Чем знаменателен месяц Мухаррам и какое поклонение нужно совершать в этом месяце? Начался месяц Мухаррам. В чем его значимость

30.01.2024

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

Хвала Всевышнему Аллаху наступил у нас новый год по хиджре и первый месяц это Мухаррам. Это один из четырех месяцев, в которые запрещены кровная месть, войны и т.д. О высокочтимоcти месяца Мухаррам много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаhу.
По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:
1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»

В этом священном месяце есть особый день называют его “Ашура" ("ашура, от слова “"ашара”, что означает десять)

В этот день произошло много событий, некоторые из них были радостными а некоторые печальными.

В этот день Пророк Адам, мир Ему, покаялся в своем малом грехе и Аллаh простил Его. Грех Адама, мир Ему, заключался в том, что Он ел запретный плод с особого райского дерева. Это не было большим грехом, и эта ошибка не была малым грехом, указывающим на подлость совершившего его, и тем более это не является неверием.

В этот же день Аллаh спас от всемирного потопа Пророка Нуха (Ноя), мир Ему, и верующих, которые были с Ним на корабле. Их корабль-ковчег по Воле Всевышнего почти после 150 дневного плавания остановился на горе Аль-Джудий, которая находится на территории современного Ирака.

В этот же день произошла битва «Зат ар-рика‘».
10 числа месяца Мухаррам 4 года hиджры должно было произойти сражение «Зат ар-рика‘», но его не было, потому что сердца неверных дрогнули, преисполнились страхом и они убежали с поля боя, бросая имущество и близких. Аллаh Всевышний оградил Своего Пророка и Его последователей от зла и вреда неверующих.

Также в этот день угнетателями был убит имам Хусейн сын ‘Али внук Пророка Мухаммада, мир Ему.
10 числа месяца Мухаррам 61 года hиджры произошло печальное событие. Убили внука Пророка Мухаммада, мир Ему, сына Его дочери Фатимы Аз-Заһра – Абу ‘Абдуллаhа Хусейна, да благословит их Аллаh. Он был убит угнетателями.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал о Хусейне и его брате Хасане следующее:

”الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ“

Это означает: «Хасан и Хусейн – господа юношей Рая».
Также Он сказал:

”هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي“

Это означает: «Это Мои дети (внуки), кто их любит, тот и Меня любит».

От Ибн ‘Аббаса по достоверной цепочке передается следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые не мусульмане постятся в день ‘Ашура. Их спросили, почему они это делают. На что они ответили, что в этот день Бог дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, то именно поэтому они в этот день постятся, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

”نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ“ رواه مسلم

«Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем вы». И призвал мусульман соблюдать Пост этого дня».

История спасения Мусы мир Ему и его народа.

Аллаh Всевышний послал Мусу и Его брата hаруна, мир Им, чтобы Они призывали фараона и его подданных веровать в Единого Создателя – Аллаhа и поклонятся только Ему.
Фараон был тираном, который считал себя богом и заставлял жителей Египта поклоняться себе. Когда Пророк Муса и Его брат hарун, мир Им, пришли к фараону и стали призывать его веровать в Единого Бога – Аллаhа и поклоняться только Ему, он отказался, проявляя упорство в своем неверии и начал преследовать последователей Пророка Мусы, мир Ему. Это продолжалось до тех пор пока Пророк Муса, мир Ему, не получил откровение от Аллаhа Всевышнего о том, что Пророку с Его последователями нужно покинуть Египет. Фараон, узнав об этом, снарядил конную армию в количестве 1 миллион 600 тысяч человек, чтобы уничтожить Мусу, мир Ему, и Его последователей численность, которых составляла всего 600 тысяч человек. Когда наступило утро и взошло солнце Пророк Муса, мир Ему, и Его последователи увидели приближающуюся армию фараона. Когда мусульмане увидели мощное и многочисленное войско, то сказали, что эта армия уже догоняет их и вот-вот уничтожит людей. Но Пророк Муса, мир Ему, выступил, обращаясь к своим последователям, подбадривая их, чтобы они не боялись и не беспокоились.
Подойдя к морю, они увидели, что оно штормит и в этот момент Аллаh повелел Пророку Мусе, мир Ему, ударить посохом по воде. После этого удара в этом месте море, по Воле Всевышнего, разделилось на 12 проходов. Это было подобно большим горам, между которыми были сухие дороги. Пророк Муса, мир Ему, со своими последователями пересекли море оказавшись на противоположном берегу. Фараон подошел к морю и увидел в нем проходы. С высокомерием и заносчивостью он крикнул своей армии: «Будем следовать за ними и догоним их!». Когда войска фараона вошли в проходы, образовавшиеся в море, и прошли полпути до другого берега, Аллаh Всемогущий повелел морю принять прежний вид. Тогда море сомкнулось над головами фараона и его войска, полностью накрыв их. Это было наказание им за то, что они были неверующими и угнетателями. Некоторые из сторонников фараона не верили, что он умер, но Аллаh показал им мертвое, распухшее от воды тело фараона, выброшенное на берег.
Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в день ‘Ашура – это сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:

”يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ“ رواه مسلم.

Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Хадис передал имам Муслим.

Так же сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».

Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мухаммада, мир Ему: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает».
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также является Сунной соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам. Это следует со слов Пророка Мухаммада, мир Ему:

”لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ“ رواه مسلم

Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам». Это изречение передал имам Муслим.
Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мухаррам.
Намаз, рекомендованный для выполнения в День Ашура

1. Кто выполнит 4 ракаата намаза, читая в каждом из ракаатов Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 раз (т.е. всего в намазе надо прочесть 4 раза Аль-Фатиху и 200 (двести) раз Аль-Ихлас), то, инша-Аллах, Аллах простит такому человеку грехи за 50 лет и создаст для него в Раю дворцы из Нура.
В соответствии с другим источником, рекомендуется след. намаз
2. Прочесть намаз, состоящий из 4 ракаатов. При этом читать по 2 ракаата отдельно, в каждом из ракаатов рекомендуется читать следующие Суры: Аль-Фатиха – 1 раз, Зульзиля – 1 раз, Аль-Кафирун – 1 раз, Аль-Ихлас – 1 раз.
А по окончанию всех 4 ракаатов (после намаза) прочитать салават* – 70 раз.

Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в ибадате, а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертных агоний, инша-Аллах.

Кто будет щедр с людьми, находящимися от него в материальной зависимости (семья и т.д.), то, инша-Аллах, Аллах будет проявлять свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Мухаррам - месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Аминь!

С месяца Мухаррама начинается исламский лунный календарь. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Благородном Коране говорится:

ان عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها اربعة حرم

Перевод смысла: «Число месяцев, согласно Аллаху, – двенадцать месяцев, [упомянутых] в Книге Аллаха в день, в который Он создал небеса и землю. Среди них (двенадцати месяцев) есть четыре священных» .

Эти четыре месяца, согласно достоверным хадисам, – Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Благородного Корана единодушны в этом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в проповеди, прочитанной в последнем хадже, сказал:

السنة اثنا عشر شهرا أربعة حرم، ثلاث متواليات ذوالقعدة، وذوالحجة، والمحرم، ورجب.

«Год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре – священные месяцы, три из них идут друг за другом: Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам, – а четвертый – Раджаб».

Выделение этих четырех месяцев не означает, что другие месяцы лишены какой бы то ни было священности, ведь месяц Рамадан признается наиболее священным месяцем года. Однако эти четыре месяца указаны особо, поскольку их священность признавали даже мекканские язычники.

На самом деле, все месяцы изначально равны, и нет святости, которая была бы им внутренне присуща. Когда же Всемогущий Аллах выбирает некое время для Своего особого благословения, это время приобретает святость по Его Милости.

Таким образом, святость этих четырех месяцев признавалась с времен нашего господина Ибрахима (мир ему). Так как язычники Мекки возводили свой род к нашему господину Ибрахиму (мир ему), они чтили святость этих месяцев и, несмотря на многочисленные войны между племенами, считали недозволенным сражаться в это время.

В Шариате нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сохраняется святость этих месяцев, и в Благородном Коране они названы (перевод смысла) «священными месяцами».

У месяца Мухаррам есть свои особые достоинства, о которых будет сказано ниже.

1. Пост в течение этого месяца.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أفضل الصيام بعد شهر رمضان شهر الله المحرم

«Лучшие посты после постов Рамадан – посты в месяц Мухаррам».

Хотя поститься в течение месяца Мухаррам не обязательно, тем не менее, тот, кто постится в этом месяце по своему желанию и выбору, получит великую награду от Всемогущего Аллаха. В вышеприведенном хадисе указано, что из всех желательных (нафль) постов (то есть таких постов, которые не обязательно держать, но которые человек соблюдает по своему выбору) за посты в течение Мухаррама полагается наибольшая награда.

Из этого хадиса не следует, что такую награду получит лишь тот, кто постится весь месяц без перерыва. Напротив, вознаграждается каждый день поста. Поэтому нам следует постараться не упустить эту возможность.

2. День Ашура.

Хотя все дни месяца Мухаррам священны, 10-е число этого месяца выделяется особо. Этот день называется днем Ашура.

Согласно сподвижнику Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), переселившись в Медину, обнаружил, что мединские евреи постились 10-го Мухаррама. Они говорили, что в этот день пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли Красное море, а Фараон утонул в его водах. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и велел мусульманам поститься в день Ашура (Абу Дауд).

Также во многих достоверных хадисах говорится, что вначале мусульмае были обязаны поститься в день Ашура. А затем, когда был установлен обязательный пост в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал желательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала:

فلما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة صامه وأمر بصيامه. فلما فرض رمضان كان هو الفريضة وترك عاشوراء، من شاء صامه ومن شاء تركه ()

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, он постился в день Ашура и велел людям поститься в этот день. Однако, когда посты в Рамадан были вменены в обязанность, обязательность поста была ограничена Рамаданом и обязательность поста в день Ашура была отменена. Человек может поститься в этот день, если пожелает, а может не поститься, если хочет».

Тем не менее, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность. Абдуллах ибн Маʼуд передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в Рамадан посту в день Ашура (Бухари и Муслим).

Говоря вкратце, из достоверных хадисов следует, что пост в день Ашура – это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и за него полагается великая награда.

Согласно другому хадису, рекомендуется, чтобы пост в день Ашура либо следовал за другим днем поста, либо предшествовал ему. Это означает, что нужно поститься два дня: либо 9-е и 10-е Мухаррама, либо 10-е и 11-е Мухаррама. Смысл еще одного дополнительного поста заключается в том, что, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), евреи постились в день Ашура и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) хотел, чтобы пост мусульман отличался от поста иудеев. Поэтому он советовал мусульманам добавить еще один день поста.

Некоторые источники указывают на еще одну особенность дня Ашура: согласно этим источникам, в этот день следует быть более щедрым со своей семьей, принести домой больше еды, чем в другие дни. Эти хадисы не очень достоверны, как указывают знатоки хадисов. Однако некоторые ученые, такие как Байхакы и Ибн Хиббан, сочли их достойными доверия.

То, что сказано выше о дне Ашура, основано на достоверных хадисах. Однако об этом дне ходят легенды, и некоторые заблуждения касательно дня Ашура пробрались в умы невежественных людей, хотя не имеют под собой никакой достоверной базы. Наиболее распространенные из этих заблуждений таковы:

  • Это день, в который был создан Адам (мир ему).
  • Это день, в который родился Ибрахим (мир ему).
  • Это день, в который Аллах принял покаяние нашего господина Адама (мир ему).
  • Это день, когда наступит конец света.
  • Кто искупается в день Ашура, тот никогда не заболеет.

Все эти и другие подобные измышления и фантазии не имеют никакой основы, а все хадисы в поддержку этих мнений не выдерживают критики.

Некоторые люди считают Сунной готовить в день Ашура специальное блюдо. Это также не имеет никакой основы в исламских источниках.

Другие связывают святость дня Ашура с мученической смертью нашего господина Хусайна во время битвы с сирийским войском. Вне сомнений, смерть нашего господина Хусайна – один из самых трагических эпизодов нашей истории. Однако святость дня Ашура не может быть связана с этой смертью просто потому, что эта святость была установлена задолго до рождения нашего господина Хусайна.

Наоборот, то, что наш господин Хусайн погиб в день Ашура, указывает на достоинство этого человека.

Еще одно заблуждение о месяце Мухаррам заключается в том, что это плохой или несчастливый месяц, поскольку в Мухарраме убили нашего господина Хусайна. По этой причине люди не заключают браки в этом месяце. Это опять же безосновательное измышление, противоречащее Благородному Корану и Сунне. Такого рода предрассудки опровергал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Если бы смерть какого-то выдающегося человека делала день его смерти несчастливым во веки веков, то осталось бы ни одного счастливого дня в году, потому что каждый день из 365-ти дней в году будет днем смерти какой-либо выдающейся личности. Благородный Коран и Сунна освобождают нас от этих суеверий, на которые не следует обращать никакого внимания.

Следующая дурная практика, связанная с этим месяцем, – причитания и траурные церемонии в память о мученической смерти нашего господина Хусайна. Как мы уже сказали, битва при Кербеле – один из самых трагических эпизодов в нашей истории, но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил нам устраивать подобные церемонии, вне зависимости от того, кто погиб. Люди эпохи джахилийи громко оплакивали своих погибших родственников и друзей, разрывали на себе одежду и били себя по щекам и по груди. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил мусульманам так вести себя и велел сохранять терпение, произнося:

إنا لله وإنا إليه راجعون .

Об этом до нас дошло множество достоверных хадисов. Вот один из них:

ليس منا من ضرب الخدود، وشق الجيوب، ودعا بدعوة الجاهلية()

«Тот не из нас, кто бьет себя по щекам, разрывает на себе одежду и завывает, как люди джахилийи».

Факихи единогласно постановили, что выражение скорби таким образом не дозволено. Сам господин Хусайн незадолго до своей смерти посоветовал своей любимой сестре, нашей госпоже Зайнаб (да будет доволен ей Аллах), не оплакивать его так, если он погибнет. Он сказал:

يا أخيه إني أقسم عليك، لا تشقى على جيبا، ولا تخمشي على وجها ولا تدعى بالويل والثبور إن هلكت ()

«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, если я умру, не рвать на себе одежду, не царапать свое лицо, никого не проклинать или не молиться о скорой смерти».

Из этих слов нашего господин Хусайна становится ясно, что такого рода оплакивание осуждается даже тем благословенным человеком, которого эти люди оплакивают. Все мусульмане должны сторониться этой практики и держаться учения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его любимого внука – нашего господина Хусайна.

Муфтий Таки Усмани

() سنن ابو داؤد
() (صحيح البخاري كتاب الجنائز
() (الكامل، ابن أثير، جلد ٤ صفحه ٢٤

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершился последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1431 года по хиджри, и начался первый месяц 1432 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1. Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2. Сафар - صفـر‎

3. Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول‎

4. Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني‎

5. Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى‎

6. Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة‎

7. Раджаб - رجـب‎

8. Шаабан - شعـبا ن‎

9. Рамадан - رمضا ن‎

10. Шавваль - شوّ ال‎

11. Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة‎

12. Зуль-Хиджа - ذو الحجة‎

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта « »
www.сайт

  • — Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Мухаррам - месяц, с которого мусульмане начинают свой лунный календарь по Хиджре. Это один из четырех запретных месяцев, о которых говорится в Священном Коране:

«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца у них-запретные».

(сура «Ат-Тауба»;45)

К запретным месяцам, в которые нельзя вести никакие войны, относятся Мухаррам, Зуль-Кагда, Зуль-Хиджа, Раджаб. Мухаррам - очень важный месяц в мусульманском календаре. Если провести этот священный месяц в богослужении, то милость Аллаха распространится на все остальные месяцы года. Ведь 1-го Мухаррама начинается новый мусульманский год по Хиджре.

Хиджра - это переселение Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки в Медину в 622 году. Событие, с которого ведется мусульманское летоисчисление, сыграло выдающуюся роль в становлении Ислама. Хиджра знаменовала собой начало нового победного этапа в распространении религии Единобожия.

Месяц Мухаррам располагает и другими достоинствами. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам». Каждый день поста в этот священный месяц имеет большое значение и вознаграждается Всевышним. Весь месяц Мухаррам является священным.

Но есть в Мухарраме один день, который особенно ценен. Это - день Ашура . В переводе с арабского «ашура» означает «десятый», то есть десятый день месяца Мухаррам. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день: сотворение Аллахом Всевышним небес и земли, первого человека и пророка Адама; спасение пророка Ибрахима от огня; вознесение пророков Идриса и Исы на небо; ниспослание Торы пророку Мусе; спасение Мусы и его последователей от фараона; была дарована безгрешность Пророку Мухаммаду (мир всем пророкам) и другие.

С днем Ашура связано еще одно событие в истории человечества – Всемирный Потоп, который начался первого числа месяца Раджаб и продлился шесть месяцев. Через шесть месяцев пророк Нух (Ной), мир ему, взмолился Господу, чтобы Аллах позволил ковчегу пристать к безопасному берегу. Всевышний спас Нуха (мир ему) и тех, кто был с ним. Это случилось в день Ашура. Как передают хадисы, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился из Мекки в Медину, то увидел, что мединские иудеи постятся в десятый день Мухаррама. Они говорили, что это день, когда пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли море и спаслись от фараона. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Моисею, чем вы», - и призвал мусульман поститься в день Ашура.

Пост в день Ашура был обязательным до тех пор, пока Всевышний не предписал обязательный пост в Рамадан. С этого времени пост в день Ашура является сунной. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не пропускал этот пост.

Согласно хадисам, чтобы мусульманский пост отличался от иудейского, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам поститься не один день, как иудеи, а три: девятого, десятого и одиннадцатого Мухаррама. По словам досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и привествует) пост в день Ашура очищает верующего от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в этот день Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. В день Ашура следует совершать много богослужения, читать Коран, раздавать садака, навещать больных, щедро кормить свою семью.

День Ашура – самый ценный день Мухаррама, который часто называют месяцем Ашуры. Для российских мусульман Мухаррам стал месяцем, который даровал им истинный и верный путь - религию Ислам.

16-го Мухаррама 310 года Хиджры (в июне 922 года по григорианскому календарю) волжские булгары приняли Ислам в качестве официальной религии. Правитель Волжской Булгарии хан Алмуш написал письмо багдадскому халифу Аль-Муктадиру с просьбой направить в Булгарию проповедника Ислама. Посольство халифа прибыло в Великий Булгар 12 мая 922 года и было встречено самим ханом Алмушем, который произнёс «Воистину, Аллах Могучий и Великий даровал мне Ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я – раб Аллаха, и это дело, которое Он возложил на меня, свершу…»

Принятие Ислама Волжской Булгарией в качестве официальной религии сыграло выдающуюся определяющую роль в истории, культуре, науке, литературе и образовании многих народов России, в том числе татар и башкир. Мусульмане России, в знак благодарности Всевышнему, ежегодно собираются на древней земле Булгара, отмечая годовщину принятия религии Ислам своими далёкими предками - события, дополнившего перечень тех величайших чудес, которые произошли по Воле Аллаха в Священный месяц Мухаррам.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Достоинства и правила месяца Аллаха - Мухаррам.
Хвала Аллаху - Господу Миров, благословения и приветствия самому почтенному из пророков и посланников - нашему Пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам. И всем, кто последовал за ними в благом до Дня суда.
А затем...
Воистину, милость Всевышнего Аллаха для Его рабов в том, что Он сменяет одни сезоны добра и милосердия другими, дабы сполна наградить рабов Своих и приумножить им милость Свою. Только что завершился сезон великого хаджа, как уже следует за ним священный месяц, месяц Аллаха - Мухаррам. Следует знать его достоинства и правила.

Превознесение месяца Аллаха - Мухаррам.
Всевышний Аллах сказал: "Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать в Скрижали Аллаха со дня, как сотворил Он Небеса и Землю. Из них четыре запретные, и это вера истинная, и не чините зла себе в эти месяцы...". Сура "Ат-Тауба" - "Покаяние", 36 аят. От Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) приводится, что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал в своей проповеди во время хаджа: "Время идёт согласно своему порядку с того дня, как Аллах сотворил Небеса и Землю. В году - двенадцать месяцев, из них четыре запретные, три подряд: Зулька"да, Зульхиджа и Мухаррам, Раджаб Мудар между Джумада и Ша"бан".
Аль-Куртуби сказал: "Всевышний Аллах, возвеличивая запретные месяцы, специально назвал их и запретил грешить в эти месяцы, хотя грешить запрещено всегда, как сказал Всевышний Аллах: "... нельзя иметь близость, нельзя грешить и нельзя препираться на хадже" . Сура "Аль-Бакара" - "Корова", 197 аят . Исходя из этого, большинство муфассиров говорит: "... и не чините зла себе в эти месяцы..." то есть: "в четыре запретных месяца". Приводит Хаммад бин Саляма от Али бин Зайд, от Юсуфа бин Махран, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: "... не чините зла себе в эти месяцы...", то есть все двенадцать месяцев".

Достоинство месяца Аллаха - Мухаррам.
Ибн Раджаб сказал: "Среди учёных существуют разные мнения по поводу того, какой из запретных месяцев лучше? Аль-Хасан и другие сказали: "Самый наилучший из них - запретный месяц Аллаха, Мухаррам". Это предпочтительное мнение части позднейших учёных. Передаёт Вахб бин Джарир от Курры бин Халида, что Аль-Хасан сказал: "Воистину, Аллах начинает год с запретного месяца и завершает его запретным месяцем. Нет месяца в году более величественного перед Аллахом после Рамадана, чем Мухаррам, и назван он "глухим" месяцем Аллаха по причине степени его запретности". Приводит Ан-Насаи слова Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): "Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Какая ночь самая лучшая и какой месяц самый лучший?" Он ответил: "Лучшая ночь - середина ночи, и наилучший месяц - месяц Аллаха, который называете вы Мухаррам". Эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают: лучший месяц после Рамадана». Одно из свидетельств, указывающих на достоинство Мухаррама, приводится Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Наилучший пост после поста Рамадана - пост месяца Аллаха, Мухаррама, а наилучшая молитва после предписанной - молитва ночью" . Ибн Касим сказал: "Самый лучший месяц для дополнительного поклонения после месяца Рамадан - месяц Аллаха, Мухаррам. Потому что дополнительное поклонение некоторых дней лучше дней Мухаррама, например, день Арафа и десятый день месяца Зульхиджа. Самая лучшая молитва после предписанной - ночная дополнительная молитва".
Ан-Навави сказал: "Если спросят: "В хадисе сказано, что наилучший пост после поста Рамадана - пост Мухаррама. Тогда почему большинство дополнительного поста в Ша"бане, а не в Мухарраме?" Ответ: "Возможно он узнал о достоинствах Мухаррама в конце своей жизни, так и не успев поститься в этот месяц, или у него были другие причины, по которым он не мог много поститься в этот месяц, например: путешествие, болезнь или что-то другое".
Ибн Раджаб сказал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха и это указывает на почётный статус и достоинство этого месяца, ибо Всевышний Аллах называет Своим и соединяет с именем Своим только самое достойное из творений Своих. Подобно тому, как Он назвал рабами Своими Мухаммада, Ибрахима, Исхака, Якуба и других пророков, или как Его Дом, Его верблюдица. Если Всевышний Аллах выделил этот месяц среди других месяцев, следует выделить его поклонением, принадлежащем только Всевышнему Аллаху - постом."
Указывается также другая причина, почему этот месяц назван месяцем Аллаха. В этом указание на то, что запретным его объявил сам Всевышний Аллах, и никто не вправе его менять, как это делали арабы до ислама. Они объявляли его дозволенным, а запретным вместо него объявляли Сафар.
В этом месяце есть день, в котором произошло величайшее событие, победа добра над злом, победа истины над ложью. В этот великий день Всевышний Аллах спас Мусу (мир ему) и его народ, утопил фараона и его войско. Поэтому у этого дня есть великое достоинство и огромная степень с древнейших времён.
Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыв в Медину и увидев, что иудеи постятся день Ашура, обратился к ним: "Что это за день, в который вы поститесь?" Они ответили: "Это великий день, в который спас Аллах Мусу и народ его, утопил фараона и народ его. Муса постился этот день в знак благодарности Аллаху, и мы тоже постимся в этот день". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мы более достойны этого и ближе к Мусе, чем вы". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам постился и велел другим поститься в этот день. Приводит Аль-Бухари и Муслим, Ахмад приводит этот хадис от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), добавляя: "В этот день ковчег остановился на Аль-Джуди, и Нух постился в этот день в благодарность Аллаху".

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем, то есть над месяцем Рамадан". Приводится Аль-Бухари и Муслимом.

Ибн Раджаб сказал: "Из этого следует, что день Ашура - наилучший из дней для поста после Рамадана, но Ибн Аббас приводит только своё мнение, не опровергая мнения других. Приводит Муслим хадис от Абу Катада, что пост Ашуры - искупление одного года, а пост дня Арафа - искупление двух лет и становится ясно, что пост дня Арафа лучше поста дня Ашура. Сказано, что мудрость этого в том, что день Ашура является днём Мусы (мир ему), а день Арафа - день Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому он лучше".

Ар-Раби" бинт Муаввиз бин Афра сказала: "Отправил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утром дня Ашура послание в деревни ансаров, находившихся вокруг Медины: "Кто намерился поститься, пусть держит свой пост, а кто поел, пусть не ест остаток дня". После этого мы постились сами и приучали к посту наших малолетних детей. Мы шли в мечеть и изготавливали для них игрушки из окрашенной шерсти. Если один из них плакал, желая есть, то мы давали ему эту игрушку, пока не наступало время разговления" . Приводит Аль-Бухари и Муслим.

Достоинства дня Ашура.

У дня Ашура великое достоинство и степень с древнейших времён. По этой причине постился в этот день Муса (мир ему), а равно как и все из числа обладателей Писания, и даже курайшиты соблюдали пост этого дня до ислама.

Приводится несколько хадисов о достоинстве дня Ашура и о достоинстве поста в день Ашура.

Приводится в сборнике "Сахих" Муслима от Абу Катада, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года" . Муслим 1976. Это для нас великая милость Аллаха, что за пост одного дня простятся грехи целого года.

Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем - над месяцем Рамадан". Аль-Бухари 1867.

Как следует поститься в день Ашура?

1. Поститься девятый и десятый дни Мухаррама. Этот пост считается наилучшим согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада, в котором говорится, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и он ответил : В хадисе, приводимом Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если доживу я до следующего года, воистину, буду поститься девятый и десятый дни".

О мудрости поста девятого дня имам Ан-Навави приводит несколько мнений учёных:

1) не следует уподобляться иудеям, постящимся только десятый день;

2) поститься только в пятницу нельзя, предписывается поститься ещё один день с пятницей (также и с днём Ашура);

3) не забывайте об опасности того, что месяц может быть не полным (29 дней или 30 дней), и тогда девятый день на самом деле может оказаться десятым.

2. Пост десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не уподобляйтесь иудеям, поститесь один день до него или один день после него". Приводит Ахмад и Ибн Хузейма.

3. Пост девятого, десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса: "Поститесь один день до него и один день после него".

4. Пост только десятого дня согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада об одном человеке, спросившем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года".

Дамир-хазрат Нафиков