Как правильно говорить азан перед намазом. Нужно ли перед намазом самому читать азан? Азан для детей

16.10.2023

Одна из древнейших религий - ислам. Знакома она практически каждому человеку: кто-то исповедует её, а кто-то просто о ней слышал. Османская империя сражалась до последней капли крови не только для того, чтобы увеличить территорию владений, но и распространить свою веру. В исламской религии слово «азан» - это призыв к молитве. Попробуем разобраться, почему мусульмане с самого детства знают о значении этого слова, и как же правильно читается азан.

Пророк Мухаммед

Несмотря на то что в исламской религии был не один пророк, именно Мухаммед считается основателем и последним истолкователем воли Аллаха. Согласно легенде, однажды он собрал соратников на совет, для того чтобы решить, как должен звучать призыв к молитве. Каждый предлагал свой вариант, который был похож на обычаи других религий: звон в колокола (христианство), жертвоприношения, сжигания (иудаизм) и прочие. В эту же ночь один сахаба (сподвижник пророка Мухаммеда) - Абу Мухаммад Абдуллах - увидел во сне ангела, научившего его правильно читать азан. Это казалось невероятным, однако и другие соратники пророка также увидели точно такой же сон. Именно таким образом было решено исполнять призыв к молитве.

В чем суть ислама

В переводе с арабского слово ислам означает покорность. Именно на этом и основывается вся религия. Существует пять обязательных предписаний, которые должны покорно выполняться верующим мусульманином.

  • В первую очередь, это шахады, которые звучат примерно так: я свидетельствую, что для меня нет другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед его пророк.
  • Каждый день 5 раз обязательно проводят на арабском языке с выполнением определенных предписаний).
  • В течение обязательно соблюдается пост, и верующий не употребляет пищу от восхода до заката.
  • Хотя бы раз в жизни необходимо посетить Каабу в городе Мекка.
  • А также последним обязательным предписанием является пожертвование нуждающимся и в общину.

Интересно то, что в исламских странах религия и государство очень тесно связаны между собой. Например, перед каждым совещанием совета принято восхвалять Аллаха. Неверующему мусульманину (кафиру), как правило, очень сложно жить среди верующих, поскольку его могут посчитать врагом. Если во время азана человек не повторяет слова, то на него обязательно обращают внимание и смотрят с презрением. В Коране сказано, что люди, не верующие в Аллаха, - это враги, и их нельзя любить, даже если они являются родственниками. Мусульмане истинно верят в то, что однажды придет судный день, и каждому воздастся по заслугам.

Первый муэдзин

Муэдзин - это служитель, зовущий людей на молитву с минарета (башня, находящаяся рядом с мечетью). После того как порядок выполнения азана был утвержден, пророк Мухаммед приказал одному мусульманину с очень красивым голосом выучить эти правила наизусть. Этого человека звали Билал ибн Рабах, он и стал первым муэдзином в исламской религии. Кроме того, существуют сведения о том, что Билал от себя добавил в утренний азан слова «молитва лучше сна», а пророк Мухаммед одобрил это. Читать призыв к молитве могут только мужчины. Кроме того, в исламских странах проходят конкурсы на лучшее чтение азана. Это настолько красиво и завораживающе, что даже иноверцы наслаждаются его прослушиванием.

Основы чтения азана

Уникальным является тот факт, что в исламской вере даже призыв к молитве читается по определенным правилам и обрядам, которые никогда не меняются. Азан в Израиле читают пять раз в день, в одно и то же время. Также муэдзин должен стоять лицом в сторону кубической постройки (святыни) Каабы, находящейся в городе Мекке. Это очень важная святыня, с которой связаны множественные обряды, молитвы и, конечно же, азан. Текст, который читается лицом к Каабе, считается священным.

Также, к примеру, мусульманина, который умер, хоронят на правом боку, лицом к святыне, спать рекомендуется также именно в таком положении. Чтение молитв тоже связано с этим направлением, каждый верующий приблизительно точно знает, где она расположена. Кроме того, читающий азан поднимает кисти рук примерно к уровню головы, а его большие пальцы обеих рук при этом касаются мочек ушей.

Текст азана

Призыв на молитву у мусульманского народа состоит из семи формул, которые должны звучать в обязательном порядке. Никто и некогда не меняет азан. Текст звучит примерно так:

  1. Четыре раза прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  2. Два раза произносится шахада: "Я свидетельствую, что нет божества сопоставимого с Одним-Единственным Богом".
  3. Два раза произносится шахада о пророке Мухаммеде: "Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога".
  4. Два раза звучит сам призыв: "Спешите на намаз".
  5. Два раза: "Ищите спасения".
  6. Два раза (если это слова, которые добавил Билал: "Молитва лучше сна".
  7. Два раза снова прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  8. И один раз снова свидетельство о вере: "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!"

Как правильно читать и слушать призыв к молитве

Как уже было сказано ранее, призыв к молитве должен читать мужчина с очень красивым и звучным голосом, держась пальцами рук за мочки ушей. Чтение азана напоминает пение песни, слова произносятся очень четко и нараспев, однако по законам ислама призыв не должен быть похож на музыку. Также при произнесении определенных фраз муэдзин поворачивает голову то направо, то налево. Слушающий же азан, успокаивающий душу, в свою очередь, должен повторять практически все услышанные слова. Исключением служит фраза "Нет Божества, кроме Аллаха", которая заменяется выражением: "Сила и могущество только у Аллаха". А также перед утренним намазом, услышав слова: "Молитва лучше сна", - нужно ответить: "Ты сказал то, что истинно и справедливо".

Азан дома

Многие из тех, кто становится исповедующим ислам, в сознательном возрасте интересуются вопросом: а нужно ли читать дома азан? Это ведь призыв на молитву, а есть ли смысл звать самого себя на молитву? Конечно, для верующих христиан, возможно, вопрос покажется весьма странным, но не более чем ответ на него. Даже если молитва проходит в доме или гостинице, читать азан необходимо. Это практически составляющая молитвы, без которой не обойтись. В турецких гостиницах в каждом номере даже указано направление Каабы, куда нужно поворачиваться при чтении азана.

Что такое азан для мусульманина на самом деле

Казалось бы, простой призыв к молитве, как звон колоколов в православной вере, не должен вызывать особого вопроса. Но верующие мусульмане имеют на этот счет свое мнение. В Коране четко сказано, что азан - это путь к прощению Аллаха и истинной вере. Сила призывы к молитве настолько велика, что без неё намаз теряет свой смысл. Кроме того, в исламской вере есть такое понятие, как сунна - это желанная обязанность каждого мусульманина.

А в священном писании сказано, что азан - это сунна, открывающая дорогу в Рай. Призыв на молитву звучит 5 раз в день в каждой мечети, и верующие с радостью идут на него. Они верят, что азан, успокаивающий душу и дающий им умиротворение, обязательно поможет в их насущных делах и спасет от ада.

Азан для детей

Ребенок, родившийся в семье мусульман, также с первых дней является частью этой большой и прочной религии. Азан для детей - это таинство, похожее на крещение в православии. Считается, что первые слова, которые должен услышать новорожденный, - это призыв к молитве. Конечно, для этого необходимо вызывать духовного главу. Но, несмотря на то что азан в Израиле - это частое явление, выполнить данный обряд сразу же после рождения малыша достаточно трудно. Чаще всего призыв на молитву для новорожденного читает ему в ушко отец. Затем, после того, как мама с ребенком выписывается из роддома, на дом приглашается духовный глава для проведения обряда.

Эта традиция, конечно же, имеет свой смысл. В первую очередь, ребенка с самого рождения знакомят с Аллахом и учат его восхвалять. Кроме того, считается, что святые слова защитят ребенка от происков шайтана (дьявола).

Поскольку каждый мусульманин знает, как читать азан, прочитать его на ухо сыну или дочери не составляет особого труда. Возможно, исламская вера настолько сильна именно потому, что с самого рождения ребенку прививается любовь и почитание Аллаха. Считается, что родители обязаны воспитать ребенка согласно законам Корана, и большая ответственность всегда лежит на главе семьи - мужчине. В его обязанности входит обеспечение семьи и её моральные принципы.

Для истинного мусульманина считаются позором невоспитанные дети или гулящая жена. Во время азана глава семьи обязательно должен выйти на улицу, повторить слова за муэдзином и отправиться на намаз. Женщина и ребенок могут остаться дома и молиться там. Однако, вопреки расхожему мнению, мусульманкам и маленьким детям не запрещается заходить в мечеть. Чаще всего именно на утренний азан и намаз приходят целой семьей. А потом проводят весь день в поднятом духовном настроении.

Подводя итог, можно сказать, что азан - это часть ежедневных обрядов у исламских народов. В призыве на молитву восхваляется Аллах и пророк Мухаммед, а также свидетельствуется, что Бог только один. Азан звучит пять раз в день, перед каждой обязательной молитвой, а каждый верующий повторяет слова призыва на молитву.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Олег! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. Что касается затронутого Вами вопроса, то для мужчин прочтение азана и икамы перед молитвой является подтвержденной сунной независимо от того, молятся они в одиночестве или в коллективе. Женщины не обязаны читать азан и икаму. Но если мужчина совершает молитву в одиночестве, не прочитав азан или икаму, его молитва действительна и он не должен ее повторять, хотя предпочтительнее прочитать азан и икаму перед молитвой в одиночестве. Вот фатва, изданная д-ром Хусамом Аль-Дин Ибн Муса Афана, профессором принципов исламской юриспруденции университета Аль-Кудс (Палестина), в которой он рассматривает этот вопрос: «Икама, равно как и азан, является подтвержденной сунной для мужчин, молятся они в одиночестве или коллективно, но женщины не должны произносить азан и икаму. Укба ибн Амир передал услышанные им слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ваш Господь, Всевышний, изумлен (и доволен) тем, кто смотрит за овцами на своем пастбище, а потом идет к горе, дабы прочитать призыв к молитве и молиться. Всевышний Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который читает призыв к молитве и молится из-за боязни Меня. Я простил своего раба и разрешил для него вход в рай»» (Ахмад, Абу Дауд и Ан-Насаи). Что же касается того, кто молится в одиночестве, не прочитав азан и икаму, его молитва действительна и ему не нужно ее повторять. Имам Ан-Навави разъясняет мнения ученых по поводу прочтения азана и икамы. Он утверждает, что Шафии считал их сунной (а не обязанностью) для всех молитв независимо от того, находится человек в той или иной местности проездом или же постоянно проживает в ней, молится он в одиночестве или коллективно. Итак, если человек их не произносит, то молитва – индивидуальная или коллективная – будет действительной. Ан-Навави также утверждает, что этого мнения придерживались Абу Ханифа и его последователи, а также Исхак Ибн Рахвайх, а Ас-Сарахси утверждает, что его придерживались большинство ученых. Ученый ханбалитской школы Аль-Харки утверждает, что молитва человека, совершенная им без произнесения азана или икамы, действительна, и ему не нужно ее повторять, но этого делать (т.е. молиться без азана и икамы) не следует. Ибн Кудама Аль-Макдиси в своей работе «Мугни» дает такой комментарий: «Я не знаю ни одного ученого, кроме Ата, который бы оспаривал это мнение. Но мнение большинства является самым верным». Это мнение также подкреплено хадисом, переданным Муслимом от Аль-Асвада и Алькама, которые рассказали: «Мы пришли в дом Абдуллаха ибн Масуда. Он сказал: «Эти люди молились возле тебя?» Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Тогда вставайте и молитесь». Но он не повелел произнести ни азан, ни икаму»». Всевышний Аллах знает лучше.

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его .

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах "Нет иного бога, кроме Аллаха" нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей , то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в , призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

АЗАН И ИКАМАТ

A — Азан

Это слово переводится, как: «сообщать», «давать знать». Терминологическое значение таково: «Азан – это особая форма призыва, в которой сообщается о времени фард-намазов, и состоящая из особых слов». Человека, читающего азан, называют муаззином.

Необходимость чтения азана перед выполнением фард-намазов, то есть, оповещение о наступлении времени намазов доказывается аятами Корана и положениями сунны. В период зарождения Ислама азан не читался в такой форме, как это делают в наши дни. Когда наступало время намаза, некоторое время мусульман призывали к намазу следующим об разом: «ас-саляту, ас-саляту (на намаз, на намаз) или же «ас-саляту джа миях» (намаз собирает людей вместе) т. е. (коллективный намаз)

Но после окончания строительства масджидун-Набави (мечеть Пророка) в первом году хиджры сподвижники начали регулярно собираться в мечети, чтобы вместе совершать намазы. В этот период пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) собирал своих сподвижников и советовался с ними по поводу формы призыва к намазу. И тогда некоторые сподвижники рассказали о своих снах, которые были подтверждены божественными откровениями. После этого были определены фразы азана, читаемые поныне.

Чтение азана является для мужчин сунной-муаккада, имеющей силу ваджиба. На это указывают следующие аяты:

«Когда же вы [азаном] призываете [людей] к молитве, то [неверующие] насмехаются и издеваются над этим». (Сура аль-Маида, 5/58).

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете». (Сура аль-Джуму’а, 62/9)

Известно множество хадисов Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в которых говорится об азане. Вот некоторые из них:

«Когда наступает время намаза, пусть один из вас читает азан, а старший по возрасту будет имамом!» (Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Ахад, 1, Адаб, 27, Магази, 53; Муслим, Масаджид, 292, 293; Насаи, Азан, 8).

После того, как один из сподвижников рассказал о своем сне, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил:

«Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос красивее, чем твой!» . (Тирмизи, Мавакыт, 25; Абу Дауд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1)

В следующих хадисах сообщается о большом вознаграждении, которое ожидает за чтение азана.

«Если бы люди знали о достоинствах азана и стояния в первых рядах (во время выполнения намаза), и поняли ли бы, что без жребия они не смогут это сделать, то они обязательно кидали бы жребий». (Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129; Тирмизи, Мавакыт, 52; Насаи, Мавакыт, 22; Азан, 31)

«Когда вы пасете овец или находитесь в пустыне, громко читай- те азан, ибо нет ни одного джинна или человека, или какого-то другого существа, которые бы не свидетельствовали в Судный день в пользу муаззина». (Бухари, Азан, 5; Бадуль-хальк, 12, Таухид, 52; Насаи, Азан, 14; Малик, Муватта, Нида, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/6).

«В Судный день муаззины будут среди людей с самыми длинными шеями». (Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/169, 264, 4/95, 98)

Но чтение икамата и выполнение обязанностей имама при совершении намаза более вознаграждаемое деяние, чем чтение азана, ибо Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четыре халифа, руководившие стра ной после его смерти, никогда не были муаззинами. Наряду с тем, после имамата, самым благочестивым видом служения остается должность муаззина, так как Аллах в Коране вопрошает:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху». (Сура Фуссылят, 41/33).

Досточтимая Айша (радиаЛлаху ‘анха) пояснила, что в этом аяте имеются в виду муаззины. По этому поводу Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Имам является гарантией общества. Муаззин – надежный человек. О Аллах! Укажи имамам правильный путь и прости прегрешения муаззинов!» (Тирмизи, Салят, 39; Ахмад бин Ханбаль, 2/232, 284, 278, 382, 419).

Посредством азана людям сообщается о времени намазов и о том, что именно намаз является средством обретения вечного спасения. Посредством азана на весь мир объявляются самые главные принципы Ислама. Но кроме этого, время намазов в разных концах света наступает по-разному, и поэтому каждый час на нашей планете громко объявляется о существовании Аллаха, Его единстве и могуществе, о том, что только миссия Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и выполнение намаза могут служить средством спасения.

1) Форма и слова азана

Имамы всех мазхабов единодушны в вопросе формы и слов азана. Эти слова повторяются по два раза, но при чтении азана к утренней мо литве после слов «Хайя ‘аляль-фалях» добавляется фраза: «Ассаляту хъайрун минан-наум» (намаз лучше сна) и повторяется также два раза. Доказательством служит хадис, переданный Билялем (радиаллаху ‘анху). Кроме того, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обращаясь к Абу Мухзиру (радиаллаху ‘анху), сказал:

«Когда читаешь азан утреннего намаза, два раза скажи: «Ассаляту хъайрун минан-наум». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/264).

По мнению ханафитов и ханбалитов, азан состоит из 15 слов, но при чтении нет «тарджи». Иными словами, перед чтением слов азана вслух можно сначала прочитать про себя. (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/167; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/35; ибн Кудама, аль- Мугни, 1/404).

В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Зайдом (радиаллаху ‘анху), азан состоит из следующих фраз:

Смысл азана:

«Аллах превыше всего. Аллах превыше всего!

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!

Спешите на намаз! Спешите на намаз!

Спешите к спасению! Спешите к спасению!

Аллах превыше всего! Аллах превыше всего!

Нет бога, кроме Аллаха!»

При чтении азана к утреннему намазу, после выражения «Хайя ‘аляль-фалях!» (Спешите к спасению!) добавляется фраза «Ассаляту хъайрун минан-наум» (Намаз лучше сна).

2) Условия азана

При чтении азана нужно соблюдать следующие условия:

1. Наступление времени. Нельзя читать азан, если не настало время намаза. Если случайно прочитали азан, его надо затем прочитать заново. По мнению имамов трех мазхабов (за исключением Абу Юсуфа и остальных факихов-ханафитов), чтение азана в конце ночи, составляющей 1/6 часть ночи, в предрассветное время, является мандуб. Затем, когда насту пает «фаджру садык», этот азан, как требование сунны, читается вновь.

Аргументом является хадис, переданный Абдуллахом бин Амром (радиаллаху ‘анху):

«Биляль читал ночной азан. А вы можете принимать пищу (это касалось тех, кто собрался соблюдать пост) до чтения азана Умму Мактумом» .

К этому хадису Бухари добавлял: «Умму Мактум был слепым, и пока люди не говорили ему: «Утро наступило, утро наступило», он не читал азан». (Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11, Саум, 17; Муслим, Сыям, 36-39; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9-10).

2. Азан должен обязательно читаться на арабском языке, ибо азан является символом всех мусульман мира. При этом не имеет значения, на каком языке они говорят. По мнению ханафитов и ханбалитов, азан с самого начала, как и Коран, читался на арабском языке, поэтому чтение на других языках считается недействительным. Только шафииты считают, что для тех, кто не знает арабского языка, позволительно чтение на другом языке.

3. Звуки азана должны достигнуть слуха людей, но если муаззин один, то достаточно того, что он слышит сам.

4. При чтении азана и икамата должна соблюдаться последователь ность и порядок. Хотя чтение азана без соблюдения последовательности действительно, но считается макрух. Лучше всего такие азаны перечитать заново.

6. По мазхабу Ханафи, муаззином может быть человек в здравом уме, мужского пола, богобоязненный, знающий положения сунны и время намазов. Чтение азана джахилями и фасиками (нечестивцами) является макрух. Так же является макрух чтение азана женщинами, сумасшедшими и находящимися в состоянии джунуб. После них азаны желательно прочитать заново, ибо повторное чтение азана, как это бывает в пятничные дни, дозволено шариатом. Также является макрух чтение икамата без вуду, так как в хадисе сказано:

«Азан читают лишь те, кто находится в состоянии вуду». (Тирмизи, Салят, 33; ас-Санани, Субулус-салям, 1/129).

7. Муаззин должен обладать красивым и звучным голосом, так как в этом случае азан услышат много людей. Доказательством является следующий хадис:

«Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал читать азан двадцати человекам, и они начали читать. Ему понравился голос Абу Махзура, и он обучил его словам азана» . (Дарими, Салят, 7).

8. Чтобы звуки азана достигали слуха многих людей, муаззин дол жен находиться на возвышении, например, на высокой стене или мина рете. Урва бин Зубайр сообщил слова своей супруги, которая происходила из племени Бани Наджар:

«Мой дом был самым высоким из всех домов, расположенных рядом с Масджидун-Набави. Биляль читал азан с крыши моего дома. Перед рассветом он приходил к моему дому и сидел, ожидая наступления рассвета. Как только он видел наступление фаджра, вставал и читал азан». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/292).

9. При чтении азана между двумя предложениями необходимо делать паузу, тогда как икамат нужно читать быстро, соединяя по два словосо четания. В хадисе говорится:

«О Биляль! Когда читаешь азан, удлиняй слова и читай медленно, но когда читаешь икамат, читай быстро!» (Тирмизи, Салят, 29).

10. При чтении азана и икамата муаззин должен стоять лицом к Ка абе. Произнося фразу «хайя ‘аляс-салях», поворачиваться вправо, произнося фразу «хайя ‘аляль-фалях» – влево. Если муаззин находится на минарете, при чтении он должен быстро перемещаться сначала на пра вую, затем – на левую сторону. Чтобы громко читать азан, необходимо заткнуть уши кончиками пальцев. Абу Джухайфа (радиаллаху ‘анху) говорил:

«Я видел, как Биляль читал азан. При чтении он поворачивал голову направо и налево. При этом он возглашал: «хайя ‘аляс-салях», «хайя ‘аляль-фалях». Двумя пальцами он закрывал уши». (Ас-Санани, 1/122)

11. Чтение азана и икамата является сунной как для фард-намазов, так и для када-намазов, так как азан и икамат являются сунной не времени, а намазов. С другой стороны, када-намазы являются возмещением намаза, время которого наступило.

12. Когда различные када-намазы выполняют в разных местах, для каждого намаза нужно читать азан и икамат по-отдельности. Если про пущено много намазов, хотя чтение азана и икамата для каждого намаза по отдельности предпочтительнее, можно прочитать азан для первого пропущенного намаза, а для остальных можно прочитать лишь икамат. В хадисе, сообщенном ибн Мас’удом (радиаллаху ‘анху), говорится:

«В день сражения Ахзаб язычники помешали Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выполнить четыре фард-намаза. Эти были намазы зухр, аср, магриб и иша. Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) прочитать для каждого намаза и азан, и икамат». (Хайсами, Маджмауз-заваид, 2/4; аш-Шавкани, 2/60)

По мнению Имама Малика, перед выполнением када-намазов читается лишь икамат, а азан можно не читать. При этом он опирается на повеление посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день битвы Хандак, когда из-за натиска противника мусульмане не смогли выполнить несколько намазов. Тогда он приказал Билялю читать лишь икамат. (Дарими, Салят, 186; Насаи, Мавакыт, 55; Азан, 23; Ахмад бин Ханбаль, 3/25).

13. Между азаном и икаматом нужно сделать небольшую паузу. Эта пауза при призыве к намазу аль-магриб должна составлять столько времени, сколько необходимо для чтения трех коротких аятов, в других намазах необходимо делать паузу, достаточную, чтобы можно было вы полнить четыре ракаата намаза, и в каждом ракаате прочитать по 12 ая тов. Доказательством служит следующий хадис:

«О Биляль! Между азаном и икаматом сделай такую паузу, чтобы люди, принимающие пищу, смогли закончить ее прием и после этого спокойно удовлетворить свои нужды» . (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 5/143).

Ханафиты считают, что после чтения азана – для вдохновения людей – призыв: «Ас-салях! Ас-салях! Йа мусаллин!» (О совершающие намаз! Спешите на намаз!) является мустахаб, так как в религиозных делах в последнее время люди проявляют леность.

«Когд а ты будешь исполнять обязанности муаззина, никогда за это не бери платы!» (Тирмизи, Салят, 41; Насаи, Азан, 32; ибн Маджа, Азан, 3; Ахмад бин Ханбаль, 4/217).

Однако шафииты и маликиты с самого начала считали позволительным получение платы за выполнение обязанности муаззина, у ханафитов фетву о дозволенности получения за это платы вынесли ученые недавнего прошлого. Данное решение объясняется тем, что из-за прекращения выплаты заработной платы религиозным служителям из государственной казны, в последнее время им стало сложнее выполнять свои обязанности. Поэтому эта фетва призвана обеспечить выполнение служащими своих обязанностей в дальнейшем.

15. Услышав звуки азана, люди должны прекратить разговоры. Если кто- то читает Коран, лучше прекратить чтение и слушать азан. Однако существует и другое мнение, что если кто-то читает Коран в мечети или у себя дома, во время азана он может продолжить чтение. Некоторые ученые считают, что в ведении беседы во время азана нет ничего предосудительного.

3) Повторять азан и икамат

Для того, кто слышит азан, повторение за муаззином слов азана и ика мата является мустахаб. Но когда муаззин произносит «хайя ‘аляс-салях» и «хайя ‘аляль-фалях», слышащий должен сказать: ِ

«Ля хауля уа ля куууата илля биллях» (Нет силы и могущества ни у кого кроме Аллаха. От неповиновения Аллаху можно спастись только мощью Аллаха! Только благодаря мощи Аллаха можно преуспеть в выполнении поклонения!)

Когда при чтении азана утреннего намаза муаззин говорит:

«Ассаляту хайрун минан-наум» (Намаз лучше сна), слушающий должен добавить:

«Садакта уа барирта» (Воистину, ты сказал правду, ты — обладатель добра).

Повторять азан нужно словесно, а не только мысленно. Доказательством является хадис, переданный Абу Саидом (радиаллаху ‘анху): «Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал своим сподвижникам:

«Когда вы слышите азан, в точности повторяйте за муаззином» . (Бухари, Азан, 7; Муслим, Салят, 10, 11; Тирмизи, Салят, 40; Манакыб, 1; Насаи, Азан, 33, 35- 38; ибн Маджа, Азан, 4).

Но некоторые ученые-ханафиты утверждают, что отвечать муаззину означает для му’мина направляться в ту же минуту на намаз.

Повторять за муаззином можно в любом состоянии, даже в состоянии джунуб. Исключением является лишь состояние хайд и нифас. Также это не касается тех, кто слушает хутбу имама, совершает намаз-джаназа, принимает пищу, совершает половой акт, находится в туалете, изучает или обучает знаниям. Все эти лица во время азана могут продолжить свои занятия.

Если в какой-либо местности читают сразу несколько азанов, достаточно повторить лишь один. (Аль-Касани, 1/155; ибн Хумам, 1/173; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/367; аш-Ширази, аль- Мухаззаб, 1/58; ибн Кудама, 1/426; аз-Зухайли, 1/552).

4) Ду’а после азана

Передано от Джабира (радиаллаху ‘анху), что пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что, кто прочитал следующую ду’а после азана, тот обязательно удостоится его «шафаат». (Шафаат – заступничество Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день Страшного суда).

Эта ду’а, получившая название «василя», следующая:

«О Аллах! Господь этого призыва, азана и намаза, который будет совершаться! Окажи пророку Мухаммаду Свою милость и даруй ему «василя», добродетели и самую высокую ступень и даруй ему возможность обрести «макам махмуд», которую Ты обещал ему! Воистину, Ты никогда не откажешься от Своих обещаний!» (Аль-Бухари, ибн Маджа).

5) Чтение азана в различных случаях

При необходимости чтение азана по другому поводу, кроме намазов, является мандуб. Причины этого следующие:

1. Чтение азана на ухо новорожденному ребенку является мандуб, ибо, когда у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) родился внук Хасан (радиаллаху ‘анху), он прочитал над его ухом азан. (Абу Дауд, Адаб, 107; Тирмизи, Адахи, 16; Ахмад бин Ханбаль, 6/391-392).

2. Азан читают во время боевых действий, в случае возникновения пожара или вслед путнику, уходящему в путешествие.

3. Также прекрасно чтение азана в ухо человеку, которого охватил сильный гнев, или испытывающего нервное потрясение; человеку, находящемуся в приступе эпилепсии; в ухо человека и животного, у которого отвратительный характер или норов. Азан также читают в качестве за щиты в тех случаях, если привиделся джинн или шайтан в страшном обличии, ибо из хадисов известно, что, когда читают азан, шайтан быстро покидает эти места. (аз-Зухайли, 1/561-562).

Б — Икамат

Перед выполнением мужчинами фард или када-намаза – индивидуально или коллективно – чтение икамата является сунной-муаккада.

Чтение несколько раз азана и икамата, кроме намаза-джума, шари атом не разрешается. Поэтому, если в какой-либо мечети, мусульмане, прочитав азан и икамат, выполнили намаз, то пришедшие в мечеть позже не должны заново читать азан и икамат. Также не читается икамат перед намазами витр, байрам и таравих.

Слова икамата одинаковы со словами азана. Только после фразы «хайя ‘аляль-фалах» добавляется: «къад къаматис-салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что при чтении икамата слова повторяют по два раза, так же как и при чтении азана.

Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям), рассказал свой сон:

«Мне приснился сон. Некто, оде тый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат» . (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/266-267).

По мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу, поэтому икамат состоит из одиннадцати фраз. Два раза повторяется только фраза «Къад къаматис-салях». В этом вопросе они обращаются к хадису от Абдуллаха бин Умара. (аш-Шавкани, 2/43).

Быстрое, но внятное, чтение икамата является сунной. Как и при чтении азана, по сунне, муаззин должен быть в состоянии ритуальной чистоты. Он должен стоять лицом к кибле и при чтении не должен вести посторонние разговоры. Икамат для призыва к намазу мужчин, прочтен ный женщиной, недействителен.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.