но не забывайте что наиболее благоприятное время для учеников младших классов с 13.00 до 15.00, а продолжительность сна не более часа.

4. Одной из причин утомляемости является безмерное честолюбие, но не ребенка, а мамы и папы. Такие школьники должны все делать лучше всех, быть всегда впереди а детский организм истощен и резервы на исходе. Родители уровняете планку своих требований, дайте ребенку выполнить что-то в меру его возможностей. Просто невозможно везде быть лидером.


5. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален. Существует разделения психотипа детей на «спринтеров» и «стайеров». Первые из них активны подвижны действенны за все берутся с охотой, вторые же медлительны, прежде чем что-то сделать долго подумают и боятся всевозможных перемен. Присмотритесь внимательно к своему ребенку и не требуйте от него то что противоречит его психотипу.

6. Лень. Большинство родителей считают своих детей ленивыми и не хотят замечать, что под ленью скрыт протест против того, что ребенку не интересно. Пересмотрите тот период вашей жизни, и вы сможете выявить причину, проблемы снимите часть требований с ребенка и вы увидите результат.

7. Правильное питание ученика должно быть на первом месте, а особенно у детей с уставшим организмом. Сделайте рацион ребенка насыщенным зеленью, рыбой, мясом, бобовыми, орехами. Приучите пить свежевыжатые соки и травяные чаи. Не ограничивайте в сладком (за исключением детей, которые подвержены аллергиям и болеют сахарным диабетом) ведь сладкое снижает уровень стресса.

Дорогие родители, наполните «витамином Л» - Вашей Любовью жизнь ребенка.

Чаще говорите с чадом, обнимайте и обязательно целуйте перед сном.

Последние два месяца учебного года – самые тяжелые для школьника. В это время у детей пропадает желание учиться и часто падает успеваемость. Как помочь ребенку закончить год с хорошими оценками и сохранить желание учиться?

Четвертая четверть всегда была самой сложной, по нескольким причинам. Во-первых, это конец года, и ребенок к этому времени уже выдыхается из-за учебной нагрузки. У него уже нет тех сил, которые были после летнего отдыха и новых впечатлений. Во-вторых, весной организм ослаблен, ему не хватает в полной мере витаминов и минералов. Когда организм ослаблен, ребенку, как и любому взрослому, умственная нагрузка дается тяжелее. Как вести себя родителям, чтобы в конце учебного года ребенок не "съехал" на плохие оценки?

Как заставить ребенка учиться? Это самый распространенный вопрос современных родителей. Уже в этом вопросе заложена причина, почему дети ходят в школу без желания. С мотивацией, какая бы она ни была, не рождаются. Это социально приобретаемая категория. Следовательно, ее можно сформировать. А можно точно так же сформировать отрицательную мотивацию, что происходит в таких случаях: Родители с раннего детства не удовлетворяют потребности ребенка в познании. Малыш рождается с громадной потребностью узнавать новое.

Поддержите организм ребенка . Это можно сделать при помощи приема витаминов и соблюдения режима дня. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок ложился вовремя и высыпался.

Не заставляйте ребенка учиться . Если себя к чему-то принуждать, то подсознание начинает этому противиться, и выполнение задачи становится очень тягостным. Часто мы наблюдаем, особенно в последнюю четверть, ребенок не хочет делать уроки, тянет время, ему сложно сесть и начать выполнять домашнее задание. Если его заставлять, у него желания будет еще меньше.

Ни в коем случае не уговаривайте ребенка . Некоторые мамы говорят: "Ты уже дотерпи как-нибудь до конца года". Так школьник будет привыкать к тому, что учеба - это не то, что приносит удовольствие, приносит знания, а то, что нужно перетерпеть. Дальше начнется настоящая жизнь. Получается, 9 месяцев своей жизни он терпит, а "настоящей" жизни всего только 3 месяца в году остается. Потом начнется институт, потом нужно работать, на работе тоже нужно постоянно чему-то учиться, совершенствоваться. Тогда ребенок усваивает, что большую часть своей жизни он должен не получать удовольствие, познавая что-то новое, а терпеть в ожидании отдыха.

" нужно навести на рабочем столе ребенка порядок, тогда порядок будет и в его голове "

Найдите способы мотивации . К каждому ребенку подход индивидуальный, но можно подобрать советы, которые подойдут каждому:

Важно расчищать рабочее место ребенка. Когда ребенок устал, ему не хочется заниматься, понемножку начинают образовываться "завалы" на рабочем столе, накопление тех вещей, которые не всегда нужны в данный момент. Нужно навести на рабочем столе ребенка порядок, тогда порядок будет и в его голове. Уберите все ненужное, оставив на столе учебники и тетради по тем предметам, задания по которым необходимо сделать сегодня. С правой стороны, если ребенок правша, должны находиться канцтовары - все, что нужно для записей. Дальше можно отложить то, что нужно на завтра. То, что выполнено, сразу убирается на место. Таким образом можно сэкономить от нескольких минут до часа, который ребенок потратит на то, чтобы отыскать все необходимое.

Для того чтобы ребенок легче воспринимал и запоминал информацию, приобретите для него цветные ручки и маркеры. С помощью них ребенок сможет выделять в своих школьных записях ключевые места, которые нужно запомнить. Так, во-первых, его рабочая тетрадь становится более "вкусной", ее хочется брать в руки, листать, перечитывать. Во-вторых, когда ребенок знает, какими цветами он выделяет самые ключевые моменты, правила, примеры, ему становится намного проще ориентироваться в своих же конспектах, которые он делает на уроке и дома. Тогда ребенок, бросив один взгляд, знает, что ему нужно повторить. Он не будет теряться во всем объеме информации. Ребенок может делать закладки при помощи цветных стикеров, что именно и по какой теме нужно повторить перед контрольной.

Определите, каким способом можно мотивировать ребенка. Кто, как ни родители, знают своего ребенка, и что именно вашего ребенка может сподвигнуть учиться. Если одного ребенка подстегнет угроза лишения какого-то долгожданного события или чего-то, что он любит, то у другого опустятся руки. Можно поговорить с ребенком о планах на лето. Например, о летнем лагере, куда ему можно будет поехать, если у него будут хорошие оценки за год. Однако не каждого ребенка может мотивировать такая долгосрочная перспектива. Но вы можете обещать вознаграждение за хорошие оценки. Срок получения вознаграждения может варьироваться от одного-двух дней до недели. В конце недели, скажем, вы будете анализировать успеваемость и в зависимости от оценок предлагать куда-то сходить или получить что-то, что ребенок хочет.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, директора тренингового центра "Школа успеха" Дарию Шевченко (shkola-uspeha.com.ua).

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Как заставить ребенка учиться? Это самый распространенный вопрос современных родителей. Уже в этом вопросе заложена причина, почему дети ходят в школу без желания. С мотивацией, какая бы она ни была, не рождаются. Это социально приобретаемая категория. Следовательно, ее можно сформировать. А можно точно так же сформировать отрицательную мотивацию, что происходит в таких случаях: Родители с раннего детства не удовлетворяют потребности ребенка в познании. Малыш рождается с громадной потребностью узнавать новое.

Как стимулировать подростка зарабатывать

Часто родители уже взрослых людей жалуются, что они не хотят работать, при этом часто не понимая, что сами же способствовали тому, что у ребенка в подростковом возрасте пропало желание зарабатывать деньги своим трудом. Как не подавлять, а мотивировать желание подростка работать себе во благо? Наше законодательство не запрещает подростку с 14 лет работать, если это не работа на полный рабочий день, если работа не допоздна и не мешает учебному процессу. Стимул к труду В подростковом возрасте некоторые дети уже сами пытаются заработать, а у некоторых не возникает такого желания.

Как проверить, готов ли ребенок к школе?

В школах началось тестирование детей на их готовность к поступлению в школу. Что будут проверять? Как подготовить ребенка? Готов ли ваш малыш к тому, чтобы стать первоклассником? В первую очередь, успокойтесь и выбросьте из речи оборот: «Мы идем в первый класс». Как бы там ни было, в школу идете не «вы», а ваш ребенок. Потому что школа – это уже определенная ответственность. Социум, в котором сыну или дочке придется активно взрослеть. И учиться самостоятельно отвечать за свои поступки.

Детская карьера: с чего начать?

Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста можно заинтересовать карьерой фотомодели. Это и весело, и приносит какой-то доход, который малыш может учиться тратить. А, кроме того, ни к чему не обязывает. Если не перегружать малыша съемками, то на успеваемости в школе это не отразится, а среди сверстников – поможет поднять авторитет. Для начала ознакомьтесь с предложениями продюсерских центров. Зачастую они предлагают далеко не бескорыстные услуги. Вероятно, придется заплатить за то, чтобы портфолио разместили на сайте, скажем, на год.

Умственные, психические и физические нагрузки в конце года настолько велики, что организм всю энергию расходует только на то, чтобы хоть как-то восстановить силы. И практически каждый родитель весной сталкивается с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках, не хочет есть, гулять, играть… На это не остается энергии.

Михаил Хаустов

Весеннее переутомление и усталость, которую взрослые привыкли примерять только на себя, «ударяет» по детям ничуть не меньше.

Детская усталость бывает:

  • физическая;
  • интеллектуальная;
  • эмоциональная.

Как понять, что ребенок просто устал, а не отлынивает от занятий?

  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость;
  • повышение температуры при отсутствии других признаков, к примеру, простудного заболевания;
  • плохой аппетит;
  • «круги» под глазами;
  • тратит на домашнее задание достаточно много времени, но в итоге делает его плохо;
  • головные боли разной степени выраженности;
  • замедление речи, мимики, движений;
  • апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность;
  • не может уснуть вечером, но просится поспать днем.

Сроки «лечения»:

Если устранить причины, то переутомление можно снять в течение двух недель(в случае, когда оно не вызвано какой-либо болезнью).

Как минимизировать усталость:

  • пересмотрите и распределите нагрузки в течение дня с учетом физиологических и психологических особенностей ребенка;
  • попробуйте разумно перестроить график занятости, предоставив школьнику хотя бы час, чтобы отдохнуть и побыть одному;
  • отмените, если есть возможность, дополнительные занятия, секции и кружки;
  • ограничьте время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором.

«Рецепты» от переутомления:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • ежедневные водные процедуры. Вода отлично снимает усталость. Приучите ребенка принимать теплую ванну(можно с добавлением травяного отвара) или просто стоять под душем;
  • нормальная длительность ночного сна(не менее 8−10 часов);
  • массаж;
  • укладывайте ребенка спать ежедневно в одно и то же время, но не позднее, чем в 23 часа;
  • перед сном можно дать стакан теплого молока - это самое безвредное и легкое снотворное;
  • по утрам готовить «весенний укрепляющий нектар»: полстакана кипяченой остуженной воды с лимонным соком и чайной ложкой меда;
  • обеспечьте полноценное питание ребенку по режиму;
  • начните давать поливитамины, или хотя бы витамин С и витамины группы В и Е;
  • давайте больше продуктов, содержащих кальций и фосфор.

Главное - завтрак и вода

Школьник обязательно должен завтракать. Это может быть бутерброд с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт, но обязательно продукты, богатые белками и «длинными углеводами»(практически все крупы, макароны, бобовые). Они повышают возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации к школьным нагрузкам. К снижению концентрации внимания приводит и малое употребление обычной питьевой воды. Пить нужно столько воды, сколько хочется.

Евгения Раченко,
педагог-психолог Барнаульского психолого-педагогического центра «Потенциал»:

Помните, что далеко не всегда дети сами могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. А при современном ритме жизни ребенок зачастую не может, получая в полном объеме все необходимое для полноценного умственного, психического и физического развития, не уставать при этом. Тут сказывается и современный ритм жизни, и плохая экология, и патологии при беременности, которые все чаще встречаются у мам. Решение проблемы переутомления за многие годы не претерпело кардинальных изменений. Рецепты универсальны: необходимо дозировать любую деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало за время отдыха, и хорошо питаться.

И еще: заставлять детей в первые месяцы летних каникул учить математику или заниматься русским просто жестоко. Кстати, обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Поэтому проанализируйте все нравится-не нравится вместе с ребенком и только потом начинайте занятия.

Также советую родителям почитать книги А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и Л.С. Цветкова, которые написаны понятным языком и помогут найти ответы на самые разные вопросы.

Факт

Слова «усталость» не было в лексиконе многих племен и народностей, живущих первобытной жизнью. Это слово и состояние - приобретение нашего цивилизованного современного мира.