Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.
Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.
Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°.
В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 - 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.
В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.
После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.
Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.
По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.
Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км.
Оружие (ракеты класса «воздух-корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.
В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.
Предназначен для патрулирования морских акваторий, разведки и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок.
Самолет «Нимрод» MR разработан на основе пассажирского авиалайнера «Комета» 4С, который использовался в ВВС Великобритании с 1955 г. в качестве военного транспортного самолета. Работа по модернизации самолета «Комета» 4С началась в 1964 г., а первый полет опытного самолета состоялся 23 мая 1967 г.
Конструктивно «Нимрод» MR Mk.1 отличался от базовой модели укороченным на 1,98 м фюзеляжем с негерметичной подфюзеляжной корзиной для размещения поискового оборудования и наличием отсека для вооружения длиной 14,78 м. Крыло, хвостовое оперение и шасси остались практически без изменения, кроме отдельных узлов шасси, которые были усилены для работы с большими полетными весами. Внешние отличия включали большой надфюзеляжный киль, контейнер с электронным оборудованием, смонтированный сверху киля, выступающую в хвостовой части фюзеляжа балку для магнитного обнаружителя, прикрепленный на передней стенке топливного бака прожектор и подкрыльевые пилоны для ракет «воздух-поверхность».
На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя, мощность которых позволяет даже при одном работающем лететь на крейсерской скорости и набирать высоту.
Бортовое прицельно-поисковое оборудование аналогично оборудованию Р-ЗС и включает инерциаль- ную платформу Эллиот ЕЗ, доплеровскую РЛС Декка 67М, дублированный гиромагнитный компас Сперри СМ7, РЛС обнаружения надводных целей EMI ASV- 21D, детектор магнитной аномалии ASQ-10A, систему РЭБ и поисковый прожектор (мощностью 70 млн свечей), но в отличие от Р-ЗС не имеет обзорной ИК-станции.
Вооружение самолета составляют торпеды, глубинные бомбы и мины, которые размещаются в отсеке вооружения. Кроме того, каждая консоль крыла имеет по одному узлу для подвески УР класса «воздух-поверхность», НУР, а также контейнеров с пушками и минами. В хвостовой части герметичного отсека фюзеляжа размещены акустические буи, морские маркеры и другие опознавательные средства.
Самолет «Нимрод» может быть использован и как транспортный – в нем могут разместиться 45 военнослужащих.
С 1975 г. началась модернизация самолета «Нимрод» MR Mk.1 в «Нимрод» MR Mk.2 с более совершенным БРЭО. Кроме того, последний модернизирован для использования новых видов вооружения (фугасные бомбы по 450 кг, кассетные бомбы BL 755, торпеды «Стингрей» и противолодочные УР «Гарпун»). В 1982 г.
16 самолетов были оснащены заправочными штангами На нескольких самолетах «Нимрод» MR Mk 2 были установлены УР «Саидуин- дер» класса «воздух-воздух» (по две на каждом под- крыльевом пилоне)
Самолет способен осуществлять патрулирование в ближней зоне до 12 часов, а на удалении 1850 км от точки вылета – до 6 часов. Дальность полета может быть увеличена за счет размещения в отсеке вооружения дополнительных топливных баков.
В 1973 г началась проработка варианта самолета ДРЛО на базе «Комета» 4С для замены патрульных самолетов «Авро Шеклтон», а в марте 1977 г. британское правительство стало финансировать проект отказавшись от приобретения самолетов Е-ЗА. Первый полет опытного самолета только с передним обтекателем состоялся 28 июня 1977 г., а второго, уже полностью модифицированного, -16 июля 1980 г. Было заказано 11 самолетов, но неполадки, связанные с функционированием систем, привели к сокращению программы выпуска самолетов и впоследствии заказ переориентировали на закупку самолетов Е 3D системы АВАКС
Основное предназначение «Нимрод» AEW.3 – обнаружение распознавание и классификация самолетов кораблей и ракет, управление действиями истребителей и ударных самолетов руководство поисково- спасательными операциями.
Заключение
Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142.
Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно-ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.
Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково-прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.
Знакомство с новыми средствами поражения
Самолет Ту-142М ВВС КСФ
Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе-б до дальнего противолодочного самолета Ту-142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил-38 – на базе Ил-18В, Ту-142 – на на базе Ту-95РЦ и только самолет-амфибия Бе-12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.
Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков-ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ-55 и пройти над ним. Прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС-12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс-12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ-2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН-К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.
Разработка противолодочного самолета Ил-38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50-х – начала 60-х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.
Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт
Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки
Рабочее место бортрадиста
Рабочее место бортинженера
По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ-60.
Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.
Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ-2 и РГБ-3.
Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно-кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.
Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил-38 привели к необходимости создания на базе самолета- разведчика Ту-95РЦ самолета Ту-142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил-38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту-142М с новой системой 2КН-К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.
Без комментариев
К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил-38 (не устанавливался из-за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально-взлетающей амфибии Бартини ВВА-14 и др. Тем самым была создана научно-техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».
Несмотря на то что система «Коршун» (2КН-К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ-75, РГБ-15 взамен пассивно-активного буя РГБ-3, ввели дальномерный РГБ-55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.
Самолет Бе-12 после ремонта
Замена пассивных направленных буев РГБ-2 на РГБ-25 существенных преимуществ последних не выявила.
В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».
Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.
В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.
Самолеты Ту-142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.
О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов-разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.
Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.
В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.
Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север АлександрЗаключение У израильских спецслужб есть две особенности, которые мешают им работать эффективно и результативно.Во-первых, они самонадеянны и наглы. Причем это проявляется во всех сферах, начиная от грубого игнорирования международного права и заканчивая деталями
Из книги Правнук «Токарева» автора Дегтярёв МихаилЗаключение Государственные испытания пистолета ГШ-18 длились полгода и были закончены летом 2000 года. В процессе испытаний конструкция пистолета претерпела ряд изменений, в результате которых ГШ-18 приобрёл законченный вид. По результатам испытаний пистолет может быть
Из книги Растоптанная Победа. Против лжи и ревизионизма автора Дюков Александр РешидеовичЗаключение Отношение Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии к евреям - одна из наиболее дискуссионных проблем в историографии ОУН и УПА. Исследователи этой проблемы разделились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что ОУН и УПА
Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим ВикторовичЗаключение Создание Локотского самоуправляющегося округа стало возможно по нескольким причинам, главными из которых стала активная боевая деятельность брянских партизан и нехватка у оккупантов сил для их подавления.Для того чтобы сэкономить «немецкую кровь»,
Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим ИвановичЗаключение Основные принципы репрессий против сотрудничавших с нацистскими оккупационными властями коллаборационистов были определены приказом НКВД СССР № 001683 от 12 декабря 1941 г., дополненным указаниями НКВД СССР от 18 февраля 1942 г. Согласно этим нормативным
Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей ВладимировичЗАКЛЮЧЕНИЕ Танки КВ-2 стоят в тени своих более известных собратьев в семействе тяжёлых машин «Клим Ворошилов». Созданный в спешном порядке в дни советско-финляндской войны, КВ-2 изначально предназначался для борьбы с фортификационными сооружениями, и прежде всего - с
Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем КейтЗаключение В своих воспоминаниях я не ставил цель показать во всем объеме и разнообразии работу ГВСУ, ВСУ всех фронтов и военно-санитарных отделов армий. Некоторые из них только упоминаются, а о многих вообще не говорится. Это объясняется не тем, что их деятельность была
Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий ДмитриевичЗаключение 1. Институт военной истории Министерства Обороны РФ в 2008 году выпустил 764-страничный труд «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах». В отношении войн в Ираке в нем сделан следующий вывод. «Характерным для войны в зоне Персидского залива
Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий ЮрьевичЗаключение Если попытаться подвести итог, то ничего неожиданного в изменениях немецких тактических приёмов нет, всё довольно логично и, даже, предсказуемо применительно к ситуации, в которой оказались немцы. Удивительно другое - нежелание признаваться себе в том, что
Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай АнатольевичЗаключение Подведем итог. Спорить не будем - уставы написаны кровью. Но нужно помнить, что они написаны не только кровью тех, на чьем опыте они создавались, но и, к сожалению, кровью тех, кто еще погибнет, пытаясь претворить в жизнь их предписания, которые не будут
Из книги автораЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы понять ветер, стрелок должен знать факты о баллистике и поведении ветра и понимать взаимосвязь между ними. Когда мы затронули эту тему со стрелками, оказалось, что нижеприведенные факты часто становились неожиданностью: Траектория типовой пули. 308
Из книги автораЗАКЛЮЧЕНИЕ Для вашего первого пристрелочного выстрела Определите свою стратегию на матч Определите свои первоначальные поправки прицела для первого выстрела:Шаг 1: Наблюдайте за кондициями.Шаг 2: Переведите кондиции в установки прицела.Шаг 3: Проверьте ветер и
Из книги автораЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая стрельба на тренировке или в матче развивает ваши тактические навыки. Если кондиции требуют использования способа, который уже есть в вашем комплекте инструментов, достаньте его и практикуйтесь использовать его грамотно. Если кондиции требуют
Из книги автораЗаключение Заключение К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному
Из книги автораЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, представленный читателю, не является художественным произведением. До отправки в издательство большая его часть была показана, обсуждена и согласована с бывшими и действующими сотрудниками спецпод-разделений СССР, России и Украины. По совету
Из книги автораЗаключение “Внутреннее размещение броненосца весьма удобно, высокие борта дают ему безукоризненные морские качества. Скорость хода 18 узлов, которую, конечно, броненосец разовьёт, поставят его в один ряд с лучшими эскадренными броненосцами Франции и Англии, уже готовыми
Как правило, создаются на базе дальнемагистральных пассажирских самолётов или дальних бомбардировщиков - например, Ил-38 создан на базе пассажирского лайнера Ил-18, Lockheed P-3 Orion - на базе Lockheed L-188 Electra, Ту-142 представляет собой переработанный под другие задачи бомбардировщик Ту-95, P-8 Poseidon создан на базе авиалайнера Boeing 737-800.
Для выполнения боевой задачи на ПЛС обычно имеются следующие основные средства:
* радиогидроподсистема (РГП), в которую входят гидроакустические буи и бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов;
* магнитометр, позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;
* РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;
противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды.ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ, в США - ВМС США, в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах, находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово, находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.
Малые десантные корабли (МДК) - класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО - Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).
Десантный корабль - класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.
Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) - переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...
Вое́нно-морска́я база «Ручьи» - военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930-1941 и 1944-1945 годах, не достроена и ликвидирована.
Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) - род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.
Тихоокеанский флот ВМС США наряду с Атлантическим флотом ВМС США является одним из основных оперативно-стратегических объединений военно-морских сил США. Флот предназначен для решения важных государственных военно-политических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В зону его ответственности входит почти вся акватория Тихого и Индийского океанов (от Западного побережья США до восточных берегов Африки), а также часть арктического бассейна общей площадью более 100 миллионов квадратных миль.
Плавучий тыл - постоянное или временное формирование военных кораблей и судов обеспечения, а также - их штабов и органов управления, которое предназначено для материально-технического снабжения действующих соединений ВМФ в море, в районах необорудованного побережья, в пунктах манёвренного базирования и др. Представляет из себя составную часть оперативного и войскового тыла флота, эскадры или флотилии, может включать в себя корабли комплексного снабжения, плавучие технические базы, плавучие судоремонтные...
Противолодочный вертолёт - военный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок. Может быть наземного или корабельного базирования.
Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота - оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.
Командование Западных подходов - оперативное командование Королевского флота, созданное во время Второй мировой войны для защиты коммуникаций и контроля над судоходством на Западных подходах к Британским островам.
Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) - береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.
Краснознамённая Беломорская военно-морская база (БелВМБ) - военно-морская база Северного флота Российской Федерации, дислоцированная в городе Северодвинске (Архангельской области). База подчиняется командующему Северным флотом. ГШ...
Стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.
Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.
В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.
По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.
Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.
Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.
По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.
Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.
Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.
Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.
Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.
В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.
За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.
На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.
Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.
Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.
«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.
Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.
Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.
Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.
Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.
В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.
После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.
Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.
Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» – многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.
Несмотря на проблемы с доработкой радиоэлектронного оборудования, Ил-38 снискал признание и уважение у лётчиков морской авиации.
Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.