Стадный Инстинкт — насколько он оправдан? Что такое Стадность? Психология толпы или что такое стадное чувство.

29.02.2024

Наша радость по поводу иллюзорного разрешения, с помощью этой формулы, загадки массы - будет краткой. Очень скоро нас станет тревожить мысль, что по существу-то мы приняли ссылку на загадку гипноза, в которой еще так много неразрешенного И вот новое возражение приоткрывает нам дальнейший путь.

Мы вправе сказать себе, что обширные аффективные связи, замеченные нами в массе, вполне достаточны, чтобы объяснить одно из ее свойств, а именно, отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией всех других, снижение его, так сказать, до уровня массового индивида. Но при рассмотрении массы как целого, она показывает нам больше: черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность аффектов, неспособность к умеренности и отсрочке, склонность к переходу всех пределов в выражении чувств и к полному отводу эмоциональной энергии через действия - это и многое другое, что так ярко излагает Ле Бон, дает несомненную картину регресса психической деятельности к более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей или у детей. Такой регресс характерен особенно для сущности обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных, искусственных такая регрессия может быть значительно задержана.

Итак, у нас создается впечатление состояния, где отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других. Вспомним, сколько этих феноменов зависимости входит в нормальную конституцию человеческого общества, как мало в нем оригинальности и личного мужества, и насколько каждый отдельный индивид находится во власти установок массовой души, проявляющихся в расовых особенностях, сословных предрассудках, общественном мнении и т. п. Загадка суггестивного влияния разрастается, если признать, что это влияние исходит не только от вождя, но также и от каждого индивида на каждого другого индивида, и мы упрекаем себя, что односторонне выделили отношение к вождю, незаслуженно отодвинув на задний план другой фактор взаимного внушения. Научаясь таким образом скромности, мы прислушаемся к другому голосу, обещающему нам объяснение на более простых основах. Я привожу это объяснение из умной книги В. Троттера о стадном инстинкте и сожалею лишь о том, что она не вполне избежала антипатии, явившейся результатом последней великой войны. Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта, который прирожден человеку так же, как и другим видам животных. Биологически эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, а в духе теории либидо дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства.


Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Уже страх маленького ребенка есть проявление стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают. Но стадо отвергает все новое, непривычное. Стадный инстинкт - по Троттеру - нечто первичное, далее неразложимое.

Троттер указывает ряд первичных позывов (или инстинктов), которые он считает примарными: инстинкт самоутверждения, питания, половой и с1адныи инсчиню Последний часто находится в оппозиции к другим инстинктам. Сознание виновности и чувство долга характерные качества gregarious animal. Из стадного инстинкта исходят, по мнению Троттера, также и вытесняющие силы, открытые психоанализом в "Я", и то сопротивление, на которое при психоаналитическом лечении наталкивается врач. Значение речи имело своей основой возможность применить ее в стаде в целях взаимопонимания, на ней в большой степени зиждется идентификация отдельных индивидов друг с другом.

В то время как Ле Бон описал главным образом характерные текучие массообразования, а Мак Дугалл стабильные общественные образования, Троттер концентрировал свой интерес на самых распространенных объединениях, в которых живет человек, дал их психологическое обоснование. Троттеру не приходится искать происхождения стадного инстинкта, так как он определяет его как первичный и не поддающийся дальнейшему разложению. Его замечание, что Борис Сидис выводит стадный инстинкт из внушаемости, к счастью для неги излишне Это объяснение по известному неудовлетворительному шаблона; перестановка этого тезиса, т. е, что внушаемость - порождение стадного инстинкта, кажется мне гораздо более убедительным.

Однако Троперу с еще большим правом, чем другим, можно возразить, что он мало считается с ролью вождя в массе; мы склонны к противоположному суждению а именно, что сущность массы без учета вождя недоступна пониманию. Для вождя стадный инстинкт вообще не оставляет никакого места, вождь только случайно привходит в массу, а с этим связано то, что от этого инстинкта нет пути к потребности в Боге; стаду недостает пастуха. Но теорию Троггера можно подорвать и психологически, т. е. можно по меньшей мере доказать вероятие-, что стадный инстинкт не неразложим, не примерен в том смысле, как примирен инстинкт самосохранения и половой инстинкт.

Что позднее проявляется в обществе, как корпоративный дух, и т. д., никак тем самым не отрицает происхождения его из первоначальной зависти. Никто не должен посягать на выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать, или, что то же самое, они бы не могли предъявлять на это прав. Это требование равенства есть корень социальной совести и чувства долга. Неожиданным образом требование это обнаруживается у сифилитиков в их боязни инфекции, которую нам удалось понять с помощью психоанализа. Боязнь этих несчастных соответствует их бурному сопротивлению бессознательному желанию распространить свое заражение на других, так как почему же им одним надлежало заразиться и лишиться столь многого, а другим - нет? То же лежит и в основе прекрасной притчи о суде Соломоновом. Если у одной женщины умер ребенок, пусть и у другой не будет ребенка. По этому желанию познают потерпевшую. Социальное чувство основано на изменении первоначально враждебных чувств в связь положительного направления, носящую характер идентификации. Поскольку было возможно проследить этот процесс, изменение это осуществляется, по-видимому, под влиянием общей для всех нежной связи с лицом, стоящим вне массы. Наш анализ идентификации и нам самим не представляется исчерпывающим, но для нашего настоящего намерения достаточно вернуться к одной черте,-к настойчивому требованию уравнения. При обсуждении обеих искусственных масс - церкви и войска - мы уже слышали об их предпосылке, чтобы все были одинаково любимы одним лицом - вождем. Но не забудем, требование равенства массы относится лишь к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть равными меж собой, но все они хотят власти над собою одного. Множество равных, кои могут друг с другом идентифицироваться, и один-единственный, их всех превосходящий - вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе. Итак, высказывание Троттера: человек есть животное стадное, мы осмеливаемся исправить в том смысле, что он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарем орды.

Эта статья будет посвящена людям, которые привыкли жить по «стадному принципу». С точки зрения банальной эрудиции стадо, как индивидуум критически метафозируя в своей абстракции оно не может быть игнорировано теоретическим субъективизмом – это так звучит понятие человеческого стада в пособии по психологии.

От ценности единиц зависит то или другое значение суммы… Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, то есть суммированных нулей, где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем… Ницше

Но, мы все прекрасно знаем, что стадо – это люди у которых есть свои лидер. Ярким примером стада являются, так называемые «Баунти», с фильма «Bad girls» (в главной роли Lindsay Lohan, советую посмотреть на досуге). Баунти – это школьное стадо, которым орудует Реджина Джордж — лидер. Принцип его такой – что скажет нам Реджина, то и будем делать.

Да, с одной стороны быть в таком стаде неплохо: у тебя есть свое определенное место (весельчака или модницы, например), все думают и относятся к разным вещам одинаково и вообще тебе не надо особо напрягать свои мозги, потому что за тебя все решает лидер.

Толпа не любит одиночек; она признает только фальшивых людей, подражающих во всем друг другу. Толпа презирает каждого, кто держится особняком, кто отстаивает свои права, защищает свою свободу, поступает по-своему, невзирая на последствия. — Ошо

Но не все так хорошо как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы стада . К уже выше перечисленным плюсам некоторые мои знакомые (которые живут по «стадному принципу») они относят: понимание друг друга, легкость общения, взаимную помощь и… А не напоминает ли вам это некую закрытую секту. Шутка. Да, неплохо если ты занимаешь определенное место в стаде, но возникает встречный вопрос: «Кто я, если нет рядом стада?».

Самым большим недостатком стада есть то, что в нём ущемляется и уничтожается индивидуализм человека . Это подразумевает под собой некорректное поведение, которое считается в стаде неправильным: ты не можешь сделать что-то без согласования других, а если сделаешь – Goodbye стадо. Немного радикально, но это так. Всем известно с истории СССР понятие коллективизма.

Толпа может простить что угодно и кого угодно, только не человека, способного оставаться самим собой под напором её презрительных насмешек. — Айн Рэнд

В некой степени оно себя, может быть, и оправдало, но к чему это привело – к развалу Советского Союза. По сути СССР (при всех его плюсах) – то же самое стадо, только в более масштабном понятии.

«Стадный принцип» жизни с нами каждый день: кто-то с подруг купил себе какую-то новую модную кофточку, как буквально на следующий день у всех остальных подруг появляется практически похожая, кто-то из друзей начал курить новые сигареты и все нахваливая эту новую марку сами начинают курить такие же.

Людей можно терпеть только в одиночку, толпа слишком близка к животному миру. — Франц Грильпарцер

Это, как безусловный рефлекс Павлова (когда у собаки вырабатывался желудочный сок при включении лампочки), который вырабатывается, но от которого можно с легкостью избавится.

Люди которые выражают свою индивидуальность и не состоят в стаде со всех сторон получают в ответ некое давление. Просто стадо уничтожает всех, кто не входит в его состав: поднимается «грязное белье» индивидуалиста, возникают сплетни и вообще делается все по принципу «Если ты не такой как все, значит тебе вообще нету места на этой планете».

Знаете, почему это делается? Все потому, что стадо боится индивидуалистов. Это связано с тем, что индивидуалист, в моральном и психологическом понятиях, намного сильнее этих сторонников стадной жизни.

Люди которые не боятся проявить максимум энтузиазма и креативности добиваются наивысших результатов как в жизни , так и в признании в обществе (со временем, конечно). Я не имею ввиду выделятся с толпы красными волосами и множеством татуировок на теле (хотя как вариант — очень даже ничего). Просто не поддаваться давлению со сторон и не всегда «подстраиваться» под других, проявляя свой характер и натуру.

В дополнение к перечисленным в книге « » инстинктам, рассмотрим ещё один, так называемый, «стадный инстинкт». Мы будем под ним понимать необъяснимое стремление человека (стадного животного тоже) присоединиться к своему стаду .

Фактически мы объясняли в книге « », что это стремление, проистекает только из , поскольку именно в стаде надёжнее всего индивиду сохранить свой ген. И ничего принципиально нового для нас стадный инстинкт не несёт.

Однако, столкнувшись на днях со следующим определением стадного инстинкта в Википедии:

Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным.

Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе «The Instincts of the Herd in Peace and War», искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.

я понял, что мы должны подробнее разобрать этот вопрос.

Прежде всего, опираясь только на , покажем наше полное несогласие со всеми положениями этого определения.

  • Во-первых, как показано в , самостоятельного инстинкта самосохранения не существует. Есть только одноимённое следствие из Закона (или Инстинкта) Сохранения Гена.
  • Во-вторых, искать причины и производные стадного инстинкта НЕ бессмысленно, так как он как раз таки НЕ первичен.

Напомним по ходу, чем различаются первичные и вторичные утверждения (или инстинкты). Если из утверждения A следует утверждение B, а из утверждения B не следует утверждение A, то утверждение A будем называть первичным, а утверждение B вторичным или следствием из А.

Если бы стадный инстинкт был первичным, то чем объяснить регулярные распады стада? Особенно постоянные изгнания из стада молодых, вошедших в репродуктивный возраст самцов или наоборот престарелых самцов?

А объясняются они очень просто, через

  • Молодые подросшие самцы начинают представлять угрозу для генетической чистоты потомства гарема доминантного, но ещё не старого и сильного самца.
  • Изгнанные молодые самцы покидают стадо и начинают искать возможность образовать своё стадо не из стадного инстинкта, а с единственной целью сохранить свой ген.

«А почему изгоняют старых самцов?» -спросите вы. Да почти по той же причине.

  • Обычно это состарившийся доминантный самец, проигравший турнирный бой за свой гарем новому молодому самцу-претенденту, но ещё не потерявший репродуктивную силу и потому которого надо постоянно контролировать. К тому же старый самец очень скоро превращается в обузу и лишний рот, неспособный самостоятельно добывать себе пищу. Конец таких старых одиноких самцов всегда печален.

Как видим, никакой стадный инстинкт не работает и всё упирается в !

А сейчас вредный читатель должен спросить: «А почему тогда не изгоняют престарелых самок, не способных к продолжению рода?» Ответ опять прост.

  • Престарелые самки, как правило, прекрасные няньки и часто просто необходимы для ухода и воспитания потомства доминантного самца, т.е. причина всегда одна: !

Тем не менее, мы будем в дальнейшем употреблять термин Стадный Инстинкт, помня про себя, однако, что он есть простое следствие .

Описанную выше ситуацию особенно хорошо можно наблюдать в львином прайде или слоновьем стаде. Такая незавидная итоговая судьба самцов львов и слонов после выполнения ими программы не является исключением.

У других видов она может быть ещё печальнее: у пчёл трутни погибают сразу после соития, у кузнечиков и пауков самцы сразу поедаются самками после совокупления. Этот грустный по отношению к самцам список можно продолжать очень долго, и он подталкивает к ещё более невесёлым мыслям.

Теперь меня терзают смутные сомнения, что также или почти также в далёком историческом прошлом обходились с нашим братом «мужиком».

Вы спросите: Основания? Объясняю: Человечество 3-4 миллиона лет жило, практически ничем не отличаясь от окружающего его животного мира, движимое только тем же . Следы человеческого каннибализма учёные находят во всех частях света и до самого последнего времени. То же самое верно и в отношении человеческих жертвоприношений.

Зачатки гуманистической морали появились, можно сказать, вчера по историческим меркам и нет серьёзных оснований считать, что в человеческом стаде к самцам относились в глубокой древности лучше, чем к самцам в остальном животном мире.

Вот теперь мы приступим к исследованию стадного инстинкта в самом интересном стаде — человеческом обществе. В самом интересном, потому что у человека появляется ещё одна важная опция, которой нет в животном мире. Это !

Стадный инстинкт сидит в человеке так же, как и в любом другом стадном животном и в подавляющей массе своей человек следует ему. Благо это или зло? Мы попытаемся дать здесь исчерпывающий, насколько это возможно, ответ на этот вопрос.

Список этих людей за всю историю человечества, по всем видам его деятельности, чрезвычайно мал. Несколько тысяч. Не больше. В любом случае малая толика процента от всего населения.

Как-то в молодости я спросил своего друга: “Если вся цивилизация была создана этой малой толикой процента, то зачем Бог создавал всех остальных?” Ответ был замечателен: “Для того, чтобы рожать эту малую толику процента!”

И вообще представить себе общество, состоящее сплошь из гениев, полностью свободных от стадного инстинкта, невозможно! Оно бы мгновенно развалилось!

На днях слушал телевизионную беседу-интервью двух умнейших людей, Дмитрия Гордона и Виктора Шендеровича. Они тоже говорили о стадном инстинкте и пришли к выводу, что он, этот инстинкт, всегда есть зло, приводя правильные примеры разрушительного действия этого инстинкта в Советском Союзе и нацистской Германии, и что всё правильное и доброе делается людьми-одиночками без этого инстинкта.

При всём моём уважении к этим собеседникам, я никак не могу согласиться с обоими этими утверждениями.

  • Во-первых, что плохого в стадном инстинкте, когда он поднимает человека вместе со всем его народом на защиту Родины, на Революцию?
  • Во-вторых, люди, подобные Сталину и Гитлеру, тоже были абсолютно свободны от стадного инстинкта. Но, при этом эти люди, ненавидевшие , искусно манипулируя стадным инстинктом толпы, привели свои народы в двадцатом веке к самым страшным катастрофам в истории человечества.

Отметим, что во всех тоталитарных обществах таких, как например, фашизм или коммунизм, следование за своим «стадом» или, другими словами, воспитание стадного инстинкта становится государственной политикой, и любое отклонение от него жестоко наказывается. Жившие при коммунистах или при нацистах, это прекрасно помнят.

Отношение к стадному инстинкту в обществе, особенно среди интеллигенции, достаточно надменно-презрительное. Если вы откроете Гугл на эту тему, то сразу увидите кучу статей о том, как избавиться от стадного инстинкта. При этом подавляющая часть общества, слепо и неукоснительно подчиняясь этому инстинкту, стесняется признаться в этом.

Гимном всех, кто считает себя свободным от стадного инстинкта, служила когда-то книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», написанная Ричардом Бахом в 1970 году.

А теперь подумаем всегда ли нужно ли стыдиться стадного инстинкта? Почему мы, не задумываясь, бежим за толпой в случае опасности?

Вспоминаются телевизионные картинки наводнения от цунами в Таиланде в 2004 году, когда толпы людей беспорядочно начали разбегаться в разные стороны. Выжили только те, кто грамотно начал взбираться на возвышенности или побежал вверх по лестницам многоэтажных крепких отелей, а также те, кто побежал вслед за ними, следуя стадному инстинкту.

В конце своей беседы Гордон с Шендеровичем пришли к единому выводу, что когда видишь бегущую куда-то огромную толпу, то сразу убегай в сторону. Как мы видим из приведённых выше примеров, совет этот в общем случае неверен.

Надо знать, зачем бежит толпа, какие у неё лозунги, не покушаются ли они на чьи-нибудь права на или ?

В хрестоматийных примерах коммунизма и нацизма их лозунги совершенно открыто призывали уничтожить эти права у дворян, богатеев, буржуазии в первом случае, и у евреев и других неарийских рас – во втором.

Сам Принцип Демократии, когда меньшинство обязано подчиняться большинству, и есть самый, что ни на есть Стадный Инстинкт! Кто и когда доказал, что большинство право? Никто и никогда! Ничем иным, как стадным инстинктом это не объяснить.

Но, как показывают вышеприведённые примеры, Демократия не всегда гарантирует правильный выбор решения, что и произошло в Германии в 1933 году.

Самой последней ошибкой Демократии стал Брексит, где его сторонники победили с преимуществом менее 2%. Ошибкой, потому что Брексит не даёт роста Свободы Выбора ни в чём, наоборот понижая в целом его уровень в Британии. Это станет очевидным всем сразу через несколько лет после его реализации Брексита, если только он не будет вообще отменён повторным референдумом. Наиболее «продвинутые» британцы предвидят это уже сегодня.

Однако, демократически принимая власть большинства, мы рассчитываем, что его решение окажется чаще всего правильным и история это подтверждает. Более того, если Демократия сделала ошибку, но механизмы Свободы Выбора (демократические институты) сохранились, то эта ошибка может быть достаточно быстро исправлена.

Никаких, к чёрту особых исторических путей и национальных особенностей нет! Есть просто опережение и отставание. И это легко доказать!

Если, например, есть два государства А и В с разными формами правлениями, образами жизни и по прошествии некоторого времени форма правления в государстве В и образ жизни становятся такими, как в А, то это означает только одно: государство В эволюционно отстаёт в развитии от государства А.

Мы знаем много примеров стран, где женщины, традиционно носившие хиджаб, начинают с риском потери личной свободы (Иран) снимать их, и мы не знаем примера ни одной страны, где шёл бы обратный процесс.

Здесь, конечно, не в счёт тот случай, когда недавно в Египте на короткое время к власти пришли исламисты и на женщин насильственно надели хиджабы. Это была чистая кратковременная флуктуация.

И ещё одна интересная мысль: страны, где пришедшие к власти бессменные президенты пытаются всеми правдами и неправдами, подлогами и махинациями продлевать свою власть, напоминают животные стада или звериные стаи, управляемые тоже бессменными вожаками, доминантными самцами до тех пор, пока их ослабевших не свергают самцы моложе и сильнее. Отсюда делайте вывод, какое общество ближе к своему первобытно-звериному историческому началу.

Ну а теперь, сформулируем обещанный ответ на поставленный в заголовке вопрос: Стадный инстинкт это добро или зло? Надо ли следовать стадному инстинкту?

Из всего сказанного выше следует, что детерминированного ответа на этот вопрос нет! Есть только вероятностный ответ. Лучше всего всегда думать своей головой.

Но если у вас нет собственного решения, то лучше всего примкнуть к той группе, где вы больше всего видите признанных авторитетных и умных людей.

Ну, а если вам придется выбирать решение случайным образом, то присоединяйтесь к самой большой группе, в надежде, что там должны быть умные опытные люди.

Ни один из этих советов не даст вам стопроцентную гарантию. Только вероятность!

Вообще говоря, наш окружающий мир принципиально не детерминирован. Он вероятностен и вопросов, ответы на которые вероятностные, больше чем вопросов с детерминированными ответами. Первыми это поняли физики в начале прошлого века, когда полезли в микромир.

В заключение приведу пример из новостной ленты последнего времени о вспышках заболевания кори в таких цивилизованных странах, как Франция.

Дело в том, что эти вспышки явились следствием того, что некоторые родители отказываются вакцинировать своих детей. Одни из ортодоксально религиозных причин, другие, начитавшись о том, что вакцинирование имеет побочные эффекты. И те и другие ссылаются на личную свободу выбора того, что касается их детей.

Однако, если вероятность побочного эффекта - это единицы на тысячи, то вероятность заразиться здоровому ребёнку при тесном контакте с больным практически стопроцентная. Тем более при современных передвижениях людей абсолютно надёжный карантин обеспечить практически невозможно.

Вот и выбирайте после этого вероятность, которую предпочтёте. В связи с этим во Франции поднимаются дискуссии о принудительном ограничении личной , когда есть угроза обществу, т.е. остальных.

Помнится, что в Советском Союзе вакцинировали всех детей, не спрашивая ни их самих, ни их родителей. Против такого принудительного вакцинирования я бы возражать не стал.

Кармак Багисбаев, профессор математики, автор книги

Шушарина Виталина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Научно-исследовательская работа

СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Работу выполнила:

Шушарина Виталина, ученица 9А

Класса

Руководитель: Козьякова Т.А.,

Учитель истории и обществознания

Райчихинск

2018 г

  1. Введение…………………………………………………………………
  1. Основная часть………………………………………………………….
  1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт» …………
  1. «Авто синхронизация» или «Закон 5-ти процентов» ……………….
  1. Практическая часть ……………………………………………………
  1. Как чувство стадности влияет на подростков и молодых людей. Социальный эксперимент
  1. Причины проявления стадности у подростков………………….
  1. Социализация подростков…………………………………………
  1. Насколько ты в «стаде»? (диагностика)……………………….
  1. Заключение…………………………………………………………….
  1. Вывод……………………………………………………………….
  1. Список литературы……………………………………………………
  2. Приложения

Приложение 1. Карточки для проведения эксперимента по определению

Чувства стадности у подростков…………………………..

Приложение 2. Анкета «Насколько силен в вас стадный инстинкт?»……

Приложение 3. Результаты диагностики среди учащихся 8-10-х

Классов ………………………………………………………

Приложение 4. Процентное соотношение по уровню стадного инстинкта

Среди учащихся 8-10-х классов …………………………….

Приложение 5. Распределение среди учащихся по классам по уровню

Стадного инстинкта………………………………………….

16-17

  1. ВВЕДЕНИЕ

В октябре 2010 года в Африке разбился самолёт, который совершал рейс из столицы Конго Киншаса в городок Бандунду. Крушение произошло при заходе на посадку. При этом погибли двадцать пассажиров и два пилота. Выжил только один пассажир, которого сразу же увезли в больницу. Причина катастрофы оставалась загадкой, так как самолет был современным, технически исправным, а пилоты обладали необходимой квалификацией. Однако после опроса выжившего пассажира картина прояснилась. То, что он рассказал, повергло всех в шок. Один из пассажиров спрятал в сумку крокодила и тайком пронес в салон. При заходе самолета на посадку крокодил каким-то образом выбрался из сумки. Стюардесса в панике побежала в кабину пилотов, пассажиры тоже запаниковали и побежали следом за ней. Центр тяжести самолета сместился к носовой части, и он стал падать. Пилоты попросили пассажиров вернуться на свои места, но было уже слишком поздно. Самолет вошел в штопор и на полной скорости врезался носом в землю. А крокодил выжил, потому что находился в хвостовой части самолета.

Вы думаете, самолет разбился из-за крокодила? Нет, это произошло из-за паники. На самом деле крокодил был маленьким и в худшем случае мог кого-нибудь укусить, но об этом никто не думал. Все копировали действия других, руководствуясь правилом: все бегут – значит нужно бежать, поддаваясь так называемому стадному инстинкту.

О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт», известно каждому. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Лидирующие позиции занимают религия, политика и реклама. Особенно сильно «стадный инстинкт» проявляется в подростковом возрасте. Что является причиной этого, почему толпа всегда способна повлиять на личность и уничтожить индивидуальность? Каким образом работает этот эффект? Ответы на эти вопросы я постаралась найти в своей работе.

Объект моего исследования – стадный инстинкт и его проявления.

Цели исследования:

Выяснить, как влияет стадный инстинкт на формирование личности и социализацию современного подростка;

Показать, что со стадным инстинктом можно и нужно бороться;

Определить доступные способы для борьбы с ним.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научные данные и данные из Интернет-ресурсов по вопросам социализации и стадному инстинкту.

2. Провести диагностику среди учащихся 8-10-х классов на определение уровня формирования у них стадного инстинкта.

3. Обработать результаты и оформить их в виде диаграмм и сравнительных таблиц.

4. Экспериментально и практически доказать актуальность эффекта авто синхронизации или закона «5-ти процентов».

Методы исследования:

Поисковый и социологический опрос, экспериментальный метод.

Гипотеза:

Стадный инстинкт сопровождает человека на всём жизненном пути. Но бороться со стадным инстинктом и внушаемостью необходимо для развития неповторимой совокупности индивидуальных качеств личности, а, следовательно, здорового социума.

Научная новизна данной работы состоит в том, что я изучала стадный инстинкт на примере закрытого социума и сделала вывод, что проблемы с социализацией подростков являются глобальными для нашего общества и решать их следует безотлагательно.

Практическая значимость: данные настоящего исследования могут быть использованы на уроках обществознания и могут помочь старшеклассникам задуматься о плюсах своей индивидуальности и успешной социализации.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Попробуйте ответить на вопрос: считаете ли вы себя независимым ни отчего? Если да, то могу вас разочаровать, ваша зависимость уже заложена на уровне инстинктов.

2.1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт»

Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.

Инстинкт стадности – наблюдаемая у многих видов животных потребность жить в крупных структурированных группах (стадо, стая, орда).

По В.Троттеру (английский социальный психолог и хирург) – желание человека присоединяться к определённым группировкам и социальным группам, их вождям и подражать их поведению.

  1. «Авто синхронизация» или закон 5-ти процентов

Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга. Данная особенность проявляется и у людей.

Дабы избежать обвинений в скрытой рекламе, приведу пример без ссылок на производителя и марку. Одна весьма известная компания готовилась «выбросить» в продажу новый смартфон. Когда отгремели рекламные ролики, была названа точная дата появления новинки на прилавках. И вот в означенный день люди вышли из домов и увидели у салонов мобильной связи огромные очереди. На вопрос что, собственно, собираются продавать, люди в очереди крутили пальцем у виска. «Ну, ты даешь! Смартфон Х, конечно же!» В тот же день смартфоны были сметены с прилавков подчистую. Люди, сформировавшие очередь, были не покупателями, а наемными «рекламными стендами». Их задача была проста: стоять в очереди и говорить, что продают. Остальное оставалось за стадным инстинктом. И он сработал на «отлично».

А теперь давайте вернемся к начальному эпизоду с крушением самолета в Конго. Из двадцати девяти человек, находившихся на борту самолета, выжил только один пассажир. Остальные поддались панике и погибли.

Все эти действия можно объяснить понятием авто синхронизации . Впервые это явление было замечено в древнем Египте. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. (Теория так же может называться ДОТУ - Достаточно общая теория управления ).

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если нам не понравилось выступление какого-либо докладчика или артиста, мы машинально рукоплещем им из-за аплодисментов зала. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. Как чувство стадности влияет на подростков и молодых людей

Чтобы узнать, как чувство стадности влияет на них, я провела социальный эксперимент с учащимися 9-10 классов.

Я пригласила 5 подростков в учебный класс и показала им две карточки. На первой карточке три линии разной длины – линия 1, линия 2 и линия 3, на второй карточке – одна линия. (Приложение № 1). Ребятам было предложено назвать номер самой длинной линии. Однако один из учеников не знал, что остальные были заранее предупреждены и называли номер неверной линии. То есть их попросили отвечать неправильно. В результате испытуемый, поддавшись мнению толпы, тоже назвал номер неверно.

В поведении этого молодого человека нет ничего необычного: из 5 молодых людей, проходивших этот тест, трое ответили неверно. Они раз за разом повторяли то же, что говорили их товарищи. У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишь два человека нашли в себе силы и выступили против группы.

Это яркий пример того, что давление сверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являются подростки.

Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из предупреждённых учеников назвал линию правильно, вероятность того, что и обследуемый ученик сделает то, что считает правильным, заметно возросла бы. Это означало бы, что, у него есть друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу. Тогда у него самого тоже добавилось бы мужества. Но когда подросток совсем один, ему очень трудно отстоять свое мнение. Отсюда возникает множество вопросов и проблем. И у самих детей, и у «взрослых» родителей. Необходимо понять всем, что люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Это зачастую относится не только к детям, но и к «взрослым» родителям.

Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?

  1. Причины проявления стадности у подростков

В подростковом периоде мы, зачастую, чувствуем себя неуверенно, мы сами себе не нравимся, очень боимся насмешек и того, что друзья нас отвергнут. Наши проблемы кажутся нам и без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И мы одеваемся как все, говорим, как все, и все наши идеи становятся такими, как у всех. Мы боимся поднять руку, когда знаем правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Мы стараемся вести себя как можно «безопаснее».

Все эти типы поведения имеют нечто общее : они порождены ощущением неуверенности. Я говорю о боязни быть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку, боязни не понравиться, потерпеть неудачу… Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов.

Все мы знаем, что вредные привычки подростков являются серьёзной проблемой современного общества. Алкоголизм, табакокурение, наркомания чаще всего случаются, когда не курящему и не пьющему не хватает сил и воли сказать друзьям, предлагающим это попробовать впервые, «нет!» или «Ни за что!». И многие делают это, совершенно точно зная, какие губительные последствия могут быть. «Как все!» - о чём потом многие сожалеют.

Давайте вспомним художественный фильм режиссёра Ролана Быкова «Чучело» о шестикласснице Лене Бессольцевой. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино . В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Это яркий пример проявления стадности среди подростков.

В целом можно сделать вывод, что стадный человек, а тем более в подростковом или раннем юношеском периоде, одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада или оказаться в стаде последним.

  1. Социализация подростков

Социализация подростков - один из важнейших вопросов современности. Именно в подростковом периоде появляется желание выделить себя среди других, наблюдается критическое отношение к обществу, нормам поведения, то есть в свои права вступает стадия индивидуализации , самоопределения «Мир, и я» и эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как в характере и мировоззрении подростка всё ещё очень неустойчиво.

«С кем ты?» - вот самый главный вопрос для подростка. То, что ты можешь быть сам по себе, в голове у подростка, которым ещё мощно управляет стадный инстинкт, не укладывается. Другой, значит ты нам враг. И тут приходит вывод: носи крутую одежду, жуй крутую жвачку, имей телефон как у всех, и ты будешь вполне успешен в этом обществе, главное, потреблять всё то, что и члены данного коллектива. Ярче всего это проявляется в подростковом возрасте, когда социализация осуществляется в общении и деятельности. В этом возрастном периоде постигаются азы выстраивания взаимоотношений с социумом и зачастую подростки общаются только с теми, кто разделяет их мнения и увлечения. Необходимо подчеркнуть огромное значение процесса воспитания как семейного, так и в школе в борьбе с формированием стадного инстинкта. Именно этот целенаправленный процесс формирования личности в определённых социальных условиях, поможет усвоить подросткам успешный социальный опыт, приобрести личные качества, необходимые для дальнейшей самореализации в жизни. Именно воспитание создаёт платформу для формирования устойчивых свойств личности с 18 до 25 лет, когда в свои права вступает устойчиво-концептуальная социализация.

Социализация – это освоение различных социальных ролей, а также усвоение этических и культурных ценностей и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех процесса социализации зависит от трех основных факторов:

1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.

2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.

3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.

Уже в самом термине «конформизм» я заметила схожесть со стадным инстинктом. Значит ли это, что более удачно войдет в общество тот, кто последует всем его правилам, и не будет пытаться нарушить привычный ход вещей?

  1. Насколько ты в «стаде?»

Возникает вопрос: «Получается, лучше всех социализируется тот, у кого наиболее сильно развит стадный инстинкт?»

Для того чтобы это выяснить я провела диагностику: насколько силен стадный инстинкт в подростковом и раннем юношеском периоде, а именно у учеников 8-10-х классов. (Приложение №2, 3)

Мои исследования показали, что стадный инстинкт на нормальном (среднем) уровне показали всего 21,1% опрошенных учеников. (Приложение № 4). Эти люди в большинстве случаев идут за толпой (лидерами), но если это сильно противоречит их желаниям и принципам, то они могут проявить индивидуальность .

Это и есть будущие законопослушные и благополучные члены общества. Эти подростки в будущем станут средним классом и проживут спокойную и размеренную жизнь.

Нужно отметить, что зависимость от чужого мнения заметно ослабевает в старших классах: 40% в 8 классе и 16,7% в 10 классе. (Приложение № 5). Это можно объяснить разными этапами социализации: например, 8 класс- это этап индивидуализации , 9 класс, который находится в периоде переформирования - этап интеграции, а 10 класс – этап адаптации в новом коллективе. Именно в 9 классе у подростков появляется смелость, появляются качества, выделяющие его из толпы, так как наступает время показать себя. В этот момент у обследуемых мною подростков проявляются индивидуальные свойства личности.

В 9 классе больше всего людей готовых идти за коллективом, т.е. конформистов. Они находятся в сплоченном коллективе, внутри которого превалирует дружеская обстановка. Поэтому люди с сильным стадным инстинктом не видят смысла отгораживаться от остальных, или пытаться проявить себя. Они успешно интегрировались.

Но при этом 9 и 10 классы показывают одинаковые результаты проявления сильного стадного инстинкта в момент отбора.

Необходимо подчеркнуть, что в 10 классе больше всего людей со слабым стадным инстинктом. И это связано с тем, что в новом окружении каждый держится обособлено. У них еще трудно выявить лидеров и «стадо».

В целом социализация, проходящая в старших классах, очень важна. В этот период жизни человек решает много значимых вопросов, которые в дальнейшем определят его судьбу. Именно сейчас становится понятно, кто сумеет устроиться в жизни, а кто так и не займет свое место в социуме.

В итоге, опрос показал, что большинство подростков обладают стадным инстинктом на среднем уровне, а значит, успешно социализируются, найдут нормальную работу, заведут семью и станут благополучными членами общества.

А вот те, кто попал в процент людей с сильным стадным инстинктом (32,4 %) (Приложение № 5), находятся в «зоне риска». Они подвержены влиянию больше всего, причем, не только позитивному воздействию, но и негативному. Эти подростки уже сейчас идут за коллективом, абсолютно не думая о себе, своей безопасности, своих интересах. При этом они могут быть активными, постоянно находящимися в курсе событий, модными, но лишь в угоду кому-то. Эти люди - отличные потребители, на них производители и делают большую часть своей прибыли. Причем потребляют они не то что им нужно, а то, что преподносится как товар, помогающий поддержать свой социальный статус.

Но и первая, и вторая группа людей будут делать так, как делают все, то, что делают все, чтобы если не поднять, то хотя бы удержать свой социальный статус. Ведь современный подросток крайне зависим от общественного мнения.

Следует отметить, что современная психология предлагает много способов борьбы со стадным инстинктом * . Каждый человек может корректировать его, овладевая определёнными знаниями:

Необходимо сохранять спокойствие и душевное равновесие в любой жизненной ситуации. Если мы возбуждены или эмоционально перевозбуждены - мы мишень для манипуляторов. Спокойствие – главное оружие против них;

Эмотивные (сенситивные) и экзальтированные характеры обладают высоким уровнем стадного инстинкта. Необходимо четко осознавать сильные и слабые стороны своей личности и работать над ними;

Импульсивность – двигатель стадного инстинкта. Это качество личности появляется ещё до того, как человек успел обдумать свои действия и о котором он очень сожалеет в дальнейшем. Ставьте «ограничители» на такие поступки;

Постоянный анализ своего поведения позволит включить разумный (интеллектуальный) уровень своего поведения, даст свободу выбора, и, следовательно, позволит сознательно управлять течением своей жизни;

Не обязательно быть бунтарём и идти против толпы. Но как важно дать понять людям, что у вас чёткая жизненная позиция и личные предпочтения;

Надо любить себя, уважать себя, достойно, а может быть и как порцию лекарства, воспринимать критику со стороны окружающих. Помните: «Мёртвую собаку не бьют». Если вас критикуют, значит, вы значимы;

Работайте постоянно над вашей самооценкой, её адекватностью;

Занимайтесь интересными делами;

Включайте юмор! Именно это качество делает человека интересным и «душой компании»;

Общайтесь с разными людьми, уважайте их и их мнение, даже если совершенно с ним не согласны;

Свои интересы, интересы своей семьи ставьте превыше всего, не превращая это в эгоцентризм.

Такое поведение не позволит стадному инстинкту возобладать над вами, управляя вашим поведением.

Не предъявляйте слишком высоких требований к подростку ни дома, ни в школе;

Уделяйте каждому достаточно внимания;

Всегда владейте информацией об окружении вашего ребёнка;

Не требуйте от него быть первым во всём, это часто приводит к нервным срывам;

Уважайте личность своего ребёнка или ученика, собственным примером научите его этому;

Научите подростка регулировать своё поведение, исключать агрессию в общении, так как именно она осложнит всю его дальнейшую жизнь конфликтами.

Всё это позволит ребёнку в подростковом периоде сформировать правильные поведенческие реакции и не позволит перейти в крайние варианты нормы.

Это поможет ему в процессе социализации делать правильный выбор, формируя собственную «Я - концепцию».

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По сути, на ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, идти за всеми, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы.

  1. Вывод

В ходе своей работы я выяснила, что стадный инстинкт непрерывно сопровождает подростков на данном отрезке их жизненного пути. Мы руководствуемся им в своих поступках и желаниях, действиях и мыслях.

Но, познавая этот удивительный мир, получая разнообразные знания, анализируя буквально лавинообразный поток информации о человеке в разные возрастные периоды его жизни, проблемы, возникающие, в том числе, и в подростковом периоде, мы приходим к выводу, что нерешаемых проблем нет, особенно, когда рядом семья, опытные школьные наставники. ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!

Сейчас мы пока боимся делать его, но мы уже готовы выбирать, учитывая все нюансы, обозначенные в данной работе!

Ведь скоро мы станем полноценными членами социума. Мы уже понимаем, что будем выбирать не просто вещи или продукты, мы будем выбирать своё будущее и будущее нашей страны!

Перефразируя известный политический слоган, я хочу закончить мою работу, обращаясь к ученикам подросткового возраста, словами: «Выбирай правильно, а то проиграешь!»

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Стадное чувство – www.pulsar.net .
  2. Н.Ферстнер. Стадное чувство. www.paeoffice.ru .
  3. Дмитрий Галамога. Что такое стадное чувство. – www.TopAuthor.ru .
  4. Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер. «Стадное чувство» или закон 5 процентов.
  5. Дмитрий Жилин. «Синдром толпы или стадное чувство». www.Татьяна Корчма.рф.
  6. Катастрофа в Конго в Бандунду. www. Ru.wikipedia.org.

Приложение 1

Рис.1 Карточки для проведения эксперимента по определению чувства стадности у подростков

Приложение 2

«Насколько силен в вас стадный инстинкт»

А) да Б) нет

2. Все бегут, побежите ли вы?

А) да

Б) нет, я буду стоять на своем месте

В) попробую узнать, что происходит

3. Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?

А) потому, что у многих такой телефон и он крутой

Б) в нем много функций

В) старый сломался

4. Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеются над

Ней?

В) я буду носить эту вещь реже

5. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?

А) да, так комфортнее

Б) нет, мне комфортнее одному

В) мне нейтрально

6. Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать, измените ли вы свое

Поведение или нарочно будете его продолжать?

А) не изменю

Б) зависит от того, в какой форме об этом сказано

В) если упрек справедлив, то я изменю

7. Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда

Все вокруг утверждают нечто другое?

А) да Б) нет

8. Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?

А) нет, я не буду никому подчиняться

Б) правильно, мы должны подчиниться более умным, и опытным

Людям. Так будет лучше для меня самого

9. Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и

Поступки

А) да, эти люди помогают мне принять решение

Б) нет, я сам думаю и знаю, что мне делать

В) я не знаю

Приложение 3

Вопросы

8 кл

9а кл

9б кл

10 кл

У вас самостоятельная работа. Вы учили тему, но у ваших друзей есть верные ответы. Воспользуетесь ли вы ответами?

да

нет

Все бегут, побежите ли вы?

да

нет, я буду стоять на своем месте

попробую узнать, что происходит

Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?

потому, что у многих такой телефон и он крутой

в нем много функций

старый сломался

нет, меня не интересует мнение других

да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись

я буду носить эту вещь реже

Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеется над ней?

нет, меня не интересует мнение других

да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись

я буду носить эту вещь реже

Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать: измените свое поведение или нарочно будете его продолжать?

не изменю

зависит от того, в какой форме об этом сказано

если упрек справедлив, то я изменю

Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда все вокруг утверждают нечто другое?

да

нет

Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?

нет, я не буду никому подчиняться

правильно, мы должны подчиниться более умным и опытным людям. Так будет лучше для меня самого

Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и поступки

да, эти люди помогают мне принять решение

нет, я сам думаю и знаю, что мне делать

26,7%

нормальный

33,3%

сильный

всего

100%

9а класс

слабый

30,4%

нормальный

21,8%

сильный

47,8%

всего

100%

9б класс

слабый

62,0%

нормальный

19,0%

сильный

19,0%

всего

100%

10 класс

слабый

нормальный

8,3%

сильный

16,7%

всего

100%

Общий результат

слабый

46,5%

нормальный

21,1%

сильный

32,4%

всего

100%

Таблица 2. Процентное соотношение по уровню стадного

Инстинкта среди учащихся 8-10-х классов

Приложение 5

Диаграмма 1 Сравнение распределения по уровню стадного

Инстинкта среди учащихся по классам

Диаграмма 2 Распределение учеников 8-10-х классов по уровню

Инстинкта в процентном соотношении

Былинина Алена

1. Введение

Всем животным в природе свойственен стадный образ жизни. Стадо - иерархическая система, в которой каждой особи отведена своя роль. Иногда (обычно в применении к хищникам) это называется не стадом, а стаей, но сущность стада не меняется от того, что его назвали по-другому.

В человеке тоже есть инстинкт стадной иерархии. По сути, человеческое стадо отличается от стада животных только тем - какие качества определяют ранг особи в стаде. В отличие от животных, физическая сила играет у людей гораздо меньшую роль; гораздо важнее величина кошелька, принадлежность к тому или иному общественному классу и т.п. Но лишь внешние признаки стадного ранга. Сам механизм действия стадного инстинкта у людей практически не отличается от такового у животных.

Цель исследования:

Выяснить, почему люди любят сливаться с толпой. Легко ли человеку поддаться стадному инстинкту. Как избавиться от этого качества.

1.Рассмотреть теорию данного вопроса.

2. Выяснить с помощью литературы о людях, которые, боясь выделиться из толпы совершали правонарушения.

3. Провести анкетирование среди подростков на тему: «Легко ли вам слиться с толпой?». Сделать выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIII региональный фестиваль-конкурс

исследовательских работ и творческих проектов обучающихся в области социально-гуманитарных наук, искусства и культуры

«Свой путь к открытиям»

« Стадный инстинкт.

Почему люди идут на поводу у других».

http://zoonovosti.by/board/post23460.html