Почему я люблю играть в компьютерные игры. Почему нам так нравится играть

27.10.2023

Она адресована всем, кто увлекается онлайн- и офлайн-играми, и даже тем, кто вообще не играет, но интересуется новыми способами мышления и решения проблем.

Главный вопрос вынесен в подзаголовок: «Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир». Автор показывает, что игровой процесс - не просто развлечение, а присущий XXI веку способ совместной работы, которую можно направить на решение реальных проблем - от голода и нищеты до изменения климата и мировых конфликтов.

Совместная работа

В апреле 2009 года игроки Halo 3 отметили весьма волнующую общую веху - 10 миллиардов убитых в войне против их виртуального врага, Ковенанта. Чтобы достичь важнейшей вехи, игроки Halo 3 на протяжении 565 дней сражались в вымышленной Великой войне, защищая Землю от альянса злобных инопланетных рас, стремящихся уничтожить человечество. За это время игроки Halo 3 сформировали крупнейшую армию на Земле, пусть даже и виртуальную. Более 15 миллионов человек сражались от имени Космического Командования Объединенных Наций, действующего в этой научно-фантастической игре. Это примерно половина общей численности действующего личного состава двадцати пяти крупнейших армий реального мира, вместе взятых.

Достижение такого показателя, как 10 миллиардов убитых, не было случайным, бездумно обеспеченным широкими игровыми массами. Игроки Halo предприняли для этого скоординированные действия. Они восприняли 10 миллиардов убитых как символ того, что их сообщество способно на многое, и хотели, чтобы это было нечто большее, чем какие бы то ни было достижения любого другого игрового сообщества. Поэтому все напряженно работали над тем, чтобы каждый из них играл в Halo как можно лучше. Геймеры обменивались рекомендациями и стратегиями, а также организовали круглосуточное совместное продвижение кампаний.

В конце концов игроки Halo достигли своей цели и наводнили интернет-форумы, чтобы поздравить друг друга и рассказать о своем вкладе в общее дело.

В чем смысл?

Возможно, вы сейчас думаете: «Ну и что? В чем смысл? Ковенанта не существует. Это просто игра. Что особенного игроки сделали, что стоило бы праздновать?»

С одной стороны, ничего. Уничтожение ковенантов не имеет никакой ценности, сколько бы их ни было - один, десять или даже сто миллиардов. Даже самые преданные фанаты Halo знают, что никакого значения спасение человеческой расы от вымышленного вторжения инопланетян не имеет. Нет предотвращения реальной угрозы. Нет спасения жизни реальных людей.

С другой стороны, несмотря на то что уничтожение игровых врагов не имеет ценности, это не значит, что оно лишено смысла.

Смысл - это осознание причастности к большому, общему, а не личному делу. Он дает нам убежденность в том, что наши поступки имеют значение не только для нашей собственной жизни. То, что наполнено смыслом, важно не только для нас самих или наших друзей и членов семьи, но и для гораздо большей группы: общины, организации, а то и всего человеческого рода. Все мы ищем более глубокий смысл, пытаясь найти больше способов улучшить общую картину мира, больше вариантов оставить в нем след.

Мы не можем иметь значение вне широкого социального контекста.

Именно в этом состоит суть совместной работы в игре Halo 3. Дело не в том, имеет ли ценность уничтожение ковенантов, а в том, что достижение масштабной цели вместе с миллионами единомышленников приносит удовлетворение. Это занятие наполнено смыслом. Когда игроки посвящают себя осуществлению такого замысла, как уничтожить 10 миллиардов ковенантов, они приобщаются к великому делу и вносят в него значительный вклад.

Для поиска реального смысла не нужно делать нечто, имеющее реальную ценность, - нам просто необходима возможность внести свой вклад.

Нужен способ связаться с людьми, которых интересует та же глобальная цель, что и нас, какой бы условной она ни была. И нам нужен повод задуматься о поистине эпическом масштабе наших совместных действий.

Эпичность и благоговение

По сравнению с играми реальность заурядна. Игры делают нас частью чего-то большего и придают нашим действиям эпический смысл. Эпичность - одна из важнейших идей в современной игровой культуре. Этим словом геймеры описывают свой самый запоминающийся и приносящий удовлетворение игровой опыт.

Согласно весьма удачному определению, эпическим называется то, что существенно превосходит обычное по значению, масштабу и интенсивности. Геймеры обожают эпические игры, и для этого есть причина. Дело не просто в том, что больше значит лучше, просто нечто более масштабное внушает большее благоговение.

Благоговение - уникальное чувство. По мнению многих специалистов по позитивной психологии, это самое всепоглощающее и приятное позитивное чувство, которое может испытывать человек. Нейропсихологи называют его «вершиной положительных эмоций». Мы испытываем благоговение, когда осознаем, что находимся рядом с чем-то более значимым, чем мы сами.

Без сомнения, именно это чувство испытывает игрок Halo 3, говоря, что от этой игры у него мурашки бегают по телу. Это ощущение - типичный физический симптом благоговения, наряду с ознобом, гусиной кожей и комом в горле. Способность испытывать благоговение служит своего рода эмоциональным радаром для определения значимой деятельности. При этом каждый раз мы понимаем, что нашли вероятный источник смысла, реальную возможность принести пользу, сплотиться, внести вклад в достижение важной цели. Другими словами, благоговение не просто вызывает приятные ощущения, оно вдохновляет нас на добрые дела.

Разработчики игр лучше всех знают, как заставить людей прилагать максимум усилий и как вознаграждать за тяжелый труд. Они знают, как обеспечить взаимодействие и сотрудничество в некогда невообразимых масштабах. Кроме того, они постоянно изобретают новые способы мотивации игроков к выполнению все более сложных задач.

Хотите стать экспертом по современным играм, обрести новые способы мышления и узнать, как виртуальное может менять реальность к лучшему?

Подготовлено по материалам книги «Реальность под вопросом» .
Картинки поста:

10+1 причина того, почему мы делаем то, что делаем.


Статья из серии «хулиганский геймдизайн». О геймдизайне пишет системный аналитик и программист, работавший какое-то время назад в геймдеве (ни разу не гейм дизайнер).



Люди не любят терять время.

Да, немногие вещи, мы ценим так дорого и тратим так бездарно.


Особенно обидно терять время на ожидание. И ещё более обидно, когда время есть, а занять нечем. Эти паузы легко заполняются играми. Делать нечего – так хоть поиграю.


Потом часто оказывается, что на играх мы «теряем» больше времени, чем сэкономили. Но такое ли оно потерянное?


Да, за это время мы могли бы построить дом, посадить дерево, поймать бобра, который пришёл грызть наше дерево… Да и завести детей проще, когда не сидишь за компом до утра. Не говоря о том, чтобы их вырастить.


Но, положа руку на сердце, считаем ли мы время, проведённое в играх таким уж потерянным?
Даже, если и считаем, то не до конца искренне. Почему? Потому, что есть ещё причины, по которым люди играют в игры. Например…

Люди любят фантазировать

В детстве мы представляем себя героями любимых книжек и фильмов. Играем в космонавтов, воинов, врачей. Проживаем жизнь героев, наслаждаемся их эмоциями. Это никуда не девается и после.


Для хорошей фантазии нужны рамки: сказочное королевство, исторические события, определённые жизненные обстоятельства. А игры, в отличие от кино и книг, не только задают рамки. Но и позволяют участвовать в полюбившемся мире.


А чтобы мир полюбился, нас достаточно удивить. Ведь…

Люди любят удивляться

Удивляться и восхищаться. Всё необычное привлекает наше внимание. Именно игры, которые нас удивляют (игровой механикой, графикой, игровым миром) и притягивают нас к себе.


Нам очень нравится всё новое, ни разу ещё не виденное, потому что…

Люди любят учиться

Да, да. Мы с самого рождения чему-то учимся. Ходить, держать ложку, складывать и вычитать. И продолжаем учиться до глубокой старости. Учиться – это же не только сидеть за школьной партой и «грызть гранит» в универе.


В повседневной жизни мы тоже учимся. Оптимизируем маршрут от дома до работы. Учимся включать-выключать свет не глядя. Выбирать из сортов макарон самый съедобный… Даже бомжи постоянно прокачивают скиллы, например, поиска алюминиевых банок. Хотим этого мы или не хотим, но постоянно учимся.


Может это и не основной инстинкт, но высокая приспособляемость человека – это результат его каждодневного обучения. Есть животные, применяющие инструменты для достижения своих целей. Но цивилизацию построили люди. Которым всегда мало того, чему они уже научились.


Любая игра – это и есть обучение. Навыки, которые развивают игры, в 99% случаев понадобятся только в играх. Но это обучение в чистом виде. Когда мы начинаем играть в новую игрушку, мы неловкие, невнимательные, делаем много ошибок. Но проходит совсем немного времени и…

Люди любят достигать цели

Очень любят. Во многом потому, что получается не так часто, как бы хотелось. В реальной жизни особенно. Даже те цели, которые кажутся достижимыми и достижение которых, зависит вроде бы только от нас… Даже они, бывает, внезапно делают финт хвостом в самый поганый момент.


Жизнь слишком вариативна, чтобы все планы сбывались. А вот игры инвариантны (представьте себе). Они именно так и проектируются, чтобы наиболее привлекательные цели в них были бы достижимыми. Наиболее широкой аудиторией. По крайней мере, те игры, которые эту аудиторию имеют.


Так что же, делать все игры казуальными? Нет, потому что…

Люди любят бороться

Побеждать? Побеждать тоже. Но, именно, бороться. Нам требуется борьба.


Мы социальные существа. И, как у всех социальных существ, у нас постоянно происходит возня за место в стае. И даже не за первые места. Не за пульт машиниста, а хотя бы за удалённость от туалета в плацкартном вагоне. Но если в поезде мы можем просто купить билет на хорошие места (если вовремя подсуетимся), то в жизни наше положение в любой общности создаётся нами самими. Явно или неявно.


Единственный путь что-то изменить в текущей расстановке – это борьба. Вызов. «Шуточные» пикировки, демонстрация достижений в культуризме или финансовом плане, «дружба» за кого-то или против кого-то. Много всего есть.


Всё это сублимируется в игрушки. И, чем более чётко наше место жизни определено, тем более хочется этот вызов бросить. Тем более, что его можно бросить не злому начальнику, а не менее злому виртуальному боссу (да и завалить последнего попроще).


А за победу…

Люди любят получать вознаграждение

Халяву? Нет, именно вознаграждение. В реале с этим есть некоторые проблемы.


Сколько раз нам обещали… Закончишь проект досрочно – пойдёшь в отпуск в июле (ага, конечно – кто отпустит в отпуск человека, который «тащит» проекты?). Проработаешь ещё три месяца прибавим зарплату (нет, мы конечно тобой довольны, но ты и так тут больше всех получаешь…) Ну и так далее.


В играх с вознаграждение проще. Ты знаешь, что оно будет и, часто, знаешь какое. Правда порой за двухнедельный эпический квест рандом выкидывает общеизвестную деталь моржа. А разработчики искренне считают, что это смешно и справедливо (ведь там же в рандоме полно вкусных рулезов). Но они просто не читали эту статью.


Люди любят определённость и стабильность

В играх простые правила. Во многих играх вообще правила нарушить нельзя – физически. Движок слишком простой.


Да, конечно, есть громадное количество всяких читеров, но по сравнению с реалом, подавляющее большинство игр просто фантастический заповедник законности.


И при всей искусственно созданной «несправедливости» игр, нам нравится, что здесь всё чётко и разложено по полочкам. Назадротил – получи. Начитерил – попался – получи. Поматерился – помолчи. Можно отдохнуть от того агрессивного мира, что нас окружает. Или от того, который создан средствами СМИ (ну любят они нас пугать).


И тут есть огромное поле для проявления хомячей натуры…

Люди любят накопления

Да, да. В реале мы отвыкли копить съестное – его можно купить в магазине. Копить вещи в сундуках нынче еще глупее. Копить деньги в «твёрдой», неподверженной инфляции, валюте или золоте не у всех получается. Обычно прямо наоборот – расплатиться бы с долгами, прежде чем влезть в новые.


А в играх мы радостно копим. Игровые деньги, улучшения, крутые шмотки, ачивки и репы. И хотя админы стараются сделать чтобы у игроков не нарастал жирок (особенно в F2P), но как же приятно почувствовать себя Скруджем Макдаком, заглядывающим в своё хранилище.


На самом деле в большинстве игр есть прямая, косвенная, скрытая или комбинированная инфляция. А в сетевых играх постоянно идут нерфы/фиксы. Но, соотнося временные рамки игр и реальной жизни, мы радуемся стабильности.


А ещё есть возможность прыгнуть выше головы…

Люди любят азарт

Почти в любой игре есть «казино». Даже в тетрисе может придти, а может не придти N «длинных» подряд. Это тоже проекция реала. Первобытному охотнику может посчастливиться найти большую вкусную дичь, попавшую в очень стеснённые обстоятельства. Землекопу может попасться клад. И даже неазартные люди играют в реале в рулетку – взять хотя бы работу. Появится ли судьбоносная вакансия в тот момент, когда ты ищешь работу или нет?

Во многих семьях довольно часто можно видеть подобную картину, когда один из ее членов увлеченно играет в компьютерные игры. Причем посвящает он данному занятию длительное время. В результате даже возникают определенные непонимания в семье, укоры и претензии, ведь близким уделяется совсем мало времени и часто их просьбы остаются без внимания.

В некоторых случаях любовь к компьютерным играм способна привести к игромании, такой своеобразной болезни. Ее опасность в том, что человек полностью погружается в игры, выпадая из реальной. Его жизнь становится виртуальной, а это отражается на всем, что происходит в действительности.

Так почему же людям так нравятся компьютерные игры, и они готовы играть их часами?

Люди, играющие в компьютерные игры

Имеется распространенное заблуждение, что преимущественно в компьютерные игры играют подростки. Однако это не совсем так. Подростки скорее более открыто обсуждают собственные игры. Взрослые же считают данный факт несколько смущающим либо вовсе постыдным. Поэтому продолжают играть, но среди посторонних людей и друзей данный факт не афишируется. К тому же доступ к компьютерам больше у молодых людей. Поэтому их процент гораздо выше.

Компьютерные игры, фактически, способны захватить человека любого пола, возраста, профессионального и семейного статуса.

В целом среди населения в компьютерные игры 23% женщин и 34% мужчин. Процент по возрасту следующий:

18 — 30 лет — 49%;

31 — 45 лет — 35%;

46 — 60 лет — 13%.

Причины, по которым люди играют в игры

1. Развлечение.

Это главная причина. Попробовав один раз, уже бывает трудно остановиться. Бывает людям просто заняться не чем, и они по совету, либо, натолкнувшись на какую-нибудь компьютерную игрушку, начинают играть. Им нравится – появляется привыкание. И постепенно это минутное развлечение превращается в настоящее увлечение.

К тому же стоит отметить, что существуют интеллектуальные игры, которые напрягают умственную активность. В результате мозг привыкает к этому и уже трудно обойтись без ежедневной игры,

2. Проблемы в жизни .

Среди них следует отметить:

— несформированная психика;

— в реальной жизни нет ярких моментов;

— конфликты;

— проблемы в семье;

— неудачи в школе, на работе, в институте;

— сексуальная неудовлетворенность и другие проблемы.

Проблемы есть всегда и у всех. Однако все решают их по-разному. Естественно на помощь в эту трудную минуту приходят игры!

Однако есть загвостка – следует быть очень осторожными, ведь игровой мир не разрешит существующих проблем. К тому же игры затягивают, вызывая определенное привыкание и зависимость, которая может быть сильнее, чем . Может даже развиваться игромания.

3. Самореализация и самоутверждение.

Самоутверждение свойственно каждому человеку, однако лишь до определенного возраста. Богатство, высокая должность, ум, красота – все это есть в игре. Оно проявляется через статистику, бессмертность и другие показатели, которые могут быть невероятно высокими.

Самореализация представляет стремление человека выделиться и проявить себя в обществе людей. Человек в игре часто довольно легко самореализуется, ведь здесь нужно лишь малая толика усилий, тогда как в жизни приходится долго и усиленно бороться.

Чем опасны компьютерные игры?

Как говорилось выше, игры – это самый простой способ достижения цели, но только виртуальной. В жизни все остается так же. И часто человек видит себя успешным лишь в игре. Он погружается в нее полностью, забывая о реальности. И на это он может тратить по многу часов – возникает зависимость. Он становится игроманом, для которого понятия жизнь и игра меняются местами.

Американские ученые доказали, что люди, увлеченные компьютерными играми, счастливее тех, кто отдыхает, читая книжки или выращивая огурцы на даче. У любителей игр реже бывают депрессии, они легко общаются, не подвержены стрессам и умеют извлекать удовольствия из мелочей.

К компьютерным играм у нас сложилось вполне определенное отношение. Отрицательное. Мы неоднократно слышали и читали, что это очень вредная и даже опасная вещь, потому что приводит к зависимости. А любая зависимость – признак психологического неблагополучия.

Вот мы и следим за тем, чтобы наши дети и мужья, не дай Бог, не пристрастились к компьютерным играм. Но даже если, к счастью, они не проявляют признаков зависимости, играя в свои «стрелялки», все равно мы недовольны. По нашему мнению, компьютерные игры – глупое занятие, пустая трата времени, которое можно использовать гораздо разумнее.

Однако новейшие исследования психологов способны напрочь развеять наши страхи и заблуждения, в корне изменив отношение к данной теме (проблеме?). Оказывается, все не так плохо, а даже очень хорошо, потому что компьютерные игры делают людей… счастливее.

Любопытные исследования

Американские ученые, проведя исследования, доказали, что взрослые люди, увлеченные компьютерными играми, счастливы в гораздо большей степени, чем те, кто в свободное время читает книжки или вскапывает огород. Самое главное – риск заболеть депрессией гораздо ниже именно у тех, кто привык отдыхать за компьютером!

Конечно, каждый волен критически воспринимать информацию о результатах любых исследований. Однако у нас нет повода не верить американским ученым, ведь никто же не доказал пагубное воздействие игр на эмоциональную сферу человека. И к тому же, говоря о любителях игр, мы отнюдь не имеем в виду геймеров, игравших до потери сознания. Это крайность. Нас же интересует, что происходит с нормальными, адекватными людьми, когда они садятся за компьютер…

1. Они чувствуют себя детьми

Какое главное занятие в детстве, кроме спать, есть, гулять? Конечно же, играть! В форме игры ребенок познает мир, учится в нем жить, находить контакт со сверстниками, функционировать в социуме. Вспомните, с каким чувством вы садились за стол, чтобы поиграть с родителями в лото. С какой серьезностью играли в дочки-матери или казаки-разбойники. А сейчас вполне взрослые люди с тем же предвкушением удовольствия усаживаются за компьютер, как только расправятся с ужином.

Запомните: в этот момент в них просыпается ребенок, они получают массу положительных эмоций. Гласное – не дать им заиграться, потерять представление, где реальный мир, а где – виртуальный. Договоритесь с мужем (другом, сыном…), сколько времени он будет проводить за игрой – не больше часа, и оставьте его в покое на это непродолжительное время. Пусть порезвится. Но самая главная польза, которую можно извлечь из пристрастия к компьютерным играм, – спроецировать азарт игры на любые другие занятия: просмотр фильмов, чтение, выпиливание лобзиком и так далее и тому подобное… Просто человек должен запомнить охватывающее его чувство увлеченности и научиться испытывать его не только занимаясь хобби, но и работая.

2. Они снимают стресс

Жизнь взрослых людей полна напряженности. Мозг иногда просто закипает от лавины информации. Мы постоянно что-то кому-то должны. Мы каждый день сталкиваемся с неприятностями и пытаемся их ликвидировать. Проблемы с детьми, небезоблачные отношения с родителями и партнером, сложные ситуации на работе… Все это рано или поздно приводит к стрессу. Но ведь стресс опасен для нашего здоровья, и не только психического!

Огромное количество болезней возникают на фоне переутомления: беспокоит сердце, болит желудок, скачет давление. Некоторые пользуются проверенным, но опасным средством: снимают напряжение алкоголем, сексом с малознакомыми людьми. А некоторые поступают разумно – играют в компьютерные игры. В процессе игры мозг переключается, наступает расслабление, и тревожные мысли улетучиваются, неприятные ощущения исчезают.

3. Они развивают свое воображение

Компьютерные игры, действительно, развивают воображение. Человек следит за сюжетом, к тому же ассоциирует себя с главным героем. Что ж, развитое воображение – прекрасное качество, необходимое во многих профессиях. Но даже если ваша работа не связана с творчеством, богатое воображение вам все равно не помешает – уж точно сделает приятным и желанным собеседником.

4. Они более успешны в социальных контактах

Бывают ситуации, когда нам необходимо завоевать расположение важного для себя человека или просто познакомиться с ним и завязать отношения. Так вот, для тех, кто играет, это не проблема – они найдут возможность поинтересоваться, не увлекается ли их визави компьютерными играми. И если да, развитие отношений и переход их в необходимое русло обеспечены!

5. Они учатся управлять своей жизнью

Многие любители игр прошли через зависимость от компьютерного виртуального мира. И научились контролировать себя и свою жизнь. Ведь если человек день и ночь проводит за игрой, то это не игра виновата, а он сам. Он позволил своим не лучшим качествам – слабости, разгильдяйству, безответственности – возобладать над собой, поработить себя. И многие рано или поздно понимают это, берут себя в руки и учатся управлять собой, своими желаниями. Находить равновесие между обязанностями и развлечениями. Они знают, как сладостна победа над собой.

6. Они развивают свой мозг

Потому что во время игры развивается зрительно-двигательная моторика, совершенствуется координация. Известно же, что развитие мелкой моторики у ребенка стимулирует его интеллектуальный рост. Так что виртуозное владение «мышкой» тоже самым благотворным образом воздействует на наши мыслительные и прочие способности. К примеру, игроки лучше других водят автомобиль, не натыкаются на углы и косяки в квартире и вообще хорошо соображают.

7. Они укрепляют дружеские связи

Любое общее дело, увлечение укрепляет взаимоотношения между людьми. Что уж говорить о компьютерных играх! Если ваши друзья так же любят это занятие, как и вы, ваша дружба никогда остынет, ваше взаимное притяжение не ослабеет. И встречаться с друзьями вам вовсе не обязательно на «нейтральной территории». У вас дома или у друзей вам будет в сто раз комфортнее. И, между прочим, подмечено: встречи в домашней обстановке оставляют намного более приятное впечатление.

8. Они учатся достигать целей

Любая игра сопряжена с . Это может быть, к примеру, переход на новый уровень или что-то другое. И если человек учится достигать целей в виртуальном пространстве, то рано или поздно он перенесет приобретенные навыки в реальную жизнь. И здесь начнет демонстрировать развившееся упорство и настойчивость.

9. Они учатся терпению и все превращают в удовольствие

Уметь абстрагироваться от окружающей обстановки. сохранять спокойствие, терпеливо переносить не самые приятные моменты жизни – этому тоже помогут компьютерные игры. Как? Представьте: вы стоите в очереди, предположим за билетами на самолет, который должен перенести вас в чудесный заморский мир. Или вы застряли в очереди в банке либо в ЖЭКе... Чем вы сможете занять себя, чтобы не сойти с ума от скуки? Ну не разглядывать же стены и окружающих вас людей! С помощью планшета или смартфона вы легко переживете эти тягостные минуты и часы ожидания. Если у вас с собой есть гаджеты вроде Kinnect или Wii, вы никогда не заскучаете.