Хадж - это что такое? История хаджа. Порядок совершения хаджа Обряды хаджа по порядку

16.10.2023

Для того чтобы правильно совершать надо знать его основные виды:

  • Аль-Ифрад – совершается только хадж, без умры.
  • Ат-Таматту – совершение по отдельности и умры, и хаджа.
  • Аль-Кыран – совместное совершение обеих .

Как совершить хадж – правила и порядок действий

Что должен сделать мусульманин, собирающийся в паломничество?

  • Выполнить все обязанности , возложенные на него как на главу семьи и члена общества (попросить разрешения на отъезд, вернуть долги, попросить прощения и т.п.).
  • Выбрать спутника , почтительно относящегося к исламу и обладающего знаниями в области шариата.
  • Облачиться в ихрам (несшитая одежда для хаджи). Принять ихрам можно в специальном месте (микат) и только после омовения. Далее повернуться в сторону киблы и прочесть тальбию: «Ляббайка Ллахумма би хаджджин…». Это выражение намерения вступить в хадж всем сердцем.

Приветственный таваф

В священной мусульманин совершает первый обряд хаджа – 7-кратный обход Дома Аллаха. Начинать таваф аль-кудум нужно с черного камня. После завершения обряда произносится молитва-сунна.

Совершение саъю

Этот обряд представляет собой хождение между 2-мя холмами: Сафа и Марва. Обход начинается с чтения молитв.

Обряд «стояния»

На 8-й день зуль хиджа паломники идут в долину Мина. На рассвете 9-го дня месяца они направляются в долину Арафат. До обеденного намаза паломники пребывают в местности «намира». После полудня все идут в Арафат и остаются здесь до захода солнца. Это обряд стояния, во время которого можно обращаться к Аллаху с молитвами и просьбами. После захода солнца верующие направляются в долину Муздалифа.

Бросание камней

Этот обряд хаджа совершается в долине Мина в месте под названием«Джамратуль акаба». Когда паломники бросают камни они произносят такбир («Аллаху акбар!»).

Следующий этап хаджа – обрезание волос. Мужчины бреют голову, а женщины подстригаются.

Завершение хаджа

Последний обряд – совершение прощального тавафа.

Islam Today

с 1 по 8-числа зуль-хиджи
1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.
2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.
3. Посетить мечеть аль-Харам.
4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.
5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.
6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.
7. Зайти в салон и подстричься.
8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.
9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

8-число зуль-хиджи
1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.
2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

9-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: к горе Арафат
2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира
3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.
4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

10-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: направится в Мину.
2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.
3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).
4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках
5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

11,12,13-числа зуль-хиджи
1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.
2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Хадж начинается с 8-го числа зуль-хидж и, который носит название «День тарвия» . После восхода солнца, паломник, совершающий Хадж таматтуъ , входит в состояние ихрама. Перед этим он совершает то же, что и перед ихрамом умры: берет гусль, умащивается благовонием и совершает намаз. Затем он облачается в ихрам в том месте, где проживает или остановился. Что касается паломников, совершающих Хадж киран и ифрад, то они не входят в состояние ихрама, так как и не выходили из него все это время.

Ночевка в долине Мина.

Далее паломники (совершающие все три вида хаджа) направляются в долину Мина (1) (Ночевка в Мине в День тарвия относится к сунне являясь добровольным действием) , до наступления времени намаза зухр (полуденный намаз). В Мине совершаются намазы зухр, аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной), причем 4-х рака"тные намазы сокращаются до 2-х рака"атов. Паломники ночуют в Мине, а утром 9-го числа зуль-хиджи совершив намаз фаджр (утренний намаз), направляются к горе Арафат . Те, кто прибыли в Мину до 8-го числа зуль-хиджи , входят в ихрам после восхода солнца здесь же.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

9-го числа зуль-хиджи , после утреннего намаза, паломники ожидают восхода солнца, после чего направляются к горе Арафат (2) спокойно, без суеты и давки, совершая зикр (поминание Аллаха), читая Коран, произнося слова тальбии, читают: «Ля иляха илляллах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях», вознося благодарность Господу миров.

Стояние на Арафате
Стояние на Арафате является одним из обязательных столпов хаджа, без которого последний будет не действителен. Как сказал посланник Аллаха (с.а.у.): «Хадж-это Арафат» . (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

День Арафата - лучший из дней, над которым восходило солнце. В этот Великий день все паломники собираются на Арафате и стоят здесь от восхода до заката солнца. В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах!), что пророк(с.а.у.) сказал:

«Нет такого дня, подобного дню Арафата, в котором Аллах так много освобождает Своего раба от огня. И Всевышний, спускаясь на ближайшее небо, хвалится перед Своими ангелами, говоря: «Чего хотят эти (Мои рабы)?».

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака"атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат , то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

«Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.
2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду"а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

В день жертвоприношения Пророк (с.а.у.) произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно».

Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо
может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые...». (аль-Бухари и Муслим)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе и совершение утреннего намаза в этой долине, является сунной. Женщинам, ослабленным людям, детям и ответственным за них разрешается покинуть долину Муздалифа после полуночи и отправиться к палаткам в Мину.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Согласно сунне 10-го числа зуль-хиджи , паломнику после утреннего намаза желательно находится в Муздалифе у горы «аль-Машъар аль-харам». Ему следует, обратившись в сторону киблы, часто поминать Аллаха, возвеличивать Его и просить, о чем пожелает.

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

"Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни - после полудня". (Муслим)
Долина Мина.

Бросание камешков
а) Прибыв в Мину, паломник спешит к джамарат аль-ъакаба , находящегося рядом с Меккой. При приближении к джамарат аль-ъакаба тальбия прекращается и паломник бросает в стену 7 камешков . Необходимо бросать камешки один за другим. Если бросить несколько камешков сразу, то это засчитывается только за один бросок. Также при каждом броске желательно, возвеличивать Аллаха словами: «Аллаху акбар».

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и
отправиться к джамарату позже. Так как к началу времени открытия джамаратов, там скапливается наибольшее количество людей. После бросания камешков в джамарат аль-ъакаба паломник начинает возвеличивать Всевышнего:

"Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд".

Перевод: "Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала".
Жертвоприношение
б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.
Бритье или укорачивание волос
в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5) , чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са"й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са"й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду"а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова "Аллаху акбар" с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду"а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал:"Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)". (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Часть 1 из 3:

Подготовка. Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.

Как и любые другие виды поклонения, хадж следует совершать с намерением приближения к Аллаху. Неприемлемо совершение хаджа с намерением приобретения материальной выгоды, славы или почета.

Также ритуалы хаджа должны выполняться по сунне пророка Мухаммада без привнесения различных новшеств.

Виды хаджа:

Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад. Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:

Таматту" является наиболее распространенным видом хаджа. Пророк советовал совершать именно этот вид хаджа. Тамматту" отличается тем, что паломник совершает и умру (малое паломничество) и хадж, но не в одном состоянии ихрама. Завершив обряды умры, выходит из ихрама и с началом ритуалов хаджа заново надевает ихрам. Совершающий такой вид хаджа называется мутаматти". Чаще всего паломники совершают хадж таматту’ и именно этот вид хаджа будет показан ниже.

Кыран отличается тем, что паломник совершает и умру и хадж в одном состоянии ихрама. Совершающий такой вид хаджа называется каарин.

Ифрад отличается тем, что паломник не совершает в нем умру, ограничиваясь лишь ритуалами большого хаджа. Также в обряды ифрада не входит жертвоприношение. Совершающий такой вид хаджа называется муфрид.

Организационные вопросы

Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.

Ритуалы хаджа совершаются в Мекке и ее окрестностях. Основные обряды хаджа проходят с 8 по 12 число месяца зуль-хиджа. Зуль-хиджа - 12 месяц мусульманского лунного календаря. Мусульманский лунный календарь короче солнечного на 10 суток, поэтому сроки хаджа ежегодно сдвигаются вперед. Четвертый день месяца зуль-хиджы - крайний срок для прилета в аэропорт Джидды.

Для безопасности и удобства путешествия, паломников организовывают в группы по национальному признаку или территориальной принадлежности. Чтобы узнать о группах на хадж в вашей местности, обратитесь в местное управление мусульман.

Саудовская Аравия ежегодно определяет квоты на количество паломников для каждой страны. Для получения визы на хадж следует обратиться к туристическим фирмам, аккредитованным посольством Саудовской Аравии.

Менталитет

Важно знать:

Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.

Часть 2 из 3: Совершение умры.

Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.

Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость. Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины. Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.

для мужчин

для женщин

Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног.

Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.

Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено.

Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде.

После облачения в ихрам паломники произносят тальбию. Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии:

"Вот я перед тобой, о Аллах! Вот я перед тобой и нет у тебя сотоварища! Поистине тебе надлежит хвала и тебе принадлежит милость и владычество! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой, совершая умру!"

Если паломник минует микат без состояния ихрама, то ему надлежит вернуться к микату и войти в ихрам.

Взгляд на Хадж:

Несколько дней до начала хаджа:

Паломники облачаются в ихрам в специально предназначенных для этого местах, называемых микат. (Путешествуя по воздуху, можно облачиться в ихрам перед тем, как подняться на борт самолета).

Паломники приходят в Священную мечеть и семь раз быстро проходят между ас-Сафой и аль-Марвой. Они обрезают волосы и снимают ихрам.

Первый день хаджа:

8 зу-л-хиджжа

Паломники вновь облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф и сай, совершают их и затем, ранним утром, произнося талбийу, отправляются к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа (день Тарвия), так как паломники запасаются водой перед дорогой к горе Арафат.

Второй день хаджа:

9 зу-л-хиджжа

Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь, испрашивая прощения грехов. Этот обряд называется вукуф, или день стояния. Вечером паломники отправляются к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.

Третий день хаджа:

10 зу-л-хиджжа

Паломники возвращаются в долину Мина и бросают камни в Джамарат, совершают жертвоприношение, а затем вновь обрезают или бреют волосы. Потом паломники направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.

Четвертый день хаджа:

11 зу-л-хиджжа

Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленного мяса».

Пятый день хаджа:

12 зу-л-хиджжа

Паломники полятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам.

На этом хадж завершается.

Часть 3 из 3: Совершение хаджа

Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.

Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.

Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.

Женщины и мужчины размещаются раздельно.

На следующий день, 9-го числа, после восхода солнца паломники направляются к близлежащей горе Арафат. Желательно прибыть туда к полудню. До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

После бросания камешков паломники совершают жертвоприношение.

В былые времена, каждый паломник индивидуально закалывал жертвенное животное. Сегодня же оплатив в кассе стоимость жертвоприношения, получает на руки квитанцию об оплате. Наемные рабочие от имени паломника сами совершат заклание животного и последующую раздачу мяса нуждающимся людям.

Жертвоприношение можно совершить 10, 11 и 12 числа месяца зуль-хиджа. День жертвоприношения также называют Курбан-байрам.

После жертвоприношения паломники вновь укорачивают волосы. Мужчинам же теперь желательно сбрить голову полностью, тогда как женщины срезают прядь волос

Затем, как и в начале хаджа, паломники совершают таваф и са’й - семикратный обход вокруг Каабы и холмами ас-Сафа и аль-Марва.

После завершения этого паломнику становится разрешенным все, что ему было запрещено в состоянии ихрама.

После этого паломники возвращаются в Мину.

Следующие два дня паломники находятся а Мине, каждый день повторяя обряд бросания камешков.

Если ранее камешки бросались только в один столб (джамрат аль-Акаба), то теперь паломники бросают камешки во все три столба.

Остался последний обряд хаджа. После совершения всех перечисленных обрядов, паломники совершают прощальный таваф – семикратный обход Каабы, после чего могут возвращаться домой.

Многие паломники после завершения хаджа предпочитают посетить Медину – вторую святыню Ислама, где находится мечеть пророка и его могила. Для посещения Медины вхождение в состояние ихрам не требуется.

Власти Саудовской Аравии не разрешают паломникам оставаться в стране позднее 10 числа месяца мухаррам.

Задать Вопрос

На рассвете в понедельник, 17 декабря, в Мекке начинается исполнение обрядов паломничества к святыням ислама.

Хадж - паломничество мусульман в Мекку к мечети Масджид аль-Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющее древнесемитское происхождение и означающее "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Духовное значение хаджа

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Условия для совершения паломничества

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 г. - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние - ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы - таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат - вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Основные обряды хаджа

Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" кааба - это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из-за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. Наибольшее распространение получило предание о том, что этот обряд установлен в память о страданиях Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила.

На этом заканчивается "малое паломничество" (умра) и те, кто совершает умру и хадж раздельно, обрезают прядь волос и выходят из состояния ихрама, которое они возобновляют непосредственно перед хаджем.

Но обычно паломники полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания.
Остальные обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.

На следующий день (8-й день зу-ль хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат-тарвийа - "день напоения".

Ночь с 8-го на 9-е зу-ль-хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят и всю ночь - она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10-го зу-ль-хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10-е зу-ль-хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама - Ид аль-адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены: верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос.

Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль-вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.
Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.

Мусульмане в мечети Масджид аль-Харам во время хаджа

В августе мусульмане со всего мира отправятся в хадж - паломничество в святой для ислама город Мекку в Саудовской Аравии. Рассказываем, как устроен хадж в Кыргызстане, как можно в него отправиться, сколько это стоит и почему активисты обвиняют муфтия в коррупции при организации паломничества.

В этом году в хадж из Кыргызстана поедет 5485 человек, из них 5315 - это паломники.

Кыргызских паломников будут сопровождать 109 руководителей паломных групп, 16 врачей, а также сотрудники муфтията и представители госорганов. Стоимость поездки в хадж в этом году - 2 890 долларов.

Рассказываем, зачем мусульмане едут в паломничество в Мекку, как Духовное управление мусульман и межведомственная комиссия отбирают руководителей паломных групп и почему кыргызские активисты обвиняют муфтия страны в коррупции.

Зачем мусульмане совершают хадж?

По канонам ислама, хадж - это священная обязанность мусульман. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен отправиться в паломничество в Мекку.

Единственное условие - мусульманин, отправляющийся в хадж, должен быть достаточно состоятельным для того, чтобы обеспечить и свое паломничество, и семью, которая осталась дома. Ислам запрещает мусульманам отправляться в хадж на заемные средства - в таких случаях их паломничество будет считаться несостоявшимся.

Дата проведения хаджа ежегодно меняется согласно лунному календарю. В этом году хадж состоится с 19 по 24 августа, но паломники из Кыргызстана прибудут в Саудовскую Аравию уже в конце июля. Паломники со всего мира съезжаются в Мекку и Медину заранее, чтобы у властей страны не было проблем с логистикой.

У хаджа есть обязательные и дополнительные обряды. Например, обязательным обрядом хаджа считается стояние на горе Арафат, которое ни один паломник не должен пропустить.

«Это фарс, обязательное деяние. Если ты не приехал на гору Арафат в указанное время, то все - твой хадж не засчитывается», - объясняет сотрудник отдела хаджа и умры при муфтияте Азиз Скаков.

Дополнительный обряд - посещение мечети пророка Мухаммеда в Медине. В этот город, где родился пророк, паломники отправляются после совершения хаджа.

Мусульмане во время хаджа вокруг Каабы - одной из главных исламских святынь, находящейся во дворе мечети Масджид аль-Харам.

Что нужно сделать, чтобы совершить паломничество?

Каждый год Саудовская Аравия, в которой находится Мекка, выделяет странам квоты на паломников. В 2018 году квота для Кыргызстана увеличилась на 640 человек по сравнению с прошлым - 5400 кыргызстанцев могут в этот раз отправиться в хадж. С этого года для въезда в Саудовскую Аравию им необходимы биометрические паспорта.

В Кыргызстане вопросами регистрации и отправки паломников в хадж занимается муфтият. В этом году хадж обойдется каждому кыргызскому паломнику в 2890 долларов США.

Чтобы отправиться в паломничество, мусульманину из Кыргызстана нужно оплатить первоначальный взнос в банк «РСК». Размер этого взноса - 500 долларов, плюс комиссия в 1000 сомов. Его паломники оплачивали в начале этого года.

После оплаты первоначального взноса мусульманину необходимо предоставить свои паспортные данные и некоторые справки территориальным представителям муфтията, которые работают при региональных мечетях.

Оплатив первоначальный взнос, паломник регистрируется в электронной базе муфтията и встает в очередь на получение квоты для поездки в хадж. Это означает, что мусульманин, который оплатил первоначальный взнос 12 января, получит квоту раньше, чем тот, кто внес предоплату 21 числа того же месяца.

Если мусульманину досталась квота, то ему нужно будет оплатить остаток стоимости хаджа. Люди, которым квоты не достались, могут вернуть свои деньги или забронировать себе место на хадж в следующем году.

В 2018 году муфтият получил почти семь тысяч заявок на поездку в Мекку, то есть около 1600 кыргызстанцев, желающих отправиться в паломничество, не смогли получить квоту.

Паломник молится перед Каабой

Духовное управление ввело электронную систему регистрации паломников на хадж в 2016 году. Эта система, по словам Азиза Скакова из муфтията, позволила решить проблему со внеочередными регистрациями - когда территориальные представители регистрировали паломников по знакомству или под давлением.

«Сейчас я, даже если захочу, никого не смогу продвинуть. Если моя мама даже придет и попросит зарегистрировать тетю вне очереди, то я ничего не смогу сделать. Потому что очередность электронная», - объясняет Скаков.

Как дорого кыргызстанцам обходится хадж, и куда идут эти деньги?

По словам Скакова, цена поездки в хадж увеличилась из-за того, что в этом году Саудовская Аравия ввела пятипроцентный обязательный налог на все услуги.

Самая дорогая статья расходов - это авиаперелет. За билет туда и обратно каждый паломник из Кыргызстана платит по 1550 долларов.

Кыргызстанцы полетят в Мекку и обратно с саудовской авиакомпанией Fly Nas - она, по словам Скакова, также перевозит половину паломников из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Кыргызские авиакомпании в перевозке паломников участвовать не могут, потому что находятся в черном списке воздушного пространства Саудовской Аравии.

По словам Скакова, кыргызский муфтият никак не может повлиять на цену авиаперелета, потому что их устанавливает частная авиакомпания.

«Согласно законам Саудовской Аравии, во время хаджа паломники могут прибыть в страну только чартерными рейсами,- говорит Скаков. - Это требование гражданской авиации этой страны, и мы тут ничего поделать не можем».

В Мекке паломники живут бесплатно.

80 долларов из оплаты за посещение хаджа муфтият забирает себе в виде комиссионных. В этом году общая их сумма превышает $420 тысяч - они уйдут в бюджет муфтията.

Если сравнивать цены на поездку в хадж от Кыргызстана с другими странами Центральной Азии, то стоимость паломничества для кыргызстанцев окажется существенно ниже.

Как в хадж могут отправиться женщины?

Женщины младше 55 лет могут отправиться в паломничество только в сопровождении родственника-мужчины. А женщинам моложе 45 лет посольство Саудовской Аравии вообще не выдаёт визы, если они не имеют сопровождающего.

В этом году ДУМК впервые разрешил мусульманкам из Кыргызстана отправиться в хадж без сопровождения мужчин из своей семьи, но для этого паломница должна быть не младше 55 лет и не иметь мужа и сыновей.

«По просьбе пожилых женщин, у которых нет мужей, сыновей, и которые впервые в жизни едут в хадж, им дали разрешение поехать без сопровождения. Таких женщин около двадцати. Тем, кто не отвечает условиям, мы отказали», - цитирует слова пресс-секретаря муфтията Максата Атабаева издание «Кактус».

Мусульмане во время хаджа перед Каабой

Активисты обвиняют муфтия в коррупции. Почему?

Все паломники, которые отправятся в Саудовскую Аравию, делятся на группы для удобства. Каждую группу сопровождает руководитель - ажы башы, прошедший через конкурсный отбор. В этом году таких руководителей групп паломников 109.

Активисты обвиняют муфтия Максата ажы Токтомушева в том, что он распределяет на должности ажы башы своих знакомых. По словам активистов, каждый руководитель группы получает за эту работу работу около 2000 долларов.

Активист Кельдибек Аскаралиев уже четвертый год обращается в госорганы, чтобы те проверили муфтия на коррупцию. В интервью телеканалу НТС он заявил, что руководители групп не обладают необходимыми знаниями для того, чтобы вести за собой паломников.

«Они должны обладать некоторыми знаниями - совершать пятикратный намаз, знать арабский язык. Однако те, кто стали руководителями, не только пятикратный намаз не совершают, но и арабский язык не знают. Как они могут быть ажы башы и вести за собой группу в 50-60 человек, если они не знают языка [и] как совершать хадж?» - сказал Аскаралиев .

По его словам, руководителями паломных групп стали те, кто неоднократно ездил в хадж.

Муфтий Максат ажы Токтомушев в свою очередь отрицает обвинения. По его словам, отбором руководителей групп паломников занимается межведомственная комиссия. В эту комиссию входят 24 человека из государственных органов - Госкомиссии по делам религии, Министерства внутренних дел, Госкомитета нацбезопасности, Госрегистрационной службы и так далее.

«Отбор руководителей паломников не входит в компетенцию муфтия. Мы создали межведомственную комиссию. Они отбирают, у них свои этапы есть. Вы можете у комиссии уточнить, муфтий хоть одного человека порекомендовал, намекнул?», - говорит Токтомушев.

Межведомственная комиссия, как говорит Скаков, проводит отбор ажы башы в два этапа. Первый этап - это тестирование, второй - собеседование. Согласно правилам, ажы башы не может ездить в хадж два года подряд. Если он ездил на паломничество в 2017 году, то в следующий хадж он имеет право поехать только в 2019 году.

За свою работу руководители паломных групп получают по 30 долларов с каждого паломника и по 35 долларов на свои транспортные расходы. Каждый из ажы башы руководит группой в 49 человек.