Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.
Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.
Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.
Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".
Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".
О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.
"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.
Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".
Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.
Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".
21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .
Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.
Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.
На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.
Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.
И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.
Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.
Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.
Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.
Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.
Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.
ДОСЬЕ "РГ"
Самые удивительные посадки
17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.
12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.
23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.
22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.
, Санкт-Петербург
57-летний американский пилот, бывший военный летчик Чесли Салленбергер за несколько секунд спас полторы сотни жизней.
После отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицами он посадил .
Мостовой между мостов
Все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кстати, по данным Федерального авиационного управления США, с 1990 по 2007 год в стране зафиксировано 80 тыс. случаев столкновения птиц с пассажирскими самолетами. Потенциальную угрозу пернатые создают примерно одному из 10 тыс. рейсов.
Но и в СССР был похожий случай. 21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение самолет, следовавший из Таллина в Москву. Уже при взлете в таллинском аэропорту командир Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что шасси заклинило.
Командир доложил о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев.
Самолет кружил над городом, вырабатывая запас горючего до тонны. На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о том, что горючего остается больше, чем необходимо по инструкции. "Иду еще на один круг", - сообщил на землю командир. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 км, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.
Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако над Смольным отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.
И тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами.
Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на металлических конструкциях, в ужасе попадали в воду. В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.
При посадке Ту-124 получил пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего самолет к берегу, он не затонул на 13-метровой глубине. Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" так, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.
Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением ГВФ СССР сразу после аварии.
Мостового исключили из авиаотряда за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 вначале едва не рухнул на центр Ленинграда, а потом чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.
Самолет приземлился на самолет
Но приводнение - еще не самый экзотичный вариант посадки. Так, 8 июля 2005 года 55-летний водитель "Порше" решил использовать ВПП в аэропорту германского Битбурга, чтобы насладиться скоростью своего автомобиля. Разрешение от руководства аэропорта, как ни странно, имелось. А потому гонщик спокойно носился по полосе со скоростью 160 км/ч. Неожиданно прямо на крышу "Порше" начал садиться легкомоторный самолет. Водитель резко затормозил, из-за чего самолет соскользнул с крыши и упал на землю. 58-летний пилот не пострадал, а вот крылья поломал. Полиция позже установила, что виновником аварии был именно пилот: он не запросил разрешение на посадку. Но самое любопытное: пришлось подготовить специальный рапорт в компанию-страховщика "Порше", где отказывались верить, что на автомобиль их клиента попытался сесть самолет.
А во Флориде до сих пор вспоминают, как пилот одномоторного "Пайпер Черуки" пытался совершить вынужденную посадку на шоссе около города Дандина. Ударившись о дорогу, самолет несколько раз подпрыгнул, отбросил в сторону два грузовика и приземлился на крышу третьего. Летчик и водитель отделались легкими ушибами, а несколько человек на месте "посадки" - сильным испугом.
Впрочем, с крышами автомобилей на равных состязаются и другие "посадочные площадки". Скажем, в 2001 году в Великобритании легкий самолет приземлился прямо на жилой дом. После отказа двигателя у пилота была альтернатива: сесть на железнодорожные пути либо на крышу дома. А в октябре 2008-го спортивный самолет угодил прямо на крышу здания австрийской полиции. И опять-таки обошлось без жертв.
Но, пожалуй, самая удивительная посадка произошла в прошлом году в американском штате Техас: когда один самолет приземлился прямо на другой. В аэропорту, который расположен недалеко от Далласа, диспетчер сообщил пилоту заходящего на посадку самолета, что полоса свободна, и дал разрешение садиться. В это время со стороны рулежной дорожки выехал другой лайнер. Аварии избежать не удалось. Обеим машинам был нанесен серьезный ущерб, однако пилоты не пострадали.
Между тем
По словам члена правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерия Шелковникова, заход на посадку и посадка - самые сложные этапы полета. Многолетняя статистика показывает: ежегодно по этой причине в мире происходит в среднем 17 авиапроисшествий.
другие уникальные посадки
Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты с аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил самолет на водную поверхность канала им Москвы. Никто не пострадал.
"Боинг 727-230" греческой авиакомпании выполнял рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали опытные пилоты. Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра, мощная облачность. Самолет пролетел первую треть взлетно-посадочной полосы, в итоге при посадке выкатился за ее пределы, его нос повис над берегом Средиземного моря. Но экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.
"Боинг 767-260ER" эфиопской авиакомпании выполнял рейс из Аддис-Абебы в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. Но на подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести посадку на мелководье в 500 метрах от пляжа, однако левый двигатель и край крыла ударились о воду и машина разрушилась. Из 175 человек, находившихся на борту, спаслись 50.
A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял рейс из Манилы в Баколод. При посадке самолет "снесло" на правую сторону взлетно-посадочной полосы. Он протаранил ограждение аэропорта и остановился в небольшой реке. Никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал.
Райан Хек , Кевин Ишиока , еще
Больше фактов (+25)
Больше ошибок (+25)
Осторожно, текст может содержать спойлеры!
Пятнадцатого января 2009 года пилот компании US Airways капитан Чесли «Салли» Салленбергер и первый офицер Джеффри Скайлз поднялись в воздух на рейсе 1549 из аэропорта Ла-Гуардия и направились по своему маршруту в международный аэропорт Шарлотт Дуглас. Не прошло и трех минут полета, как на высоте около 850 метров их самолет, Airbus A320, столкнулся со стаей канадских казарок. В результате столкновения у самолета отказали оба двигателя.
Без двигателей у капитана авиалайнера не было возможности долететь до ближайшего аэропорта, и он принимает решение посадить самолет на реку Гудзон. Салленбергеру удается это сделать, и при этом все пассажиры и члены экипажа остаются в живых. Пресса и общественность сразу делают из него героя, однако после произошедшего Салли начинает страдать от посттравматического стрессового расстройства. Ему постоянно лезут в голову мысли о том, что самолет мог врезаться в здание.
Затем Салли узнает, что по предварительным данным адресно-отчетной системы авиационной связи предполагается, что левый двигатель все еще работал на холостом ходу. Теоретически это дало бы самолету достаточно тяги, чтобы вернуться в аэропорт Ла-Гуардия или же приземлиться в ближайшем аэропорту – Тетерборо. Кроме того комиссия по расследованию этого дела заявляет, что смоделировав при помощи всех имеющихся данных эту ситуацию на компьютере, они пришли к выводу, что самолет можно было безопасно посадить в любой из аэропортов, даже если оба двигателя не работали. Салли же утверждает, что оба двигателя отказали, и что самолет находился на недостаточной высоте, и у него не хватило бы ни времени, ни скорости на то, чтобы совершить безопасную посадку в любом из аэропортов.
Салли начинает понимать, что Национальный совет по безопасности на транспорте сводит все к тому, что пилот ошибся, что поставит жирный крест на его карьере. В попытке спасти свою репутацию, он договаривается о том, чтобы пилоты на симуляторе провели публичную демонстрацию во время слушания по этому делу. Когда оба раза пилотам на симуляторе удается успешно посадить самолет в аэропорту, Салли заявляет, что такое моделирование ситуации некорректно, поскольку пилоты заранее знают, что их ожидает и как им действовать. При этом не учитывается человеческий фактор и количество времени, которое понадобилось бы пилотам в действительности на оценку ситуации и безуспешную попытку перезапустить неработающие двигатели. Под давлением комиссия признается в том, что пилоты неоднократно отрабатывали эту ситуацию на симуляторе, прежде чем им удалось провести успешную демонстрацию на слушании.
Пойдя на уступку Салленбергеру, комиссия решает провести симуляцию заново, теперь уже добавив 35-секундную паузу после момента столкновения с птицами, тем самым учитывая человеческий фактор. После внесенных изменений пилотам не удается провести безопасную посадку ни в аэропорт Ла-Гуардия, ни в Тетерборо.
После небольшого перерыва комиссия сообщает, что левый двигатель был вытащен из реки Гудзон, что были обнаружены бесспорные признаки того, что он был полностью разрушен от столкновения с птицами. В свете этой информации комиссия официально признает, что потеря рейса 1549 была неизбежна, и что Салленбергер действовал правильно, решив посадить самолет на реку, поскольку это был единственный вариант, при котором могли выжить пассажиры и члены экипажа.
Одна из самых ожидаемых премьер сентября - американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк - Шарлотт была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.
Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.
На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.
Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.
Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.
Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.
Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.
Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.
Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.
Реальность:Фильм:
В 2016 году на экраны вышел фильм под названием «Чудо на Гудзоне», режиссером выступил Клинт Иствуд, а главную роль пилота Чесли Салленбергера блистательно исполнил Том Хэнкс. «Чудо на Гудзоне» подробно рассказывает о происшествии и подвиге экипажа.
Поначалу могут возникнуть вопросы, как из полета, длившегося от взлета до приводнения всего лишь пять минут, можно сделать полноценный художественный фильм? Основную часть фильма занимает послеполетное расследование, где по полочкам разбирают происшествие. Убеленный сединами Том Хэнкс выглядит очень убедительно и заставляет переживать не только саму аварию, но и последующие попытки обвинить пилотов в случившемся.
Фильм похож на документальный, каких-либо расхождений с реальными событиями нет. Это именно тот случай, когда реальная история оказывается интереснее выдуманных сюжетов.
Я, конечно, любитель авиации, поэтому, как и многие мои друзья, могу пересматривать этот фильм и каждый раз восхищаться слаженной работой экипажа и выдержкой капитана.
На мой взгляд, нам не хватает таких фильмов, которые на примере реальных людей учат самым лучшим человеческим качествам. Хотя попытки есть, в одной из частей «Ёлок» вплетен сюжет о героической посадке Ту-154 авиакомпании «Алроса» на заброшенный аэродром в тайге. Удалось спасти и самолет и людей. Легендарный самолет, кстати, до сих пор летает. Его можно часто увидеть в аэропорту Домодедово.
Книга:
После просмотра фильма мне захотелось прочитать книгу. И здесь меня ждал приятный сюрприз.
Я не представлял, что книга окажется еще интереснее чем фильм. Если в кино рассказывается о происшествии и последующих за ним событиях, то в книге подробно рассказан путь становления Лётчик от пятилетнего пацан до того самого рейса. В фильм не вместилось множество сюжетных линий и сцен, подробнейшим образом изложенных в книге. Первый самостоятельный полет Чесли Салленбергер осуществил в шестнадцать лет, затем служил военным пилотом. На протяжении всей своей жизни летчик уделял огромное внимание безопасности полетов. Вся карьера Салленбергера подвела его к тому, чтобы благодаря профессионализму, знаниям и опыту в самый ответственный час удалось избежать самого страшного.
Очень важно, что в книге идет речь далеко не только об авиации. Там и отношения с близкими, и взаимовыручка, и общие рассуждения о жизни с точки зрения пилота. Это позволяет лучше понять и проследить путь Чесли. Книга из тех, что читаются на одном дыхании, заставляют думать и чувствовать. Технические подробности никоим образом не перегружают изложение, но все значимые детали указаны. Отдельно в конце книги, в приложениях приведены схема полета и расшифровка записи бортового самописца. Эти сухие документы еще раз напоминают, что история произошла на самом деле.
Книжный вариант «Чуда на Гудзоне» не дублирует, а дополняет экранизацию, раскрывая биографию целеустремленного живого человека, со своими сложностями и проблемами.
Моя оценка: однозначно 5/5!