Как снимать с портретной тарелкой. Что такое портретная тарелка или как создать красивый портрет

15.10.2023

Портретная тарелка известна фотографам под множеством имен: преобразователь света или софтрефлектор, «бьюти диш» или просто «тарелка». Есть две ключевые характеристики тарелок:

Диаметр.

Портретная тарелка - что это и зачем?

Софтрефлектор иногда оснащается дополнительным оборудованием: рассеивателем из ткани и сотами. По сути своей это обычный рефлектор, но «доведенный до ума». Диаметр тарелки больше, чем стандартного рефлектора, есть несколько дополнительных конструктивных особенностей.

Чтобы портретная тарелка Profoto лучше отражала свет, в центре она оснащена рассекателем (дефлектором). Эта деталь прямые лучи равномерно распределяет по всей тарелке. Для направления света предусмотрено углубление. Наиболее точно и эффективно распределять свет помогут соты. Поставить их на портретную тарелку можно, если есть каемка.

Наиболее распространены следующие диаметры портретных тарелок:

От 400 мм до 410 мм - это самые маленькие;

От 550 мм до 560 мм - такие относят к категории среднего размера;

От 680 мм до 700 мм - большие тарелки для вспышки.

Диаметр 850 мм и больше того найти практически невозможно. Специалисты рекомендуют останавливаться на тарелках среднего диаметра. Маленькие софтрефлекторы пригодятся на небольших фотостудиях, а вот средние наиболее востребованы, если пространство для съёмки просторное. Большие софтрефлекторы подходят, чтобы делать групповые портреты.

Портретная тарелка для накамерной вспышки самого большого размера - залог того, что свет будет мягким. Обеспечено это тем, что объект будет освещен тарелкой в каждой своей точке, и это ведет к смягчению теней. Сравнить это можно с солнечной и пасмурной погодой. Если солнечные лучи вынуждены пробиваться сквозь облака, частично отражаясь от них, они освещают все объекты на улице под разными углами.

Как выбрать «бьюти диш»?

Если студия относительно маленькая, нужно помнить, что не получится поставить тарелку на достаточно большом расстоянии от объекта съёмки. Впрочем, это не будет проблемой, если нужно сфотографировать, например, просто портрет, а вот снимки в полный рост уже не нужны. В этом случае подойдет маленького диаметра портретная тарелка. Вспышки будут с нивелированными бликами при высоком качестве съемки. Что касается конкретных цифр, то высота головы, как правило, в пределах 30 см, а расстояние от макушки до груди - не более 1000 мм. При выборе объектива 50 мм в небольшой студии (2-3 метра по длинной стене, 1,5-2 метра по ширине) можно смело использовать портретную тарелку 410 мм.

Софтрефлектор маленького диаметра - это идеальный выбор для домашней фотостудии.

Для средней студии, то есть помещения от 3*5 метров и больше, рекомендовано остановиться на портретной тарелке среднего диаметра, то есть 560 мм. Еще больший размер нужен в том случае, когда студия действительно просторная и предполагается, что модель нужно будет отснять в полный рост.

Тарелка для любой ситуации

Наиболее востребована портретная тарелка для модных фотографий. Здесь в качестве модели - молодая девушка с красивой, чистой, ухоженной кожей. Наиболее эффектно подать ее можно, прибегнув к схеме расстановки оборудования «бабочка». Это позволяет получить рисующий свет.

Еще один важный момент - цвет портретной тарелки. Необходимо обратить внимание на углубление. Рекомендовано брать тарелку, у которой оно окрашено в серебристый, так как это повышает способность отражать свет. Эффект, подобный этому, удается получить, если применить очень качественную белую краску, что и делают многие производители.

Портретная тарелка: с чем комбинировать?

Чтобы сузить световой пучок, отражаемый от тарелки, можно установить специальные соты для софтрефлектора. Выбрав хорошие соты, можно тем самым полностью заменить прожектор. В современной фотоиндустрии эффекты, которые дает портретная тарелка с сотами, распространены очень широко.

Соты стоят достаточно дорого, и самый выгодный и надежный вариант - купить их в комплекте с тарелкой. По отдельности это выльется в еще большую сумму, а вот гарантии совместимости никто дать не сможет. Популярны среди профессиональных фотографов комплекты, включающие в себя:

Портретную тарелку;

Рефлектор;

Еще одно важное дополнение портретной тарелки - это белый рассеиватель. Установив его, тем самым фотограф получает в свое распоряжение полноценный круглый софтбокс. Прибегают к рассеивателю профессионалы нечасто, тем не менее производители почти всегда включают его в комплект к тарелке.

Тарелка и зонт: отличный дуэт

Использовать портретную тарелку можно в комплекте с зонтом. Собирать и разбирать его просто, на это нужно несколько секунд, да и транспортировка проблем не вызывает, поэтому такой комплект действительно распространен среди современных фотографов.

Выбирая зонт для работы с портретной тарелкой, нужно помнить, что диаметр должен быть не менее полутора метров. Комбинирование позволяет получить невероятно мягкие тени - таких при использовании только одной тарелки добиться невозможно. При этом тарелка обеспечивает точную геометрию, так как она отражает свет параллельно, а вот зонт дает рассеянный свет. Можно выбрать зонт с матовой поверхностью, отражающей лучи света. В комбинации с портретной тарелкой это позволит добиться очень мягкого света. Правда, будут иметь место небольшие потери света.

А вот серебряный зонт при работе с портретной тарелкой совершенно ни к чему. Эффект он дает точно такой же, как и тарелка, не усиливая и не ослабляя его. Зато можно взять зонт на просвет. Размер источника света от зонта не изменится, но это можно отрегулировать посредством портретной тарелки. Правда, она не сможет смягчить свет, и как раз с этим справится зонт на просвет. Он исключает появление теней по центру кадра и сглаживает ту тень, которую может создать тарелка.

Софтрефлектор своими руками: возможно ли?

Сделать софтрефлектор для внешней вспышки - задача не очень сложная. Следует иметь в своем распоряжении:

Две миски из пластика (20 см и 12 см диаметром);

Паяльник;

Очень крепкую нитку;

Мгновенный клей;

Приобрести практически все можно в любом хозяйственном магазине, стоит это буквально копейки. Что с этим делать?

Как сделать «бьюти диш» самостоятельно?

Изготавливается портретная следующим образом. Сперва нужно взять миску побольше и изнутри ее очень аккуратно оклеить фольгой, используя моментальный клей. Края необходимо обработать липкой лентой, чтобы фольга не задиралась. Маленькую миску следует обклеивать снаружи, также фольгой и тоже очень аккуратно. Далее проделывают отверстие в дне миски побольше - так, чтобы туда могла войти головка вспышки. При этом должны получиться четыре пластиковых лепестка. Их нужно сохранить. Как правило, пластиковые миски делают из достаточно толстого материала, но хрупкого, поэтому лепестки нельзя отгибать просто так, сперва следует подогреть места сгиба. Здесь и придет на помощь паяльник.

Если удалось все размеры соблюсти, насадка будет надеваться плотно. В этом случае никаких дополнительных креплений делать не надо, и можно переходить к следующей задаче - установке миски меньшего диаметра внутри ее большего собрата. Секрета тут никакого нет. Сперва паяльником в кромках обеих мисок проделываются три отверстия, затем берут очень прочную нитку и продевают ее сквозь полученные дырочки. Нитку нужно натянуть равномерно, затем откорректировать положение внутренней миски.

Система полностью готова, можно приступать к тестированию.

Если все было сделано правильно, можно заметить, что тени при использовании насадки стали менее плотными, их резкость уменьшилась, а вот блики потеряли свою яркость. Изображение, получаемое при использовании самодельной тарелки, контрастнее, чем без нее. Края теней получаются мягче, они рассеянные, а в центре тени сохраняется плотность, обеспечивая выразительность, реальность, глубину картинки.

Компания Profoto начала производство портретных тарелок системы OCF (Off-Camera Flash). Эти портретные тарелки отличаются тем, что они складные и лёгкие.

Зачем нужны портретные тарелки OCF Beauty Dish

Придумана была система Profoto Off-Camera Flashes(OCF) для двух мобильных вспышек от Profoto — и . Обе — революционные вспышки. — беспроводная система с аккумулятором внутри и относительно большой мощности(500 Дж), — световые головки подключены к аккумуляторному генератору(мощность 250 Дж).

Для сравнения приведу классическую портретную тарелку .

Вот с ней мы и будем сравнивать.

Дело в том, что классическая портретная тарелка не зря называется« Beauty dish»(в переводе« Тарелка для красавиц»).

Она даёт в меру мягкий свет, которые сохраняет контраст снимка. Портретные тарелки удобно применять для фотоъсемки фэшн и детей, а проще говоря всех молодых.

Но возить с собой классическую портретную тарелку на природу — та еще морока. Она довольно большая(52 см диаметром, 15.2 см глубиной) и увесистая(1.25 кг).

Понятное дело, пешком таскать такую тарелку не захочется. Тем более одной тарелки мало, к ней нужен тогда аккумуляторный генератор и световая головка.
Вес немалый и перемещать это всё можно только на машине.

Вот потому и появилась целая система OCF (Off-Camera Flash), где даже облегчённый.

Световая головка тоже значительно уменьшилась.

Маленький октобокс это очень хорошо, но распределение света у него немного другое. У него ровная засветка, а портретная тарелка даёт более темный центр и яркие края. Потому в наборе инструментов выездного фотографа она тоже нужна.
В конце концов каждый выберет своё.

Конструктивно — портретная тарелка OCF Beauty Dish имеет в два раза меньшую глубину, нежели OCF Softbox 2" Octa и дефлектор.

Что в комплекте

Во-первых, OCF Beauty Dish включает в себя белую и серебристую тарелки. Прямо как у старших портретных тарелок.

Внутри упаковки черный конверт с корпусом тарелки(ткань и спицы), дефлектором и рассеивателем.

Спидринг продаётся отдельно и об этом нужно подумать заранее.

Соберём тарелку.

На системе Profoto OCF очень интересная(и запатентованная) система сборки модификаторов света. Все спицы можно сначала вставить на половину, а только потом пройти по кругу и вставить их до конца. Это сильно облегчает и ускоряет сборку.

Теперь закрепим дефлектор(я его обозвал« паучком»). Он пластиковый и встает на растяжку из резинок.

Теперь это тарелка в сборе.

У вас есть выбор, закрепить на ней рассеиватель или соты. То и другое вместе не получится по идее изготовителя т.к. и то и другое крепится липучкой к корпусу портретной тарелки.

Причина во внешнем крепеже на липучках. И рассеиватель и соты крепятся в одно место, поверх корпуса тарелки

Но никто не мешает просто надеть соты поверх рассеивателя или наоборот. Более-менее держится.

Впрочем, Profoto комплектует OCF Beauty Dish только рассеивателем и соты я взял от октобокса OCF . Мне показалось использование сот на портретной тарелке даже более логичным, нежели рассеивателя. Так мы используем большую портретную тарелку.
Сама по себе тарелка и так даёт на мой взгляд оптимальной жесткости свет, а соты делают световой поток более направленным.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем

Тестирование портретных тарелок OCF Beauty Dish

Для начала проведём студийное тестирование на учебной модели. Это на мой взгляд оптимальный вариант т.к. она не двигается и освещена всегда с одного расстояния.

Что даёт портретная тарелка

Слева: вспышка без насадки, справа: вспышка с OCF Beauty Dish

Видно, что огромная тень под носом у модели сразу уменьшилась и смягчилась.

Обычная(металлическая) портретная тарелка Profoto

Слева: мет. портретная тарелка без сот, справа: мет. тарелка с сотами

Видите, какую большую роль играют соты, ограничивая световой поток. В случае без сот свет попал на фон, которых находился в двух метрах и подсветил даже правую сторону головы модели.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро»

Это портретная тарелка с серебристой внутренней поверхностью.

С рассеивателем

Слева: портретная тарелка без рассеивателя, справа: портретная тарелка с рассеивателем

Разница есть, но не такая значительная. Рассеиватель« съедает» примерно 0.5 стопа.

С сотами

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Соты выполняют свою функцию, ограничивая световой поток. В результате свет на фон не попадает и фото более контрастное, с черным фоном. Свет становится более жестким. Также соты съедают примерно 1 стоп экспозиции.

Просто серебристая портретная тарелка OCF Beauty Dish

Тарелка серебристая с сотами.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« белая»

Это портретная тарелка с белой матовой внутренней поверхностью.

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Есть ограничение светового потока, а смягчения света на модели не заметно.
Вероятно эффект будет значительный только на фоне, за спиной модели, если он близко.

Примеры

Просто белая портретная тарелка OCF Beauty Dish.

Белая портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро» VS OCF Beauty Dish« белая»

Слева: белая, справа: серебро

Судя по снимкам основная разница в отражающей способности. Серебряная тарелка позволит вам работать на меньшей мощности вспышки.

Классическая портретная тарелка VS OCF Beauty Dish

Слева: классическая портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка OCF Beauty Dish без сот

Прогулка с портретной тарелкой OCF Beauty Dish

Резюме

Чтобы не утомлять читателя огромным количеством снимков-сравнений, скажу, что OCF Beauty Dish вполне прилично работает как портретная тарелка. Если классическая портретная тарелка просто нуждается в сотах, то OCF Beauty Dish можно использовать и без сот. Я бы отдал предпочтение серебристой тарелке т.к. можно работать с меньшей мощностью вспышки и той же степенью« мягкости» света на модели.

В остальном же можно сказать, что сама идея Profoto OCF очень меня радует. Система представляет собой мобильный вариант, который вы можете легко взять на природу или в отпуск, не отказывая себе в удовольствии делать отличные снимки, используя« взрослые» модификаторы света.

Комплект и предоставлены Photoprocenter за что им большая благодарность!

Если вы можете себе позволить эту систему, то это отличный вариант для мобильного света!

Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор - это портретная тарелка (beauty dish).

Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.

портретная тарелка сбоку — сферическая форма


портретная тарелка без сот — видно дефлектор в центре

Соты. в данном случае это соты для стандартного рефлектора, но соты для портретной тарелки такие же, отличаются лишь принципом крепления

Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.

портретная тарелка без сот

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

Область применения

Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы . Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии . Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.

Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.

Примеры снимков с использованием портретной тарелки

портрет с использованием портретной тарелки

использование портретной тарелки с сотами в студии

Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.

блик в глазах от портретной тарелки

Форма портретной тарелки в зависимости от производителя

Наиболее именитые производители фотооборудования, такие как Broncolor и Profoto производят портретные тарелки параболической формы. Они сложнее в производстве, дороже, но призваны точнее фокусировать световое пятно. Выглядят подобные тарелки подобным образом...

У Broncolor портретная тарелка существует в двух вариантах: матово-белой поверхностью под названием Softlight reflector P-Soft и с серебристой шагреневой поверхностью под названием Beauty Dish reflector .

(красивое блюдо, или блюдо красоты).

Различаются софтрефлекторы в основном по двум основным параметрам - диаметру и по цвету внутренней отражающей поверхности. Также этот модификатор может оснащаться дополнительным тканевым рассеивателем и сотами. А теперь подробнее…

Софтрефлектор - ближайший «родственник» , только большего диаметра и с дополнительной деталью. Чтобы свет от осветителя отражался равномерно от всей поверхности тарелки, в середине стоит дефлектор (рассекатель), который призван распределять лучи, идущие от вспышки прямо, - по всей площади софтрефлектора. Углубленная форма тарелки позволяет сделать эти лучи направленными, а специальная каемка по краю данного модификатора предназначена для установки сот, за счет которых свет распределяется более точно.

Портретные тарелки продаются трех основных диаметров - 40-41 см , 55-56 см и 68-70 см . Иногда можно найти софт-рефлектор диаметром 85 см , но это большая редкость. Стандартом считается размер 55-56 см, именно его чаще всего применяют для портретной съемки.

Для компактных фотостудий приобретают тарелки 40-41 см. Для больших студий и групповых портретов - 68-70. Тарелка 85 см уже только для профи и для специальных проектов. Например, как на картинке ниже, когда по всей видимости была необходимость осветить всю сцену и потребовался очень мощный импульсный источник.

Естественно, чем больше тарелка, тем более мягкий свет она дает, потому что каждая точка на объекте съемке освещается из нескольких точек на источнике, тени образуются не резкие, а мягкие. Это наглядно можно увидеть на рисунке, где демонстрируется, как работает свет в солнечную погоду и в облачный день. Лучи после отражения или когда проходят через облака, преломляются и начинают „свою собственную жизнь”, освещают модель со всех углов.

Исходя из этого, можно понять, что чем ближе софтрефлектор к модели, тем мягче будет свет.

Как применить теорию на практике?

Если ваша портретная съемка проходит в маленькой студии, то отодвинуть далеко тарелку не представляется возможным. Если вы не можете отодвинуться подальше от модели и нет необходимости снимать в полный рост - вы приобретёте тарелку 41 см и останетесь довольны. Логичен вопрос „насколько студия должна быть маленькой” для тарелки в 41 см?

Какой бы ни была высокой модель, ее голова все равно примерно 25-30 см высотой, вместе с плечами и грудью - не более метра. Для съемки портрета такого размера с учетом дистанции, необходимой фотографу с 50 мм объективом, студия будет 2-3 метра длиной и 1,5-2 метра шириной.

Конечно, это очень маленькая студия! Да, у некоторых, даже очень хороших фотографов, не так много денег, они снимают дома, но тем не менее, хотят фотографировать хорошими инструментами, к которым, конечно же, относится и

Но даже для небольших домашних студий фотографы часто используют тарелки стандартного размера.

Для средней студии - от 3 метров шириной и 5 длиной уже стоит приобрести софтрефлектор стандартного размера - 56 см. И, конечно же, большая студия, где можно без проблем снимать моделей в полный рост, с гордостью сможет предложить своим пользователям большой софтрефлектор.

Цвет отражающей поверхности

В большинстве случаев внутренняя поверхность у софтрефлекторов серебристая, это улучшает ее отражательные способности. Но некоторые уважаемые производители еще выпускают их с белой отражающей поверхностью. О том, в чем разница у разных отражающих поверхностей, можно прочитать в статье про отражатели

Соты для софтрефлектора

Если перед фотографом стоит задача сузить пучок света, идущего от софтрефлектора, применяются соты.

Они создают эффект прожектора, чем нередко пользуются фотографы, когда хотят воспроизвести впечатление от освещения прожектором на сцене.

Соты - дорогой аксессуар для софтрефлектора, но достаточно важный, поэтому рекомендуется приобретать их в комплекте. обойдется дешевле и наверняка все детали будут совместимы, что сделает его более надежным в применении.

Белый рассеиватель

Если на софтрефлектор надеть белый рассеиватель, получится круглый софтбокс.

Очень часто такой рассеиватель идет в комплекте к софтрефлектору. Достаточно спорная вещь в своей необходимости для профессионального фотографа, потому что может пригодиться в редких случаях. Этот рассеиватель (в англоговорящих странах „sock-носок ”) убивает саму идею софтрефлектора, как направленного источника света.

Но даже если к вашей портретной тарелке не шел в наборе этот самый «носок», но вы хотите его сделать - сшейте насадку из жаропрочной ткани, так как она может подвергаться серьезному температурному воздействию.

Байонеты

С байонетом все просто! Софтрефлектор устанавливается в тот байонет, который есть на приборе. Есть софтрефлекторы со сменным байонетом (например, FALCON EYES), где задняя часть рефлектора установлена на винтах и ее можно относительно быстро поменять, заменив один адаптер другим.

Лучше всего при покупке проконсультироваться , менеджер поможет разобраться и подберет именно то, что нужно вам!


Гели

На софтрефлектор часто устанавливают . Их крепят на рефлектор с помощью , чтобы при нагревании тарелки они не отклеивались.

Про сами гелевые фильтры мы рассказывали в статье .

Нюанс применения с портретными тарелками один - фильтр должен по ширине быть чуть шире, чем сама тарелка.

Будьте внимательны, иногда встречаются гелевые фильтры шириной 50 см, в то время как ширина вашей тарелки может быть 55-56 см.

Григорий Васильев , фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»

12-минутный видеоурок от американского коммерческого фотографа Джоэла Граймса — о двух методах создания драматических портретов.

В обоих случаях Граймс применяет минимум оборудования; в первом варианте он использует только один источник света, во втором — добавляет два боковых.

Съемка ведется на фокусном расстоянии 24 мм, что делает акцент на верхнюю часть тела и усиливает впечатление драматичности. Для первого портрета Граймс использует портретную тарелку, чтобы сосредоточить свет на модели и частично на черном фоне. Это позволяет высветлить фон, сделать его серым прямо позади модели, что затем будет использовано при постобработке.

Граймс устанавливает значения ISO, диафрагмы и выдержки, которые, на его взгляд, будут оптимальны для данного случая — 100, f/7.1 and 1/200; после чего корректирует высоту и мощность своего модификатора, чтобы получить нужный эффект. Приподнимая портретную тарелку выше, он создает больше теней, добиваясь более драматического эффекта. Здесь главное не перестараться — если источник света будет слишком высоко, тени создадут некрасивые линии на лице.

Для второго портрета Граймс создает другой образ.

На этот раз его модель одета во все черное, и, чтобы персонаж не сливался с черным фоном, фотограф добавляет два источника бокового света и уменьшает мощность основного источника, чтобы не заглушать боковой свет и сохранить драматичность образа.