Почему ребенок во сне скрипит зубами — отвечаем на вопрос. Советы логопеда: как говорить правильно? Ребенок стал говорить сквозь зубы

19.10.2023

Ребенок подрос и потихоньку начинает разговаривать? Тогда пора записываться на прием к логопеду! Поговорив с малышом, врач вовремя выявит ошибки в произношении и поможет вам их исправить, используя увлекательные упражнения.

Ребенок с нормальным речевым развитием должен посетить логопеда в 5 лет, когда формирование звуковой стороны речи заканчивается. Однако если вы заметили, что ваш малыш разговаривает хуже сверстников, проглатывает звуки или произносит их неправильно, а также у ребенка скудный словарный запас или он иногда заикается, не откладывайте визит в детскую поликлинику, где вам предстоит пообщаться с логопедом!

Повод для беспокойства

Обратить особое внимание на речевое развитие ребенка следует с раннего возраста. Не стоит беспокоиться, если в год ваш сыночек или доченька еще не произнес первого слова, при этом много чего лепеча по слогам. А вот если крохе уже два и более лет и он говорит только несколько слов, вы должны обеспокоиться.

Для начала разберитесь, что стало причиной задержки речи. Если ребенок – левша, то существует вероятность того, что он заговорит чуть позже ровесников. А может вы очень мало общаетесь со своим ребенком, привыкли все делать молча, вследствие чего ребенок слышит мало разговорной речи? Начните больше разговаривать с крохой, читайте ему сказки, играйте в пальчиковые игры.

Но если ваши усилия не дают результатов и ребенок продолжает разговаривать плохо или с ошибками (произносит только первые слоги слов), вам следует посетить специалистов. Для начала покажитесь лору и невропатологу. Если они скажут, что малыш здоров, идите к логопеду, который пообщается с ребенком и подберет для него несложные речевые упражнения.

«Шла Саша по шоссе»

Причиной посещения логопеда может стать неправильное произношение звуков. Так, к концу третьего года жизни ребенок должен выговаривать свистящие звуки [с], [з], а к концу пятого года - шипящие и сонорные.

Ничего страшного в том, что малыш в возрасте четырех лет не выговаривает звук [р]. Хуже, если «р» получается гортанным, как будто ваш малыш родился в семье французов, а не русских. Также плохо если ребенок произносит свистящие звуки зажав язык между зубами. Почти все родители надеются, что спустя время ребенок сам «выговорится». Но это большая ошибка! Чем дольше кроха будет картавить или шепелявить, тем более прочно в его сознании обоснуется неправильное произношение определенного звука, а значит, исправить его будет очень сложно или даже невозможно.

Следующая проблема встречается у очень эмоциональных детей – это «проглатывание» окончаний. Маленький торопышка так спешит обо всем рассказать, что «съедает» концы слов. В данном случае логопед сможет научить ребенка правильно дышать, когда он говорит, а еще покажет, как говорить спокойно и нараспев.

Как развивать речь

Что должна помнить и знать мама, чтобы речь ее ребенка развивалась не только грамотно, но и правильно?

1. Общайтесь с крохой с первых дней его жизни! Говорите неторопливо, грамотно, чтобы ребенок улавливал окончания слов. Ни в коем случае не надо сюсюкаться! Помните: чтобы ребенок усвоил одно слово, он должен услышать его около 70-90 раз.

2. Когда ребенок станет фиксировать взгляд, купите яркие картонные книжки-«гармошки». Показывайте малышу цветные картинки и рассказывайте о том, что на них изображено.

3. Процесс развития речи стимулируется мелкой моторикой рук, поэтому вам стоит делать с малышом гимнастику для пальчиков, рисовать с ним карандашами и мелками, играя в мозаику, перекладывая мелкие предметы (фасоль, счетные палочки).

4. Поощряйте речь ребенка, задавайте ему вопросы. Начните с тех вопросов, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно усложняйте вопросы, спрашивая: «Кто нарисован на картинке?» или «Что Саша делал на улице?» и т. д.

5. Когда ребенок начнет говорить, исправляйте его речевые ошибки только тогда, когда он закончит фразу. В обязательном порядке просите повторить слова, которые вы исправили. Хвалите после каждого успеха.

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно проводите с ребенком такие упражнения.
«Качели» – потяните язычок к носику, потом к подбородку, спрячьте во рту.
«Иголочка» – вытяните «тоненький» язычок вперед.
«Лопатка» – расслабленный широкий язык положите на нижнюю губу и подержите 5-10 секунд.
«Маятник» – очень быстро коснитесь кончиком языка уголков губ.
«Щетка» – почешите «спинку» язычка верхними зубками.
«Вкусное варенье» – оближите губы.
«Собираем мак» – поводите язычком за зубами.
«Маляр» – порисуйте язычком по небу в разные стороны и по кругу.

Вы можете или написать свой.

Главная причина заикания - судороги мышц речевого аппарата: нижней челюсти, языка, губ и мягкого нёба. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица и рук. Почему появляются те или иные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

В головном мозге человека есть три центра, отвечающие за нашу речь. Центр Брока - голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Варнике - слуховой центр, который распознает собственную речь и речь окружающих.

А ссоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чём говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует речевой круг: говорю - слышу - анализирую - говорю. Переодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Механизм заикания выглядит примерно так: перевозбуждённый центр Брока (самого мощного из речевых центров) начинает работать быстрее и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение провоцирует судороги речевого аппарата и человек заикается. Потом центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг.

Заикание возникает в основном на согласных звуках К, Т, Б, П, Г, Д, - так называемых «взрывных». Реже на шипящих (ш, с, ф, х) и носовых (м, л, н).

Как лечат заикание? Просмотрев соответствующую литературу, я пришёл к выводу, что все они, в основном, «лечат» психологические проблеммы, провоцирующие спазм или судорогу речевых мышц. Я не ставлю своей целью анализировать имеющиеся методики, так как очень много информации на эту тему можно найти в интернете, а компилировать других авторов я не хочу. В своей педагогической деятельности я довольно часто сталкивался с заикающимися детьми различных возрастов и выработал интересную методику преодоления этого речевого порока.

Я исхожу из предпосылки, что крупные мышцы больше влияют на работу мелких, чем наоборот. Таким образом, спазмы или судороги языка, губ или мягкого нёба напрямую зависят от состояния мышц нижней челюсти. В состоянии покоя мышца не может зажаться вдруг - ни с того, ни с сего. Первичным толчком к судорогам является ОТКРЫВАНИЕ РТА, т.е. первая же попытка произнести любой, даже гласный звук. Центр Брока активизируется, но нервное состояние говорящего перевозбуждает этот центр и происходит заикание.

В чём же заключается моя методика? НЕ ОТКРЫВАТЬ РТА - ГОВОРИТЬ СКВОЗЬ ЗУБЫ.

Если крупнейшие мышцы нижней челюсти не двигаются, то они и не передают на более мелкие мышцы языка и губ никаких провокационных судорог.

По мере продвижения в обучении говорить сквозь зубы можно постепенно разжимать зубы, но продолжать НЕ ДВИГАТЬ ЧЕЛЮСТЬЮ. Дальнейшее развитие речи, как вы догадываетесь, может происходить в нормальном состоянии.

Чем моя методика нравится мне и моим ученикам, кто страдал этих недугом? Можно разговоривать всегда, в любой ситуации и без заикания. Я думаю, что окружающим будет приятней слушать речь «сквозь зубы», чем постоянное заикание. Психологический комфорт наступает немедленно, и уже в процессе такого своеобразного общения нивелируются те нервозные моменты, которые и были главной причиной заикания.

Все остальный методики, с которыми я ознакомился, требуют длительного «лечения». Многие из них еще и стоят кучу денег (компьютерные программы, психотерапевт, логопед, и др. терапия, которая отнюдь небесплатная).

Вот такая маленькая статья. Отвечу на любые вопросы как в форуме, так и мылом.

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

О том, как научить своего ребенка правильно выговаривать звуки и слова, читайте советы профессионального логопеда.

Чаще вызывают затруднения у детей:

* шипящие: ш, ж, щ, ч.
* свистящие: с, сь, з, зь, ц.
* сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков, сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора
), звук ш (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.

Упражнения для языка: артикуляционная гимнастика

“Лопаточка” Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 секунд.

“Чашечка” Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10-15 секунд.

“Иголочка” Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10-15 секунд.

“Горка” Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.

“Часики” Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.

“Лошадка” Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком, похожим на топот копыт.

“Качели” Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай". Повторить так 10-15 раз.

“Вкусное варенье” Необходимо, сидя с ребенком перед зеркалом, представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.

“Почистим зубы” Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри, как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.

“Маляр” Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало,

которое дает ему возможность видеть, как нужно ставить язык, зубы и губы при произношении каждого определенного звука.

Шипящие звуки: произносим правильно!

Для начала необходимо вспомнить с ребенком артикуляционную гимнастику, а именно упражнение “чашечка”: — Пожалуйста: сделай язык “чашечкой”, теперь переведи чашечку за зубы, удерживая язык вверху, сомкни зубы, слегка вытяни вперед губы (можете двумя пальцами сами слегка выдвинуть губы ребенка вперед) и произнеси звук.

Если ребенок удерживает язык в верхнем положении, будет слышаться звук ш, если язык не удерживается, нужно подвести под язык шпатель или плоский конец чайной ложки. Упражняться с механической помощью до тех пор, пока ребенок не сможет произносить правильный звук без помощи. Потом предложите ребенку с таким же положением артикуляционного аппарата произнести звук ж.

Если ребенок произносит звук ж как ш, приложите одну его руку на свою гортань, а другую на его гортань, и снова произнесите звук. Чтобы поставить правильный звук ч, нужно объяснить ребенку, что звук ч состоит из слитно произнесенных звуков ть и щ-тьщ. Сначала можно произносить раздельно ть-щ, ть-щ, потом постепенно слить эти звуки.

При постановке звука щ предложите ребенку повторить звук, если не получается по подражанию, то свой палец (в горизонтальном положении) подложите под язык. Палец должен удерживать язык у средней части неба. Добивайтесь долгого звучания щ.

Выговариваем свистящие звуки

Правильная артикуляция свистящих звуков:

* губы принимают положение последующего главного звука;
* зубы сближены на расстояние одного миллиметра;
* кончик языка упирается в нижние резцы;
* боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам;
* спинка языка (его средняя часть) выгнута посередине,

образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам).

При произношении мягкого "с" спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен. Звук з, зь произносится так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Самое главное при произнесении с, з, ц - то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильное звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок произносит его как с), положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с (Слышишь, горлышко молчит?), а потом протяните звук:"з...з..з.." и ребенок “услышит”, как “загудело горлышко”.

Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звук тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Правильное произношение звука "Л"

Для исправления недостатков произношения звука л советую вам самый простой способ, я всегда пользуюсь им в своей работе. Сначала вы перед зеркалом (ребенок сидит рядом) зажимаете зубами кончик языка,

потом предлагаете ребенку проделать то же самое, и, не меняя положения языка, произнесите протяжный звук а или ы. Потом делаете то же самое, только беззвучно, а ребенок с включением голоса. Должен получиться протяжный звук л.

Как научиться выговаривать букву "Р"

Предложите ребенку вспомнить упражнение “чашечка”. Проделайте его вместе несколько раз обязательно перед зеркалом следующим образом:

— Сделай язык “чашечкой”, прижми сильно кончик языка к нёбу, оттолкнись и силой произнеси звук д (следи, чтобы язык был вверху, зубы не закрывались и челюсть была неподвижна). Своим чистым пальцем или пальцем ребенка произведите быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. (На палец можно надеть соску для бутылочки). Сначала вы держите руку ребенка за кисть и его пальцем осуществляете движения, потом ребенок будет делать это упражнение самостоятельно.

Делать надо до тех пор, пока не появится самостоятельная, без помощи пальцев, вибрация кончика языка. Повторять это упражнение несколько раз в день по 10-15 минут, или хотя бы один раз в свободное время, но тоже не более 20 минут.

Обязательно давайте ребенку отдыхать!

Чаще всего произносите сами сочетания "др" (язык вверху), чтобы ребенок, видя вашу артикуляцию и слыша правильный звук, подражал вам, но только при условии, если звук р вы произнесете правильно.

Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Подберите цветные картинки, желательно по сериям (цветы, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь), различные лото, домино, кубики.

Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще хвалите, поощряйте ребенка за его старание и труд.

Ночной скрежет зубов (бруксизм) – симптом различных заболеваний. Чтобы определить, почему ребёнок скрипит зубами во сне, нужно проследить за эмоциональным состоянием, обследовать малыша. Игнорирование бруксизма может привести к неприятным ситуациям, развитию болезней.

Как получается скрежет?

Бруксизм возникает ночью из-за сокращения жевательной мускулатуры. В норме зубы касаются друг друга только во время еды, что вызывает трение. В расслабленном состоянии челюсти соприкасаются, но трения не создаётся. При бруксизме мышцы челюстей напряжены, зубы плотно прижимаются друг к другу и ребёнок скрипит ими.

Бруксизм – часто встречающееся явление. Скрип зубами отмечается у каждого третьего-пятого ребеёка дошкольного возраста. Мальчики скрипят зубками чаще девочек.

Особенности бруксизма у детей

Ночной скрежет – не чисто детская проблема. Это явление возникает и у взрослых, но намного реже.

Скрипящий звук у ребёнка можно услышать не только ночью. Иногда проблема проявляется и в светлое время суток. Обычно приступ длится недолго, около 10 секунд.

Если симптом возникает время от времени, а состояние малыша не изменяется, родителям не стоит переживать. Если ребёнок часто и длительно скрипит зубами во сне, а утром раздражён, жалуется на головную боль, а так же в мышцах челюсти, это повод обратиться к специалисту.

Иногда родители могут не знать о симптоме, например, если ребёнок подрос и спит в другой комнате.

Требуют лечения приступы бруксизма, которые наблюдаются дольше месяца.

Почему ребёнок скрипит зубами во сне? О причинах расскажет доктор Комаровский

  1. Детская психика имеет свои особенности. Дети иначе переносят стресс, эмоциональные нагрузки. Даже небольшие нервные стрессы могут повлиять на организм малыша, проявиться ночным скрежетом зубов. Бруксизм говорит о том, что нервная система ребёнка дала сбой, вышла из равновесия.
  2. Часто скрежет можно услышать при или при их смене на коренные. Такие процессы сопровождаются зудом и дискомфортом, малыш старается почесать зубки и скрипит ими. При наблюдается дневной бруксизм.
  3. Патология в виде нарушения прикуса, а также заболевания челюстных суставов проявляются ночным скрежетом.
  4. Важную роль играет наследственный фактор. Если один из родителей страдал бруксизмом, риск возникновения ночного скрежетания у ребёнка увеличивается.
  5. Малыши, которые мучаются ночными кошмарами, лунатизмом или другими нарушениями сна, часто скрипят зубами. Это касается и храпящих, разговаривающих во сне детей.
  6. Аденоиды, насморк, отит проявляются нарушением носового дыхания, дискомфортом. Малыш не может свободно дышать, особенно ночью, беспокоится, скрипит зубками.
  7. При недостатке микроэлементов, влияющих на сокращение мышц и работу нервной системы, возникает бруксизм. Так проявляется дефицит кальция, магния, витаминов группы В и аминокислот.
  8. При недостаточной нагрузке на челюсть, употреблении малышом мягкой, протёртой пищи, ребёнок рефлекторно сжимает челюсти ночью.

Связан ли ночной скрежет зубов с ? Старшее поколение уверенно заявляет о наличии глистов при первых проявлениях бруксизма. Но прямой связи между наличием гельминтов и ночным скрежетом не существует.

Бруксизм может проявляться как у детей страдающих гельминтозами, так и у здоровых детей. Действительно, скрип зубов у детей с глистной инвазией усугубляется. Причина тому – дискомфорт, связанный с гельминтами.

Почему ребёнок скрипит зубами днём и ночью? Отличия дневного и ночного бруксизма

Дневной бруксизм больше характерен для эмоциональных детей, когда даже небольшие неприятности приносят вихрь эмоций. Малыш рефлекторно сжимает зубки и создаёт характерный скрип. Специалисты относят дневной бруксизм к вредной привычке, а не патологии.

Помочь ребёнку может профессиональный психолог, который найдет подход к малышу и мягко научит контролировать свои действия. Недопустимо ругать и наказывать ребёнка за скрежетание зубами днём, это усугубит проблему, повлечёт за собой другие расстройства.

Существуют специальные методы и упражнения, которые могут научить кроху справляться с бруксизмом.

При прорезывании зубов малыш сжимает зубки, почёсывает, кусается. Так ребёнок экспериментирует со своим телом, пытается попробовать что-то новое. Нередко скрип зубов забавляет малыша, не стоит считать такой бруксизм проблемой. Достаточно мягко показывать ребёнку, что так делать не стоит, можно купить .

Ночной бруксизм происходит непроизвольно, контролировать его малыш не в силах.

Часто ночное скрежетание сопровождается другими проявлениями:

  • скрежетание, скрип, пощёлкивание зубами, которое длится 10 — 15 секунд и периодически повторяется;
  • во время приступа повышается артериальное давление, частота пульса, малыш дышит чаще.

Почему скрежет зубов стоит лечить?

Родители часто спрашивают, стоит ли прибегать к лекарственной терапии при ночном скрипе зубов. Если бруксизм не считается заболеванием, может и обращать внимания на него не стоит?

Бруксизм приводит к осложнениям, незаметным на первый взгляд. Со временем изменения проявляются всё сильнее, возникают заболевания.

Последствия бруксизма следующие:

  1. Дневная сонливость. Малыш не может полностью расслабиться ночью, погрузиться в глубокий сон, его мышцы остаются в напряжённом состоянии. После такой ночи ребёнок просыпается неотдохнувшим, вялым, капризным. Нарушаются когнитивные функции, рассеивается внимание, снижается успеваемость. Причём усталость с каждым днём накапливается, кроха не может отдохнуть должным образом.
  2. Стирается эмаль зубов. Ребёнок активно работает челюстями во сне, эмаль зубов подвергается постоянному механическому воздействию. Тонкая эмаль детских зубов постепенно стирается, возникает повышенная чувствительность зубов, болезни дёсен. Ребёнок отказывается есть кислое, сладкое, горячее, холодное. Если вы заметили, что малыш испытывает боль во время еды, не может есть определённую пищу, обратитесь за консультацией к специалисту. Это может говорить о повышенной чувствительности зубов, стоматологических проблемах. Если эмаль стирается значительно, возникает нарушение прикуса. Если пропустить проблему, неправильный прикус закрепляется, остается деформированным.
  3. Расстройства нервной системы . Неврологические расстройства проявляются при длительном течении бруксизма, когда ночной скрежет зубами долго не определён. Тогда малыши попадают к разным специалиста, длительно не могут справиться с проблемой.

Клинические проявления неврологии при бруксизме разнообразны и часто «маскируются» под другие заболевания. Дети жалуются на боль головы, лица, шеи. Возможно головокружение, снижение зрения и слуха.

Диагностика бруксизма

Если вы заметили признаки бруксизма, в первую очередь понаблюдайте за сном малыша. Обратите внимание, сколько длятся приступы, как часто проявляется скрип.

Заметьте, как ребёнок вёл себя накануне, не было ли эмоциональных или физических нагрузок. Важно понаблюдать, нет ли проявлений проблемы в течение дня, не нарушено ли состояние малыша.

Затем родителям стоит обратиться к специалисту. Для уточнения диагноза врачи рекомендуют провести полисомнографическое исследование. Это метод диагностики позволяет зарегистрировать сокращение мышц челюсти, которые происходят непроизвольно. Метод помогает отличить бруксизм от скрытых патологий, незаменим для детей с риском развития .

Помочь в диагностики бруксизма может и стоматолог. Врач осматривает ротовую полость малыша, определяет состояние зубов и десен, обращает внимание на стёртость эмали.

В сомнительных случаях стоматолог рекомендует использовать специальный брукс чекер. Это капа, изготовленная из мягкого пластика или резины, одевается она на время сна ребёнка. Утром оценивается состояние капы, деформированные участки говорят о нагрузке на зубы в этих местах.

Для точной постановки диагноза и назначения правильного лечения ребёнок должен быть проконсультирован смежными специалистами. Таких детей осматривает стоматолог, невропатолог, психолог.

Что делать, если ребёнок скрипит зубами во сне?

Если явление бруксизма проявляется редко, малыш спокойно спит, а просыпается бодрым и весёлым, можно ограничиться общими рекомендациями лечения ночного скрежета зубами.

  1. . Ребёнок должен чётко понимать время сна и бодрствования, регулярно гулять на свежем воздухе и достаточно отдыхать.
  2. Рациональное питание. Сбалансированная диета обеспечит кроху всеми витаминами и микроэлементами, поддержит здоровье малыша. Исключите из рациона слишком сладкую еду, жирную, тяжёлую пищу, красители и консерванты. Не стоит перекармливать ребёнка на ночь, это также сделает сон крохи беспокойным. Ужинать нужно за 2 часа до отхода ко сну.
  3. Давайте твёрдую пищу днем. Старайтесь угостить карапуза яблоком, морковью, капустой в светлое время суток. Дайте жевательной мускулатуре поработать, так вы снизите ночную активность мышц.
  4. Подготовка ко сну. Постарайтесь перед сном, поиграйте в спокойные игры. Поможет расслабить кроху горячая ванна, чтение книг, колыбельные песни. Если кроха «разгулялся» пред сном, обязательно угомоните малыша. Перевозбуждённый ребёнок не может спать спокойно.
  5. Атмосфера в семье. Поведение детей – зеркальное отражение отношений в семье. Создайте домашнюю, уютную атмосферу. Никогда не выясняйте отношений в присутствии детей.

Старайтесь быть внимательными и терпеливыми к просьбам крохи, уделите ему больше времени, обнимайте и целуйте малыша. Контакт с родителями очень важен, предупреждает многие психологические проблемы в будущем.

Если диагноз бруксизм установлен, малышу потребуется комплексный подход для преодоления проблемы.

Методы лечения бруксизма

  1. Психологические. Дети, страдающие бруксизмом, нуждаются в психологической поддержке, внимании и понимании. Грамотный психолог поможет семье преодолеть проблему, наладить доверительные отношения.
  2. Соматические. Лечение осложнений бруксизма, болезней ротовой полости, дёсен, исправление прикуса, подбор брекет-системы.
  3. Медикаментозные. Приём препаратов, которые снимают нервное напряжение, нормализуют сон: Т енотен, Глицин, препараты растительного происхождения (корень валерианы). Возможен приём успокаивающих ванн. Для снижения сократительной способности мускулатуры часто назначают препараты кальция, магния, витамины группы В.
  4. Физиотерапевтические. Расслабляющий массаж, компрессы на лицо. Тёплые компрессы накладывают на 10 — 15 минут на область скул, процедуру повторяют 2 раза в день. Компрессы помогают расслабиться, снять напряжение и болезненные ощущения в мышцах.

При выраженных симптомах бруксизма для сохранения эмали зубов специалисты рекомендуют ношение специальной капы во время сна. Их изготавливают индивидуально с учетом всех особенностей ротовой полости малыша. Ношение кап препятствует изменению прикуса ребёнка, снимает нагрузку на суставы челюсти, уменьшают мышечные боли.

Хотя капы – эффективный способ профилактики и лечения осложнений бруксизма, полноценным лечением их считать не следует. Для выявления причины ночного скрежетание необходимо комплексное обследование ребёнка.

Профилактика ночного скрежетания

Для того, чтобы предотвратить развитие проблемы, нужно обращать внимание на здоровье ротовой полости малыша. Научите ребёнка ухаживать за зубками, вовремя лечите заболевания дёсен, пломбируйте зубы.

Постарайтесь оградить малыша от стрессов, наладить климат в семье. Эмоциональных деток нужно поддерживать, научить успокаиваться самостоятельно. Старших детей стоит обучить техникам саморасслабления.

В случае если ребёнок скрипит зубами во сне, не откладывайте поход к врачу на потом. Это позволит предотвратить развитие негативных последствий, поможет быстро избавиться от неприятности.

Подведём итоги

С проблемой ночного скрежетания зубами сталкиваются многие родители. Зачастую это непродолжительные приступы, которые проходят самостоятельно и медикаментозного лечения не требуют.

Если же скрип зубами становится частным спутником сна, обязательно нужно обратить внимание на продолжительность и частоту приступов. На проблему укажет и ухудшение общего состояния ребёнка, слабость, раздражительность, утомляемость, нарушение концентрации внимания.

При первых подозрительных симптомах нужно немедленно обратиться к врачу, который назначит комплекс обследований, разберётся в причинах проблемы. В случае бруксизма вовремя начатое лечение предупредит развитие осложнений и сохранит здоровье малышу.

Речь - это специфическая форма человеческого общения, которая возникла в процессе труда. Это важнейшая функция человека, которая способствует развитию личности. Человек самореализуется, появляются огромные возможности познания своего внутреннего и окружающего мира.

Конечно, ребенок не может самостоятельно научиться говорить. Он подражает речи взрослого. Подтверждением может служить отсутствие речи у детей, проживающих вне общения с другими людьми. В большинстве случаев эти дети, попав в общество, не могут научиться говорить и остаются немыми.

Работа органов речи при произнесении звуков обеспечивается с помощью артикуляционного аппарата. Артикуляция осуществляется путем согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. В отдельности эти органы выполняют каждый свою функцию: дыхательные движения, захватывание, пережевывание и глотание пищи.

Важным условием правильного развития речи у ребенка является слуховое восприятие речи окружающих людей. Как ребенок услышит слово, так его и произнесет. Если имеется хотя бы незначительное отклонение слуха, то овладение речью может задержаться на неопределенный срок.

Большая вероятность неправильного произношения звуков у ребенка может быть связана с тем, что в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра страдает этим недугом. Что делать?

Запрещать общаться с родственниками, конечно, никто не будет, но больше времени ребенку должен уделять человек с правильным произношением. Это может быть любой член семьи или няня.

Но это происходит не у всех детей. Некоторое время еще будет присутствовать неустойчивость в произношении шипящих звуков «ш», «ж», «ч». Дети могут чередовать неправильное произношение звуков в словах с правильным. Также ребенок может в одном слове произнести звук, а в другом нет. Например, «масина» и тут же «шина». Бывают дети, которые очень любят произносить звуки «р», «ш», «ж» и заменяют ими другие звуки в словах. Примерно так: «горуби» (голуби), «рампа» (лампа), «шон» (сон), «жмея» (змея), Большинство детей 4-5 лет уже могут произносить звук «р», но произношение непостоянно. Иногда дети пытаются заменить его звуками «л», «й».

В этом возрасте все реже встречаются сокращения слов. В 4 года дети умеют группировать предметы по классам: мебель, посуда, животные и т.д. В 5 лет умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений. Могут правильно отвечать на вопрос. Речь непроизвольная, зависит от ситуации. Этого достаточно для полноценного общения.

У детей 4-5 лет часто встречается нарушение произношения отдельных звуков. Родителей всегда волнует, можно ли помочь малышу, не пройдет ли это само собой. Но как бы нам этого ни хотелось, дефекты звукопроизношения сами по себе не исчезнут.

Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия. Что это такое?

При таких положительных показателях, как хороший слух, достаточный запас слов, ребенок правильно строит предложения, у него четкая речь, имеется дефектное произношение звуков.

Дислалия бывает функциональная и механическая. Развитие функциональной дислалии непосредственно связано со средой, которая окружает ребенка, т. е. ее возникновение зависит от условий, в которых проживает малыш, и от его физического воспитания.

Болезни или различного вида травмы, особенно во время становления речи, могут привести к задержке психоречевого развития, т. е. ребенок имеет сохранные возможности интеллекта, но при обучении испытывает большие трудности, тем самым отличаясь от сверстников.

Чем это грозит? Например, ребенок с дефектом речи не посещает детский сад. Он охотно общается со взрослыми, не переживает по этому поводу. Над другим ребенком сверстники будут смеяться, делать замечания. Воспитатели, конечно, не разрешат малышу выступать на концертах и участвовать в других детских мероприятиях. Вследствие этого ребенок может замкнуться, будет стараться говорить как можно меньше.

При хроническом недостатке общения ребенок не сможет воспринимать звуковой состав слова, т. е. обычно это называется отсутствием фонематического слуха. Без этого ребенок просто не сможет воспроизвести речь.

Но ни в коем случае не коверкайте слова. Ведь дети в этом возрасте подражают и взрослого человека. Неправильное произношение слова может надолго закрепиться в памяти ребенка и в дальнейшем сказаться на развитии речи.

Механическая дислалия связана с дефектами и аномалиями зубочелюстной системы, языка, неба и губ.

Прикус имеет большое значение. Чтобы проверить его правильность, попросите ребенка плотно сжать зубы. Если передние верхние зубы перекрывают нижние, это правильный прикус.

Дефекты прикуса могут возникнуть в результате большой любви к пустышкам. Аномалии прикуса в основном влияют на произношение звуков «р», «л», свистящих и шипящих звуков. Иногда внимательные родители замечают, что ребенок не может широко открыть рот, что у него крепко стиснуты зубки при разговоре. Это негативно влияет на процесс формирования произношения. Чтобы убрать напряжение, необходимо выполнять несложные упражнения. Делают их перед зеркалом, лучше в форме игры, чтобы было весело и интересно. Упражнения лучше выполнять в определенной последовательности - от простого к сложному, в медленном темпе. Количество повторов - от 2 до 10 раз. Выполнять упражнения нужно 2-3 раза в день. Перед артикуляционной гимнастикой нужно сделать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

Примерный комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

    «Вертушка». Ребенок дует на игрушку-вертушку.

    «А снег летит». Ребенку на ладонь кладут кусочки ваты, и он должен их сдуть.

    «Задуй свечу». Ребенок должен задуть зажженную свечу.

Примерный комплекс артикуляционных упражнений.

    «Окошко». Наступило утро, окошко широко открылось (широко открыть рот). Наступила ночь, окошко закрылось (закрыть рот).

    Маячок». Вначале нижнюю челюсть двигаем влево и вправо, а затем вперед и назад.

    «Закуси губу». Вначале верхние зубы закусывают нижнюю губу, затем нижние зубы закусывают верхнюю губу, и так несколько раз.

    «Пила пили дрова». Верхними передними зубами «попилить» нижнюю губу, нижними зубами - верхнюю губу.

    «Зубки-губки». Вначале сожмите зубы, а затем губы.

Для того чтобы добиться хороших результатов, необходимо эти упражнения выполнять регулярно. На первых порах лучше всего выполнять комплекс вместе с ребенком. Ему будет легче понять и повторить упражнения.

В произношении звуков большое значение играют губы. Травмы губ могут привести к неправильному произношению многих звуков: свистящих, шипящих, а также губных «п», «м», «б».

Здесь тоже существует комплекс артикуляционных упражнений для губ.

    Собрать губы в трубочку. Зубы сжать, губы вытянуть в трубочку. Продолжительность упражнения - 5-10 с.

    Растягивание губ в улыбку. Зубы сжать, на лице естественная улыбка. Продолжительность - 5-10 с.

    Чередование двух предыдущих упражнений. Продолжительность - 10 с.

    «Найди меня»:

    • губы вытянуть трубочкой, а затем спрятать внутрь, подвернув их за зубы. Повторить 10 раз;

      верхнюю губу спрятать под нижней губой, зафиксировать на 5 с;

      нижнюю губу спрятать под верхнюю, зафиксировать на 5 с;

      чередовать упражнения 10 раз;

      спрятать обе губы в рот и зажать их зубами. Удерживать 5 с.

    «Стоп, лошадка». Губы расслабить, производить вибрацию губами так, как будто хотите остановить лошадку. Повторить 10 раз.

Язык и небо выполняют одну из самых главных функций в формировании речи у ребенка. Нарушения в строении языка приводит к тому, что речь становится нечеткой, смазанной. При этом страдают определенные звуки: «л», «р», «ш», «ж», «ч». Виной может быть укороченная подъязычная уздечка. Это может исправить только хирург-стоматолог, а затем при помощи артикуляционной гимнастики логопед займется постановкой звуков. Операция решит проблемы раз и навсегда, поэтому не следует ее откладывать.

Уже через некоторое время все встанет на свои места, и родители будут с удовольствием слушать свое чадо. Аномалии языка и неба являются самыми распространениями среди других нарушений речи.

Периодически консультируйтесь у стоматолога и логопеда, потому что к 4-5-годам подходит к концу процесс становление речи, усвоение фонетической системы, произношение звуков, слов становится внятным и четким.