Развлечение на перемене. Игра во вкладыши от жвачки

06.10.2023
Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Вкладыши

Вкладыши

Для игры приготовьте стаканчики или коробочки-вкладыши четырех-шести размеров.

Поставьте вкладыши на стол перед ребенком и на глазах у малыша вынимайте их один из другого. Затем покажите малышу, как надо вкладывать их один в другой. При этом вложите лишь два предмета, убывающих по величине, а остальные предложите сложить ребенку.

В следующий раз усложните игру, увеличив число вкладышей.

Игра учит ребенка ориентироваться в близких величинах, развивает зрительное внимание, глазомер, усидчивость.

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Рамки-вкладыши Классические «рамки-вкладыши Монтессори» представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат и т. д.). К каждому вкладышу приделана маленькая ручка, чтобы ребенок мог вынуть фигурку или вложить ее обратно в

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Рамки-вкладыши Возьмите рамки-вкладыши Монтессори.На этот раз предложите ребенку вложить в окошечки (рамки) уже не объемные, а плоские изображения предметов (это могут быть геометрические фигуры, изображения различных игрушек, животных, фруктов).Первую фигурку вложите в

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Подкладки (вкладыши) для груди Одноразовые подкладки или многоразовые хлопчатобумажные подкладки для груди можно носить внутри бюстгальтера, чтобы они впитывали подтекающее молоко.Вот несколько советов по использованию этих подкладок: Избегайте подкладок из

С середины 1980х годов в отсталой от всех плодов цивилизации стране советов стали появляться предметы известные во всем мире. Нельзя сказать, чтобы этих, дорогих детским ртам развлечений-жвачек не было раньше. И в 70х годах дети уже собирали вкладыши от «иностранной жевательной резинки». Кто-то привозил, кто - где-то выменивал. Школьные перемены самое любимое время дня учеников, можно поболтать с друзьями, просто проболтаться. Играли всегда - девочки в «резиночки», мальчики в «лягушку» (били монетки от стены). И все - и мальчишки и девчонки играли во «вкладыши» от жвачки. Моя подруга подробно рассказала принцип этой игры. Она была заядлой «фанаткой» игры во вкладыши в 1990м году. Я не играла, - всегда, почти всегда читала материал к следующему уроку, так как дома - просто читала художественную литературу. Итак. Двое садятся напротив друг друга. Можно играть на столе, можно на полу, на подоконнике. Лишь бы поверхность была ровная. Выкладывается фантик - вкладыш - уже расправленный, разглаженный. Рука-ладошка складывается так, как будто прикрывает яблоко, и, нужно было ударить по фантику - вкладышу от жвачки, чтобы он подскочил, и, падая, лег картинкой кверху. Если у твоего соперника - не вышло - фантик уходил к тебе. Моя подруга, как выяснилось, была ассом в этой увлекательной игре. Она выигрывала множество редких вкладышей. Особенно ценились вкладыши с комиксами типа «Микки Маус» и «Дональд Дак», чуть менее ценными были вкладыши из жвачек «Турбо». Из других источников - оказывается, существовала целая система складывания ладошки и самого удара:1)«на ладошку» — когда после удара ладонь уходит не вверх, а в сторону; 2)«на ладошку со скидкой» — то же самое, только ладонь не просто уходит в сторону, а убирается быстро, решительно, что заставляет вкладыши побурлить сильнее;3)«по носу» — это когда рука при ударе идёт по дуге, от пола до лица;4)«прямо» — рука при ударе идёт вертикально вниз и вертикально вверх. Существовали и варианты на тему правил игры. Играли и по двое, и большим количеством игроков. И вкладыши от жвачек выкладывались целой кучей или по одному. Ставки делались. Хранились эти детские богатства тщательно, разглаженными - в коробочках, а у моей подруги - в формулярах для коллекционирования марок. Можно считать, что игра во вкладыши от жвачки, в которую наши советские школьники самозабвенно «рубились» на переменах в школе в 1980х -1990х являла собой зачатки азартных игр казино. Многие потом, надо заметить, подсели на игральные автоматы. Кому-то весьма фартило, кому-то, совсем напротив, а кто-то оставался «при своих». Но это уже взрослые игры.

Виктория Мальцева

В далекие 90-е годы особую популярность среди школьников приобрела игра на вкладыши. Часто можно было услышать бурные, продиктованные эмоциями, высказывания: «А мне попалась последняя модель Феррари». Класс!
От автора: Коллекционированием бумажек подобного рода, кстати, было поглощено большинство мальчишек.

Когда во дворе или в школе, видели мальчика, у которого была большая стопка фантиков от жвачек, то он считался «крутым». Собирали вкладыши и обвертки со всех жевательных резинок. Помню, как мы с друзьями выпрашивали деньги у родителей, чтобы купить себе любимую жвачку. Если же вдруг у меня получалось на чем-то сэкономить, или деньги давала бабушка, когда был у нее в гостях, то я сразу же бежал за жвачкой.
Помню, с какой жадностью в те времена, мы говорили, глядя друг на друга, раскрывая одну жвачку за другой, набивая ими полный рот: «А у тебя какая?».
Да, собственно, и покупали-то жвачки, в основном, ради обёрток и «мультиков». Когда же попадались одинаковые, это было самое что ни есть глубокое разочарование, приводившее почти в отчаяние. Единственный возможный выход – это поменяться с кем-то.
На эти бумажки мы смотрели, словно на деньги. Это было для нас всё. Подобно тому, как бывает валюта разного достоинства, купюры разного номинала, вкладыши тоже были разной ценности. Например, один из последних вкладышей «турбо» можно было обменять на несколько штук вкладышей от «бом-бим-бома» или «дональдака». Также очень ценились вкладыши футбольного характера, особенно - команды.

Каждый заядлый коллекционер имел свою, сжатую в руках, стопочку сокровища. Это увлечение, конечно же, не одобряли учителя, так как из-за него, мы не были сосредоточены на уроках. Поэтому от них мы старались тщательно скрываться. Помню так же, как судорожно, по нескольку раз, мы пересчитывали накопленные «сокровища».
Однако самое интересное было для меня то, как мы на вкладыши и фантики играли. Перед каждым стояла задача побольше выиграть у других. Здесь я хотел рассказать именно об этом – как, где мы играли на них. В основном, это была игра в «выбивалки».Каждый, брал свой «фантик», клал его перед собой на пол, после чего своей немного согнутой ладошкой, бил по нему сверху – так, чтобы он перевернулся. Если у меня перевернулся, а у соперника нет, то потом брали мой и его фантик, клали один на другой, и выбивали сразу две. Если, допустим, я ударил, но не перевернулся ни один вкладыш, то очередь переходила к сопернику, теперь уже бил он. И так до тех пор, пока кто-то не выбил бы сразу две. Такой игрок и забирал свой «трофей» - обёртку соперника. В том и заключалась суть игры, на которой все были помешаны.Это нужно было только видеть! В основном, конечно, так «с ума сходили» мальчики, девочек не замечал за подобными играми. Такое происходило на школьном полу, подоконниках, партах, а также в подъездах, на ступеньках, даже на асфальте.Однажды мне рассказали секрет, как можно бить по фантику, чтобы он лучше переворачивался. Так как это происходило, в основном, за счет воздуха, который исходил от размашистого движения руки, то нужно было бить плавно. Поэтому я старался бить и сразу же уводить ладошку в сторону. Благодаря такому методу, я мог действительно выиграть много чужих «сокровищ».
Только вот у некоторых ребят, из-за частой игры, вкладыши становились грязными, сильно «изношенными», как это часто бывает у мелких денежных купюр. Сколько же было радости, сколько эмоций от очередного выигрыша! Я чувствовал себя самым счастливым человеком, когда срывал очередной «Джек-пот» фантиков.
Омрачить это могло только одно: если вдруг, по какой-то причине, у кого-то из друзей появлялась новая, редкая тачка. Вот это был ужас! Он её с гордостью всем показывал. Это вызывало зависть со стороны окружающих. Все поэтому наперебой предлагали за нее несколько других.
Со временем устаревшие обёртки и вкладыши, а также те фантики, которые износились, расклеивали везде: на лифтах и стеклах – на всём, что попадалось под руку. Наверное, мне никогда не забыть тех радостных моментов жизни. Казалось бы, что это такое? Бумажки, да и всё. Обыкновенные фантики, на которые сейчас мало кто обратит внимание, так как более «прогрессивных» развлечений хоть отбавляй. Но они делали нас, детей, счастливыми в полном смысле этого слова! И это одна из причин, почему лично я буду всегда с ностальгией вспоминать 90-е, эти замечательные, «фантиково-обёрточные» времена.

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши - можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

. Вкладыши-мисочки - это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
. Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) - с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм - для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогут развить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела - вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием - он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» - если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) - в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов - это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

В этой статье опишем примеры развивающих игр с вкладышами-мисочками и рамками-вкладышами – для ребенка первого года жизни.

Какие игрушки можно назвать вкладышами?

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши – можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

Вкладыши-мисочки – это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) – с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм – для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогутразвить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела – вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием – он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» – если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) – в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов – это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши-мисочки

Для начала предложите малышу всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине.

Вкладывание

Дайте малышу несколько вкладышей (2-3) для самостоятельных манипуляций. Понаблюдайте за ним – будет ли он вкладывать их друг в друга. После самостоятельной игры покажите ему, как собрать все вкладыши в один – самый большой. Возможно, кроха удивится – как так – было много, а все поместились в один. Повторяя Ваши действия, иногда ребенок будет пробовать силой втиснуть большой вкладыш в маленький...

Понаблюдайте за ним, и если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, не ждите, пока он начнет капризничать устав от собственных «неудач». Ни в коем случае не нужно порицать малыша за его упрямство – оно вполне характерно для его возраста. Просто дайте ему в руку для вкладывания другой подходящий кубик и вместе с ним вложите его. Постепенно, методом проб и ошибок, малыш научится выбирать подходящие по размеру предметы. Вложив все части игрушки-вкладыша, он опять будет разбирать их и собирать вновь и вновь – закрепляя приобретенные знания и навыки.

Прятки

Прятки – это хороший способ разнообразить игру с вкладышами, если она чуть поднадоела Вашему чаду. Итак, у Вас три кубика – маленький, средний и большой. Незаметно от ребенка на столе накройте кубики в указанном порядке полостью вниз, а затем устройте игру в прятки.
Снимите больший кубик на глазах у ребёнка его. Кроха увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Комментируйте свои действия – побуждая интерес малыша: «Что там у нас тут прячется? Смотри, кубик! А вот еще кубик!» Потом опять – только теперь, чтобы ребенок видел - накройте меньшие кубики большими, приговаривая: «А теперь давай спрячем его вот так. Нет кубика. А теперь и этот тоже спрячем. Вот один кубик остался! Поищи – где кубики спрятались?». Малыш наверняка захочет участвовать в этой занимательной игре. Сначала он сможет только снимать верхние кубики, а Вы будете снова собирать их. Обучите его действуя его руками как можно спрятать маленький кубик, одев на него больший. Также покажите и объясните, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Как только малыш научился взаимодействовать с вкладышами - постепенно игру можно усложнять, увеличивая, например, число вкладышей.
Еще один вариант игры: возьмите три разноцветных вкладыша и одну маленькую игрушку – подходящую для того, что прикрыть ее можно любым из трех вкладышей. Выставите на стол перед ребенком три кубика-вкладыша вверх дном, и прямо перед его глазами спрячьте под один из них игрушку. Выждав непродолжительное время, спросите: «Где зайчик? (игрушка)» Сразу ли малыш найдет ее? Эта игра поможет развить у ребенка память.

Башенка

Постройка башенки – это еще один отличный вариант игры с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз, а самого маленького – на дно среднего. «Удивитесь»: «Вот какая у нас башня получилась!». Позвольте малышу исследовать Вашу работу, скорее всего он развалит башенку. Скажите: «Вот какой ты сильный – развалил такую большую башенку!». Возводите башенки для своего крохи снова и снова. И через определённое количество повторов, ему тоже захочется выстроить кубики в высоту. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший. Такая игра будет занимать его до 1,5-2-х лет.

Рамки-вкладыши

Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Закрой окошко!

Покажите ребенку, как можно закрыть «крышечкой» каждое окошко. Остановитесь на одной форме. Обведите пальцем малыша по контуру, сначала отверстия, а потом – вкладыша. Затем помогите малышу поместить вкладыш самому. Объясните ему: «Видишь, для каждого окошка подходит только одна «крышечка», а другие не помещаются. Попробуй сам!» Вместе с ним подбирайте соответствующие по форме вкладыши для каждого отверстия. Затем предоставьте ему возможность играть самостоятельно.
Следите за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Ведь однообразно играть, после определенного количества повторов, ребенку может просто надоесть, и он потеряет интерес к игрушке. Изменяйте задания, например, за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия.