Основные правила поведения людей в церкви. Поведение детей за богослужением Как одеваться в церковь женщине

19.10.2023

«Привести в храм маленьких детей - это полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самому молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает... Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю Литургию. Я решительно проходил с детьми к амвону, и там мы всегда стояли... Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом»

Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

На Рождество и на другие церковные праздники верующие посещают церкви, храмы. И если взрослые уже знают, как себя вести, то поведение ребенка в церкви часто вызывает недоумение. Каковы же главные правила поведения деток в православных церквях и храмах?

  1. На службу важно приходить заранее – за 5-10 мин. Заранее уходить лучше только по самой серьезной необходимости или усталости ребенка.
  2. Желательно, чтобы девочки (особенно, старше 3-х лет) входили в храм не в брюках или шортах. Не везде уже придерживаются таких правил, но вполне обоснованно могут не пустить в таком виде. Не стоит забывать и о покрытой голове девочки (платок или косыночка)
  3. На входе нужно перекреститься (помочь ребенку) и поклониться в пояс, духовно настроиться и оставить все мирское.
  4. Предупредите ребенка, что громко разговаривать в церкви нельзя. А лучше беседы отложить на потом. Поздороваться со знакомыми можно кивком.
  5. Попросите ребенка выбросить жевательную резинку до церкви, также мелкие светские игрушки и развлечения.
  6. Держать руки в карманах также не полагается.
  7. Не нужно разрешать ребенку ходить по храму без нужды, а тем более бегать.
  8. Совсем запрещено ходить, разговаривать во время чтения Евангелия, пения Евхаристического канона на литургии и «Херувимской» . Прикладываться к иконам и ставить свечи тоже нельзя в этот период.
  9. Смеху и праздным разговорам также не место в храме.
  10. Не разрешайте ребенку ничего есть в храме, если это только не благословенный хлеб от священника (исключение трапеза в Воскресной Школе по благословению).
  11. Если вы учите с ребенком церковные песни, не позволяйте подпевать громко – это можно делать только тихо (исключение пение на клиросе по благословению).
  12. Если ребенок устал, его можно посадить на скамью. Хотя их обычно и не так много в православных церквях. Закидывать ногу на ногу не позволяется.
  13. Если не получается успокоить ребенка (плач или баловство), то лучше выйти с ним из церкви . Также можно позволить ребенку выйти, если он сам попросится от усталости. Но предупредите, что нужно перекреститься и только потом тихо выйти .
  14. Научите ребенка ставить свечи – аккуратно поджечь верх и низ, чтобы свеча хорошо стояла.
  15. Девочек постарше приучайте приходить в храм без косметики или хотя бы прикладываться к иконам без губной помады .

Не всех детей можно сразу приучить к благоговейному поведению в храме. Пока ребенок сам не поймет важности поведения, организовывать его достойное поведение придется родителям . Возможно, сначала это будут очень краткие посещения. Важно и не доводить до баловства или конфликта , и не создавать для ребенка неприятных ощущений от церкви .

Дети очень любят ритуалы, вводите ребенка в них постепенно, объясняйте, позволяйте участвовать. Спрашивайте, за кого он хочет поставить свечу, заказать молитву и т.п.

Нередко «знающие» бабушки начинают поучать молодых мам об их поведении и поведении детей. Не спорьте, скажите: «Простите», и отойдите в другое место, но не берите близко к сердцу. Никого одергивать в церкви не позволительно, если это не хулиганство .

А просвещать – это дело священника или преподавателей Воскресной Школы храма.

«Вот вы, батюшки, спрячетесь в алтаре и не знаете, как дети себя ведут в храме во время службы…» Подобные упреки я слышал много раз, конкретно этот – несколько дней назад.

Знаем, знаем, как ведут себя многие дети во время службы. Пытаемся исправить это положение, но без помощи их родителей мы ничего сделать не сможем.

…Как-то раз во время чтения Канона Андрея Критского стою и молюсь со свечой в руке на середине храма. Передо мной – фолиант церковной книги. Хор поет умилительные песнопения. В это время трехлетний малыш подходит к огромному подсвечнику, обхватывает его и начинает раскачивать. Понимаю, что скоро подсвечник упадет на ребенка. Прерываю чтение и спасаю малыша. Мама все это время была погружена в молитву и ни на что не обращала внимание. Видимо, следить за порядком во время богослужения и за всеми малышами, тоже входит в компетенцию батюшки…

Представим крайнюю ситуацию: малыш совсем «трудный». Допустим даже, что у него проблемы с нервами. И вот он в храме не может побыть спокойно и пяти минут. Бегает, кричит, все хватает, везде норовит залезть. Что делать родителям? Искушать прихожан поведением ребенка или есть какой-то иной вариант?

Я бы дал такие советы:


  • не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту.
  • чередовать пребывание в храме с выходами на улицу...
Елизавета: Главное – добиться от своего ребенка хорошего поведения в храме, а каким образом этого достичь, зависит от темперамента ребенка. Одного ребенка достаточно попросить, от другого потребовать, но для кого-то и то, и другое будет мало действенным: на минуту угомонится и опять начнет баловаться. Хорошее, спокойное, благоговейное поведение в храме должно быть законом, но иной ребенок просто не в состоянии справиться с собой, и требовать это от него – значит, требовать невозможного. Тогда родители должны постараться так организовать недолгое, именно недолгое пребывание ребенка в храме, чтобы он не заскучал и не начал безобразничать. В такой ситуации главное – не доводить дело до конфликтов.

Бывает, родители требуют от такого ребенка спокойного поведения, а для него это невозможно. В конце концов, родители сдаются и их чадо бегает по храму или увлеченно играет со сверстниками. Такое лишенное благоговения отношение к храму и богослужению безусловно вредно.

А некоторые родители не сдаются, принуждают ребенка вести себя спокойно, и тогда он начинает вредничать, капризничать, и родителям приходится принимать какие-то меры. А что тут можно предпринять? Остаться в храме невозможно: ребенок должен знать, что тот, кто так себя ведет, отлучает себя от Бога. Но и выводить из храма, не допускать до Причастия – тоже не выход. Это возможно как исключительный вариант, но мы говорим о ситуации, которая будет повторяться из раза в раз. И кто сказал, что ребенку не покажется более приятным гулять во дворе, нежели маяться от скуки в храме?

Еще раз скажу: тут важно не доводить до конфликта, приходить на такое время, которое для малыша будет не слишком тягостным, а мама сможет придумать подходящие для храма интересные и приятные занятия.

Малыш будет расти, и такие занятия, как разговор об иконах, целование их, короткие молитвы, ставление свечей и т.д., можно будет разбавлять моментами спокойного стояния, сначала минутку-две, со временем – дольше...

Отец Константин: …можно написать записку «О здравии», получить за записку просфорку (или купить ее – в разных храмах по-разному)… Есть много способов заинтересовать ребенка в храме. Продумав это применительно к своей ситуации, к своему храму, вы можете этот благочестивый ритуал повторять каждый раз.

Елизавета: Я бы добавила: дети вообще любят ритуал. Поэтому занять их написанием записки, ставлением свечи, целованием икон легко, но я бы не советовала родителям этим увлекаться и сводить все времяпрепровождение ребенка в храме к разным обрядам. Тут есть опасность, что для ребенка богослужение, молитва свяжется исключительно с ритуалом. Как потом, когда он подрастет, мы будет призывать его молиться, а не отвлекаться на неспешное писание записок, хождение за свечками во время Литургии?

Я бы советовала такие ритуалы чередовать и даже делать акцент на более родственных молитве моментах. Например, подойти к иконе, сказать вслух несколько молитвенных слов, может быть, про какого-то святого кратко рассказать. Наблюдая за службой, объяснить, зачем вышел священник, что у него в руках. На доступном ему уровне это можно делать с ребенком где-то от одного года. А можно какое-то время службы просто вместе походить по храму.

Отец Константин: Погоди, ты говоришь о нашем огромном соборе, где помещается какое угодно количество людей и еще остается место. Да, у нас есть целый придел, в котором службы совершаются по будням. А по воскресеньям и праздникам в этом приделе обитают дети (некоторые мамы его так и называют – Детский придел). Но в реальности большинство храмов небольшие. И люди туда набиваются вплотную. Там и свечку не поставить, и к иконе не подойти. Уж тем более не погулять по храму.

Елизавета: Да, мне известна такая ситуация даже на собственном опыте. Душно, жарко. Ребенка либо нужно раздевать (и куда в таком случае девать одежду), либо стоять у двери, но от двери дует. А если ребенок захочет выйти? В общем, мучение. Но что же делать? Надо искать какие-то выходы… Приходится либо искать другой храм, где условия более подходящие для посещения с детьми, либо ходить в будние дни или в субботу, либо, что же поделаешь, сокращать до минимума время пребывания на службе.

Отец Константин: Я хочу коснуться еще одного вопроса. Во всех храмах были и будут дети, родители которых не собираются активно заниматься своими детьми. Родители приходят в храм и предоставляют ребенка самому себе. Дети собираются в стайки, сидят, беседуют, ходят по храму. Обычно они собираются в притворе или в приделе. Иногда оттуда до молящихся доносится визг или шум детской возни. Не устаю объяснять родителям-прихожанам: нельзя оставлять своего ребенка без присмотра. Если он усвоит, что во время службы можно слоняться по храму или сидя на лавочке болтать ногами и разговаривать с приятелем, у него никогда не будет благоговейного и серьезного отношения к богослужению.

Елизавета: В храме рядом с нашим домом детям разрешают брать в ларьке и смотреть книги. И во время богослужения можно наблюдать такую курьезную картину. Дети сидят на чем только можно (скамьях, сундуках, катафалках) недалеко от ларька и читают книги; самые маленькие рассматривают картинки, старшие погрузились в интересный сюжет. А книги в этом храме продаются, и правда, очень хорошие. Начинается Евхаристический канон, все дети, не отрываясь от чтения, встают, – сразу видно: выросли в храме. Прямо-таки юмористическая зарисовка для какого-нибудь православного журнала. Лучше уж, чтоб дети пришли к самому Причастию, нежели так.

Когда входишь в божественный сей храм - ты, рачитель непогрешительного благоверия, - то думай, что входишь в самые пречистые дворы Вышняго, где возглашается непрестанно ангельская песнь. Смотри же, как входишь! Если душа твоя вполне чиста от лжи, зависти, помысла злопомния и беззаконных похотей, и ты украшаешься смиренными одеждами, приличествующими христианам, всею душою гнушаясь всякого одеяния нечестивых, то ты освятился божественным страхом и любовью. И если так стараешься входить, то ты блажен и в жизни сей, и когда перейдешь в будущую жизнь. Если же не так, то ты напрасно входишь: каким ты пришел, таким и выходишь, ничего отнюдь не приобретя, как и больной, который не слушается советов опытного врача, никогда не исцелится и не будет здоров.

Прп. Максим Грек

Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Мобильные телефоны при входе в храм следует отключать.

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Храм Божий.

Храм — это центр нашей духовной жизни. В Храме особенно чувствуется благодать Божия . Идя в Храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от общего мира суеты и соблазнов. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с Ангелами и Святыми приносим Ему жертву хвалы и благодарения.

Чтобы пребывание в Храме принесло пользу нашей душе, необходимо вникать в содержание Богослужений, вдумываться и углубляться в них. Совместная молитва в Храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, совершенствует, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.

Будем дорожить своим Приходским Православным Храмом как небесным островком на грешной земле.

Правила посещения Святого Храма и поведения в нем.

1. Чтобы посещение Храма послужило на пользу, очень важно молитвенно себя настроить еще на пути к нему. Надо подумать, что мы хотим предстать перед Небесным Царем, перед Которым с трепетом предстоят миллиарды Ангелов и Святых угодников Божиих.

2. Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). Успокоение, укрепление и просветление души — вот цель посещения Храма.

3. В Храм следует приходить в чистой и приличной одежде , как требует того Святость места. Перед входом в Храм необходимо выключить сотовый телефон .

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ , но не шапкой, шляпой или беретом.
Еще до входа в Храм женщинам следует стереть губную помаду , чтобы при целовании Святых Икон, Святой Чаши, Святого Креста, благословляющей руки Священника не оставлять на них отпечатков своих губ.
Мужчины должны приходить в Храм в брюках (а не в шортах или бриджах) и в одежде с длинным рукавом. Перед ступенями Храма они должны снять головной убор (желательно даже при входе на территорию Храма) и войти в Храм с непокрытой головой.
Входя в храм следует не спеша перекреститься и сделать три поясных поклона в сторону Алтаря, говоря:
«Боже, будь милостив ко мне грешному» , или
«Боже, очисть меня грешного и помилуй меня» .
4. Приходить к Богослужению надо заблаговременно, за 5-10 минут, чтобы успеть купить свечи и поставить перед Иконами, как свою жертву Богу.
Придя к Литургии, можно подать записку с именами своих крещеных близких о здравии (для живых) и о упокоении (об умерших).
5. Ставить свечи и прикладываться к Иконам нужно не во время Богослужения, а до или после него и так, чтобы не помешать другим молящимся.
Проходя напротив Царских врат, следует благоговейно перекреститься и поклониться в сторону Престола.
6. Непременно приходите в Храм к началу Богослужения.

7. Если увидите знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайтесь с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайтесь за руку и ни о чем не спрашивайте.
Ни в коем случае не допускается в Храме посторонних разговоров, а тем более, шуток – это грех. Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не следует допускать «бесчинных воплей».
8. В Храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу .

9. На церковной паперти и вообще на территории Храма нельзя курить. Нельзя входить в Храм с животными или птицами.

10. Придя в Храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться.
Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из Храма.
11. Когда слышим слова общего благословения, как например, «Мир всем» , «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» или другие подобные возгласы, наклоните голову, не крестясь.
На каждение отвечайте поклоном головы. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.
12. До конца Богослужения не уходите из Храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости, взяв на это благословение у Священника.

13. К Святому Причащению подходите благоговейно, скрестив руки на груди (правая покрывает левую). После Причастия благоговейно поцелуйте, не крестясь (чтобы случайно не толкнуть Чашу) нижний край Чаши, как пречистое ребро Христа Спасителя. После этого запейте теплотой (запивкой) и вернитесь на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и не накрашенными губами.

14. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Смиренно принимая замечания, говорите: «ПРОСТИТЕ».
Увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь ПРАВИЛА, если сможете, сделайте в мягкой форме замечание или скажите об этом ответственному за поддержание порядка в Святом Храме.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно вежливо и деликатно тихим голосом, лучше – шепотом, внутренне испросив у Бога мудрости, чтобы не обидеть человека своим замечанием.
Не допустите, чтобы в вашем присутствии произошло осквернение Храма Божия, кощунство или явное хулиганство. Охранять святость Храма является обязанностью каждого воина Христова — верующего Православного Христианина.

15. В Храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по Храму.

16. Уходя из Храма, перекреститесь и в течение остального дня бережно храните полученную в нем благодать.

Человек перед Богом. Введение во храм.
Студия «Неофит»