Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .
Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.
Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.
Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.
Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.
Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:
Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.
К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.
Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.
Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.
Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.
Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.
К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.
Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.
К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.
Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.
Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:
Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:
Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.
Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!
Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.
Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!
Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.
Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.
Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.
Умение есть ложкой самостоятельно - один из первых навыков самообслуживания маленького человечка. Такое простое действие требует от крохи огромных усилий и повышенной концентрации внимания. Неудивительно, что многие малыши категорически отказываются держать ложку самостоятельно до 1,5 - 2 лет. Нужно ли волноваться или можно пустить на самотек процесс обучения ребенка правильно есть ложкой?
Как только ребенку начинают вводить прикорм, мама задумывается - не пора ли дать крохе ложку? С какого возраста можно учить грудничка кушать самому? Дать малышу столовый прибор можно и в 5 месяцев. Вот только вряд ли он сразу сможет использовать его по назначению.
В 6 месяцев, когда начинают вводить прикорм, не каждый ребенок хочет держать ложку. Чаще малыш просто облизывает ее или грызет, а иногда бросает, чтобы услышать приятный звон. Если прибор в маленьких ручках не мешает маме кормить кроху, можно не лишать его удовольствия. Если же процесс кормления нарушается, значит, ложку маленькому гурману давать пока рано. Не волнуйтесь - у вас еще будет время научить его нехитрому делу.
Оптимальный возраст для начала самостоятельного поглощения пищи - 1 год. В этом возрасте ребенок может попасть ложкой в рот, а не в глаз или ухо. Если ваше чадо категорически отказывается от прибора, не стоит огорчаться. Раз в неделю предлагайте ему ложку. Через некоторое время кроха заинтересуется и напрочь откажется от вашей помощи.
Следуйте нашим советам, и примерно в полтора годика ребенок уже сможет самостоятельно кушать ложечкой.
Не разрешайте ребенку кушать кашу руками. Появились модные тенденции, когда малышу позволяют вначале познакомиться с едой путем погружения рук в кашу и размазывания по столу. Кроха с первого раза должен понять: еда — не игрушка! Для развития мелкой моторики используйте другие материалы: песок, крупы, пластилин, тесто. Нужно учить малыша есть пищу исключительно с помощью прибора.
Ложка из силикона отлично подходит для подготовки малыша к самостоятельному приему пищи
Чтобы ребенок научился правильно есть сам, подберите ему подходящую ложечку. Главное, чтобы малышу было удобно ею кушать. Существует несколько вариантов:
Выбор за родителями. Но помните - ваш выбор тестирует ребенок, а его взгляд на удобство и красоту может разительно отличаться от вашего.
С серьезностью отнеситесь к обстановке во время приема пищи. Соблюдайте правила, чтобы процесс был приятен и для вас, и для ребенка.
Спокойная обстановка и уверенная в успехе мама - главный залог удачного обеда.
Маленький человечек самостоятельно ест довольно долго. Чтобы во время самостоятельного приема пищи ребенком каша или пюре в тарелке не остыли, используйте специальные тарелки с подогревом. В них двойное дно, в донный резервуар через специальное отверстие, которое закрывается пробкой, заливается горячая вода. Обед вашего чада не остынет и останется теплым на протяжении всего приема пищи.
Если вы решили, что малыш готов к обучению, приступайте. Ребенок может с вами не согласиться, однако попробовать стоит. Примените простые правила, чтобы увеличить коэффициент полезного действия.
Соблюдая правила, вы без труда сможете приучить ребенка есть самостоятельно.
Если ребенок перестал есть ложкой, хотя еще вчера с удовольствием пользовался прибором, не настаивайте. Не переставайте давать малышу ложку, и со временем он научится есть сам. Возможно, процесс утомляет кроху, или он приболел.
Ребенок может отказаться от еды из-за формы и цвета ложки, поэтому стоит внимательно отнестись к ее выбору
Если кроха бросает ложку и не хочет есть самостоятельно, попробуйте его заинтересовать. Обедайте одновременно с ним, показывая ему пример. Дети любят повторять за родителями. Ведь они - главный авторитет для малыша.
Приобретите или достаньте из закромов тарелку с изображением любимого героя на дне. Набрав кашу, предложите ребенку освободить мишку или уточку. Он с удовольствием постарается побыстрее добраться до картинки. Чудесно, если малыш вживую видел, как работает экскаватор. Дети могут часами наблюдать за процессом. За обедом предложите крохе использовать ложку как ковш. Он с энтузиазмом будет черпать кашу и засовывать ее в рот.
Если вы решили научить малыша есть самостоятельно, в начале приема пищи всегда давайте ему ложку. Пусть кушает сам. Важно, чтобы другие члены семьи также не кормили ребенка. Особенно сложно донести это бабушкам. Перед походом в поликлинику или другим мероприятием садите кроху за стол пораньше. Иначе в спешке вы сами покормите его, перечеркнув предыдущие наработки.
Научить ребенка пользоваться ложкой не так уж сложно. Этот процесс будет довольно мучительным, если вы продолжите настаивать и заставлять кроху. А может быть быстрым и безболезненным, если не делать таких ошибок. Учите малыша незаметно, чтобы он сам проявлял инициативу. Тогда аппетит крохи не пострадает.
По мере роста детки стремятся делать многое без участия взрослых. Одним из первых навыков самообслуживания и одновременно важным этапом развития является умение самостоятельно кушать ложкой. Не менее ответственно это и для родителей, которым следует задуматься о том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.
Вначале разберемся, когда давать ребенку ложку в руки. Прежде чем малыш освоит навык самостоятельного использования ложки, ему следует познакомиться с этим инструментом и изучить его. Впервые дать подержать можно уже в полугодовалом возрасте, когда кроха уже хорошо сидит с поддержкой, и особенно если возникает необходимость введения .
Важно сказать ребенку, что ложка нужна для того, чтобы кушать, дать ему четко понять, что это не предмет для игры. Вначале при кормлении можно применять две ложки – одной кормить, а другой позволить орудовать крохе так, как он захочет. При этом стоит придерживаться правила использовать ложку только во время еды и не давать ее ребенку в другое время.
Самостоятельность в процессе еды появляется у ребенка тогда, когда он сам начинает кушать печенье, сухарики. Далее следуют попытки взять пищу из тарелки руками, за которые ни в коем случае его нельзя ругать. Когда малыш уже способен уверенно брать и удерживать предметы между двумя пальчиками, допустимо начинать обучать его правильно пользоваться ложкой. Это происходит примерно в 7-8 месяцев.
Одним из главных признаков того, что карапуз готов сам применять ложку, является желание отобрать ее у взрослого. Тогда нужно дать малышу ложку с пищей и помочь ему направить ее в ротик. В первое время, когда ребенок сам ест ложкой, добавляются лишние хлопоты по уборке на кухне, стирке, с чем необходимо смириться и, набравшись терпения, пройти этот этап. Скорость освоения навыка самостоятельного приема пищи с ложки разная у всех деток, но в большинстве случаев уже к возрасту 1-1,5 года они умело пользуются первым столовым прибором.
Немаловажное значение в вопросе о том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, имеет то, какой прибор предлагается крохе. Первая ложка для ребенка должна быть безопасной, легкой, вместительной, иметь удобную для захвата ручку. Нужно знать, что ложечки с длинными тонкими ручками не подходят для использования ребенком, а предназначены только для кормления родителями.
Ложки для детей представлены в широком ассортименте, изготавливаются из разных материалов, имеют разные цвета и могут быть украшены красочными рисунками, которые привлекают внимание и делают трапезу более интересной. Рассмотрим основные типы ложечек, которые могут применяться малышами:
Сложности у многих возникают в вопросе, как научить ребенка держать ложку правильно. Стоит понимать, что в таком возрасте кроха еще не способен держать ложку пальцами, поэтому берет ее в кулачок. В этом нет ничего страшного, и со временем он всему научится. Поэтому вначале следует лишь немного помогать малютке орудовать ложечкой, направляя его ручку к тарелке и ко рту.
Чтобы у ребенка быстрее развилась координация движений, важно больше времени уделять играм для развития моторики. Например, отличной тренировкой для успехов на кухне может стать игра в с лопаткой. Предложите малышу вместе «покормить» из ложечки (или лопатки) любимые игрушки. Полезно рисование мелками или карандашами, игры с хлопками в ладоши.
Если в семье принято устраивать совместные трапезы, то проблемы с тем, как научить ребенка кушать ложкой, по сути отсутствуют. Карапузы любят копировать поведение взрослых, поэтому, глядя на родителей, будут стремиться использовать столовые приборы по назначению. Не стоит во время еды отвлекать ребенка чем-то другим (мультфильмами, игрушками и т.д.). Важно приучать его к использованию ложки тогда, когда он действительно испытывает голод, что будет хорошим стимулом.
Условием для успеха в решении вопроса, как научить ребенка есть самому ложкой, являются согласованные действия всех членов семьи. К примеру, недопустимо, когда мама старается привить крохе навык самообслуживания, а бабушка кормит его с ложки. Чем дольше ребенка будут ограждать от проб и ошибок, тем позднее он приобретет самостоятельность, и не только при приеме пищи. Поэтому стоит заранее обсудить с домочадцами вопрос, как научить ребенка есть ложкой.
В вопросе, как научить маленького ребенка есть ложкой самостоятельно, может возникнуть другая сложность – малыш отказывается использовать ложку и кушает руками либо требует, чтобы его кормили взрослые. При этом следует осознавать, что давить на малыша и заставлять его нельзя, добиться своего можно только при помощи терпения и доброжелательности. Если ребенок не хочет есть с ложки, можно попытаться применить такие приемы:
Доброго дня вам, уважаемые читательницы! Надоело кормить свое чадо из ложки? Как научить ребенка кушать самостоятельно? Поделюсь своим опытом.
Мои дети достаточно рано освоили ложку. Дочка — в год и 2 месяца. Сын — в год и 4. На мой взгляд, главное в этом вопросе — дождаться подходящего времени... И не упустить его.
Когда малыш готов кушать сам? Есть всего несколько критериев:
Эти два условия очень важны: аппетит и мелкая моторика. Если нет аппетита — все бесполезно. Малыш будет разбрасывать кашу по столу, будет баловаться с едой, даже не пытаясь ничего скушать.
В принципе, это — нормальный этап развития. И если вас не напрягает убирать последствия такой игры — пусть играет. Однажды он начнет есть. Именно так я делала со старшей дочкой.
Но если у вас итак хватает хлопот... Можно не давать малышу тарелку с ложкой. До определенного момента. У сына это произошло к 1,3 году. До этого возраста мои попытки дать карапузу ложку заканчивались экспериментами с кашей. А в 1,3 сын вдруг начал пытаться кушать.
Повторюсь, если вы вводили , то в идеале ребенок почти с самого начала должен кушать самостоятельно. Я знаю мам, которые совсем не кормили детей с ложечки.
Но лично я не вижу в этом большой необходимости. Можно избавить себя от лишних хлопот. И как минимум, до года, кормить ребенка самой. А после года — смотреть на готовность малыша.
Заметив первые попытки карапуза кушать самостоятельно, нужно принять твердое решение... Не «докармливать» свое чадо самой. Да, первые попытки будут довольно нелепыми. Многое останется на полу. Но если вы перестанете совать ребенку ложку в рот, он быстро научиться кушать, движимый чувством голода.
Конечно, если у малыша очень большой аппетит, и ему очень тяжело наесться без вашей помощи — имеет смысл подождать с этим этапом. Помните, второе условие — достаточная мелкая моторика? Но также не стоит недооценивать своего ребенка.
Почему важно не упустить первый интерес малыша к ложке? Потому что, как правило, в первую неделю ребенок будет осваивать ложку с большим энтузиазмом. Это будет для него новым и интересным навыком. Он будет прилагать много терпения, потратит много усилий...
Спустя несколько недель малыш может потерять первоначальный интерес. Возможно, он начнет лениться. И если вы регулярно помогаете ему кушать, он может отказаться от самостоятельных попыток.
Поэтому первые попытки кушать (именно кушать!) ложкой — идеальный повод делегировать малышу его кормление. Как не прозевать подходящий момент?
Лично я пробовала давать своему сыну тарелку примерно раз в две недели. И смотрела на его реакцию. Балуется — значит, еще рано. Значит, нужно подождать.
У кого-то дети сами начинают выхватывать ложку... Это — прекрасный знак. Пора дать своему чаду чуть больше самостоятельности.
Однако, все дети совершенно разные. И если ваш карапуз не хочет брать столовые приборы, капризничает и требует вашей помощи... Я бы не стала настаивать.
Не нужно начинать кормить свое чадо «по первому писку», но доводить дело до истерики совершенно бессмысленно.
Большинство детей готовы кушать самостоятельно к 1,5 годам. Но даже если ваш малыш не сможет освоить этот навык к двум годам — в этом нет никакой трагедии.
Я знаю мам, приучивших своих деток к ложке только к 3-4 годам. Возможно, это связано с ошибками, которые допустили эти мамы на начальном этапе знакомства с ложкой. Возможно, все дело в самих детях... Но важно другое: сейчас эти дети прекрасно кушают сами.
Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.
В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.
При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.
Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.
Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.
С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.
Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.
Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.
Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.
Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.
Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.
Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.
Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.
Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.
Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.
Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.
Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.
Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.
Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.
Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.
Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:
Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.
С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.
И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:
Возможно, вам будут интересны статьи