Как работает противолодочный самолет. Базовый противолодочный самолет

21.11.2023

Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.

Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.

Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°.

В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 - 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.

В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.

После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.

Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.

По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.

Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км.

Оружие (ракеты класса «воздух-корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.

Противолодочные самолёты авианосной авиации

Основным таким самолётом в США является S-2 , первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолёта, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолётов различных модификаций. Самолёты поставлялись в (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолёта «Треккер», командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.

В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.


Предназначен для патрулирования морских акваторий, разведки и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок.

Самолет «Нимрод» MR разработан на основе пассажирского авиалайнера «Комета» 4С, который использовался в ВВС Великобритании с 1955 г. в качестве военного транспортного самолета. Работа по модернизации самолета «Комета» 4С началась в 1964 г., а первый полет опытного самолета состоялся 23 мая 1967 г.

Конструктивно «Нимрод» MR Mk.1 отличался от базовой модели укороченным на 1,98 м фюзеляжем с негерметичной подфюзеляжной корзиной для размещения поискового оборудования и наличием отсека для вооружения длиной 14,78 м. Крыло, хвостовое оперение и шасси остались практически без изменения, кроме отдельных узлов шасси, которые были усилены для работы с большими полетными весами. Внешние отличия включали большой надфюзеляжный киль, контейнер с электронным оборудованием, смонтированный сверху киля, выступающую в хвостовой части фюзеляжа балку для магнитного обнаружителя, прикрепленный на передней стенке топливного бака прожектор и подкрыльевые пилоны для ракет «воздух-поверхность».

На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя, мощность которых позволяет даже при одном работающем лететь на крейсерской скорости и набирать высоту.

Бортовое прицельно-поисковое оборудование аналогично оборудованию Р-ЗС и включает инерциаль- ную платформу Эллиот ЕЗ, доплеровскую РЛС Декка 67М, дублированный гиромагнитный компас Сперри СМ7, РЛС обнаружения надводных целей EMI ASV- 21D, детектор магнитной аномалии ASQ-10A, систему РЭБ и поисковый прожектор (мощностью 70 млн свечей), но в отличие от Р-ЗС не имеет обзорной ИК-станции.

Вооружение самолета составляют торпеды, глубинные бомбы и мины, которые размещаются в отсеке вооружения. Кроме того, каждая консоль крыла имеет по одному узлу для подвески УР класса «воздух-поверхность», НУР, а также контейнеров с пушками и минами. В хвостовой части герметичного отсека фюзеляжа размещены акустические буи, морские маркеры и другие опознавательные средства.

Самолет «Нимрод» может быть использован и как транспортный – в нем могут разместиться 45 военнослужащих.

С 1975 г. началась модернизация самолета «Нимрод» MR Mk.1 в «Нимрод» MR Mk.2 с более совершенным БРЭО. Кроме того, последний модернизирован для использования новых видов вооружения (фугасные бомбы по 450 кг, кассетные бомбы BL 755, торпеды «Стингрей» и противолодочные УР «Гарпун»). В 1982 г.




16 самолетов были оснащены заправочными штангами На нескольких самолетах «Нимрод» MR Mk 2 были установлены УР «Саидуин- дер» класса «воздух-воздух» (по две на каждом под- крыльевом пилоне)

Самолет способен осуществлять патрулирование в ближней зоне до 12 часов, а на удалении 1850 км от точки вылета – до 6 часов. Дальность полета может быть увеличена за счет размещения в отсеке вооружения дополнительных топливных баков.

В 1973 г началась проработка варианта самолета ДРЛО на базе «Комета» 4С для замены патрульных самолетов «Авро Шеклтон», а в марте 1977 г. британское правительство стало финансировать проект отказавшись от приобретения самолетов Е-ЗА. Первый полет опытного самолета только с передним обтекателем состоялся 28 июня 1977 г., а второго, уже полностью модифицированного, -16 июля 1980 г. Было заказано 11 самолетов, но неполадки, связанные с функционированием систем, привели к сокращению программы выпуска самолетов и впоследствии заказ переориентировали на закупку самолетов Е 3D системы АВАКС

Основное предназначение «Нимрод» AEW.3 – обнаружение распознавание и классификация самолетов кораблей и ракет, управление действиями истребителей и ударных самолетов руководство поисково- спасательными операциями.

Заключение

Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142.

Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно-ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.

Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково-прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.

Знакомство с новыми средствами поражения

Самолет Ту-142М ВВС КСФ

Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе-б до дальнего противолодочного самолета Ту-142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил-38 – на базе Ил-18В, Ту-142 – на на базе Ту-95РЦ и только самолет-амфибия Бе-12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.

Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков-ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ-55 и пройти над ним. Прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС-12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс-12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ-2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН-К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.

Разработка противолодочного самолета Ил-38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50-х – начала 60-х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.

Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт

Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки

Рабочее место бортрадиста

Рабочее место бортинженера

По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ-60.

Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.

Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ-2 и РГБ-3.

Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно-кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.

Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил-38 привели к необходимости создания на базе самолета- разведчика Ту-95РЦ самолета Ту-142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил-38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту-142М с новой системой 2КН-К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.

Без комментариев

К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил-38 (не устанавливался из-за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально-взлетающей амфибии Бартини ВВА-14 и др. Тем самым была создана научно-техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».

Несмотря на то что система «Коршун» (2КН-К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ-75, РГБ-15 взамен пассивно-активного буя РГБ-3, ввели дальномерный РГБ-55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.

Самолет Бе-12 после ремонта

Замена пассивных направленных буев РГБ-2 на РГБ-25 существенных преимуществ последних не выявила.

В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».

Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.

В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.

Самолеты Ту-142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.

О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов-разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.

Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.

В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

Заключение У израильских спецслужб есть две особенности, которые мешают им работать эффективно и результативно.Во-первых, они самонадеянны и наглы. Причем это проявляется во всех сферах, начиная от грубого игнорирования международного права и заканчивая деталями

Из книги Правнук «Токарева» автора Дегтярёв Михаил

Заключение Государственные испытания пистолета ГШ-18 длились полгода и были закончены летом 2000 года. В процессе испытаний конструкция пистолета претерпела ряд изменений, в результате которых ГШ-18 приобрёл законченный вид. По результатам испытаний пистолет может быть

Из книги Растоптанная Победа. Против лжи и ревизионизма автора Дюков Александр Решидеович

Заключение Отношение Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии к евреям - одна из наиболее дискуссионных проблем в историографии ОУН и УПА. Исследователи этой проблемы разделились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что ОУН и УПА

Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим Викторович

Заключение Создание Локотского самоуправляющегося округа стало возможно по нескольким причинам, главными из которых стала активная боевая деятельность брянских партизан и нехватка у оккупантов сил для их подавления.Для того чтобы сэкономить «немецкую кровь»,

Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

Заключение Основные принципы репрессий против сотрудничавших с нацистскими оккупационными властями коллаборационистов были определены приказом НКВД СССР № 001683 от 12 декабря 1941 г., дополненным указаниями НКВД СССР от 18 февраля 1942 г. Согласно этим нормативным

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Танки КВ-2 стоят в тени своих более известных собратьев в семействе тяжёлых машин «Клим Ворошилов». Созданный в спешном порядке в дни советско-финляндской войны, КВ-2 изначально предназначался для борьбы с фортификационными сооружениями, и прежде всего - с

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Заключение В своих воспоминаниях я не ставил цель показать во всем объеме и разнообразии работу ГВСУ, ВСУ всех фронтов и военно-санитарных отделов армий. Некоторые из них только упоминаются, а о многих вообще не говорится. Это объясняется не тем, что их деятельность была

Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий Дмитриевич

Заключение 1. Институт военной истории Министерства Обороны РФ в 2008 году выпустил 764-страничный труд «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах». В отношении войн в Ираке в нем сделан следующий вывод. «Характерным для войны в зоне Персидского залива

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Заключение Если попытаться подвести итог, то ничего неожиданного в изменениях немецких тактических приёмов нет, всё довольно логично и, даже, предсказуемо применительно к ситуации, в которой оказались немцы. Удивительно другое - нежелание признаваться себе в том, что

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

Заключение Подведем итог. Спорить не будем - уставы написаны кровью. Но нужно помнить, что они написаны не только кровью тех, на чьем опыте они создавались, но и, к сожалению, кровью тех, кто еще погибнет, пытаясь претворить в жизнь их предписания, которые не будут

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы понять ветер, стрелок должен знать факты о баллистике и поведении ветра и понимать взаимосвязь между ними. Когда мы затронули эту тему со стрелками, оказалось, что нижеприведенные факты часто становились неожиданностью: Траектория типовой пули. 308

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для вашего первого пристрелочного выстрела Определите свою стратегию на матч Определите свои первоначальные поправки прицела для первого выстрела:Шаг 1: Наблюдайте за кондициями.Шаг 2: Переведите кондиции в установки прицела.Шаг 3: Проверьте ветер и

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая стрельба на тренировке или в матче развивает ваши тактические навыки. Если кондиции требуют использования способа, который уже есть в вашем комплекте инструментов, достаньте его и практикуйтесь использовать его грамотно. Если кондиции требуют

Из книги автора

Заключение Заключение К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, представленный читателю, не является художественным произведением. До отправки в издательство большая его часть была показана, обсуждена и согласована с бывшими и действующими сотрудниками спецпод-разделений СССР, России и Украины. По совету

Из книги автора

Заключение “Внутреннее размещение броненосца весьма удобно, высокие борта дают ему безукоризненные морские качества. Скорость хода 18 узлов, которую, конечно, броненосец разовьёт, поставят его в один ряд с лучшими эскадренными броненосцами Франции и Англии, уже готовыми

  • Противолодочный самолёт (ПЛС) - самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.

    Как правило, создаются на базе дальнемагистральных пассажирских самолётов или дальних бомбардировщиков - например, Ил-38 создан на базе пассажирского лайнера Ил-18, Lockheed P-3 Orion - на базе Lockheed L-188 Electra, Ту-142 представляет собой переработанный под другие задачи бомбардировщик Ту-95, P-8 Poseidon создан на базе авиалайнера Boeing 737-800.

    Для выполнения боевой задачи на ПЛС обычно имеются следующие основные средства:

    * радиогидроподсистема (РГП), в которую входят гидроакустические буи и бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов;

    * магнитометр, позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;

    * РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;

    противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды.ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ, в США - ВМС США, в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах, находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово, находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

Связанные понятия

Малые десантные корабли (МДК) - класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО - Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).

Десантный корабль - класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) - переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...

Вое́нно-морска́я база «Ручьи» - военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930-1941 и 1944-1945 годах, не достроена и ликвидирована.

Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) - род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.

Тихоокеанский флот ВМС США наряду с Атлантическим флотом ВМС США является одним из основных оперативно-стратегических объединений военно-морских сил США. Флот предназначен для решения важных государственных военно-политических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В зону его ответственности входит почти вся акватория Тихого и Индийского океанов (от Западного побережья США до восточных берегов Африки), а также часть арктического бассейна общей площадью более 100 миллионов квадратных миль.

Плавучий тыл - постоянное или временное формирование военных кораблей и судов обеспечения, а также - их штабов и органов управления, которое предназначено для материально-технического снабжения действующих соединений ВМФ в море, в районах необорудованного побережья, в пунктах манёвренного базирования и др. Представляет из себя составную часть оперативного и войскового тыла флота, эскадры или флотилии, может включать в себя корабли комплексного снабжения, плавучие технические базы, плавучие судоремонтные...

Противолодочный вертолёт - военный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок. Может быть наземного или корабельного базирования.

Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота - оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.

Командование Западных подходов - оперативное командование Королевского флота, созданное во время Второй мировой войны для защиты коммуникаций и контроля над судоходством на Западных подходах к Британским островам.

Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) - береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.

Краснознамённая Беломорская военно-морская база (БелВМБ) - военно-морская база Северного флота Российской Федерации, дислоцированная в городе Северодвинске (Архангельской области). База подчиняется командующему Северным флотом. ГШ...

Стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.


После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» – многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.

Несмотря на проблемы с доработкой радиоэлектронного оборудования, Ил-38 снискал признание и уважение у лётчиков морской авиации.

Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.

Видео